Публикации

Верность Господу до конца

Дата: 13.05.2019

Автор: Александр Фокин

Все публикации автораВсе публикации автора

Просмотров: 10212

Во второе воскресенье после Светлой седмицы Церковь совершала память святых жен-мироносиц, святых праведных Иосифа Аримафейского и Никодима. Тех, которые более всех прикоснулись к тайне смерти Христовой, сохранив верность Господу до конца.

Святые Жёны-мироносицы несут миро, хотя при погребении Христа тело было помазано и погребено по обычаю иудейскому. Что это значит. «Неужели недостаточно мира было принесено для Господа? Они купили ароматы, чтобы помазать тело Господа. Это значит, что поклонение, которое оказывают другие люди Христу, любовь, которую они приносят Ему, не может препятствовать нам приносить наше поклонение Господу» (прот. Александр Шаргунов).

Господь открывает нам Себя во всём творении Своём. Вслушиваясь в слова проповеди, вчитываясь в её строки, понимаешь, что смысл происходящего в евангельские дни не перестает быть во времени. И пространства для евангельских событий будто не существует: вместе с Иосифом Аримафейским и Никодимом ты сам или рискуешь положением в обществе, имеешь отвагу и храбрость войти к Пилату с дерзкой, по мнению придворного окружения прокуратора Иудеи, просьбой выдать тело казнённого для погребения, или ты не с ними, а трусливо прячешься от глаз соплеменников. Не одни только жёны-мироносицы идут ко гробу в предутренней темноте, но и ты, то ли вместе с ними, или опять нет тебя среди тех, кто готов стоять за дело Христово до конца, каким бы этот конец ни был.

Но снова вчитываясь в строки Евангелия дня, вслушиваясь в слово проповеди, понимаешь, что Господь ждёт от тебя не внешних знаков твоего внимания, уважения, или почитания, не к памяти твоей обращается, но свидетельствует, что Он жив, что Он сейчас ведёт тебя на Голгофу ко гробу Своему в сегодняшний ранний предрассветный час. Он сейчас предлагает тебе войти в преторию и, набравшись отваги и храбрости, просить Понтия Пилата выдать тело Казнённого, т.е. Свое Пречистое тело для погребения.

Вглядываемся в себя. О чём наша самая глубокая мысль? Какое самое сильное желание? Самое тайное движение души куда направлено? Видим ли мы себя в череде мироносиц?…

Русская земля возрастила бесчисленный сонм святых жен, среди них есть благоверные княгини, преподобные, мученицы, праведницы, Христа ради юродивые. Но в житийных сказаниях запечатлена жизнь не многих из них, но лишь малая часть этих праведниц Святой Руси, утаенных от мира и в полной безвестности совершавших свой подвиг подражания Пресвятой Богородице.

Святые жены Руси прошли свой путь по-разному. Одни из них, как святая равноапостольная княгиня Ольга, облеченная верховной властью, оказались причастны к решениям судьбоносным для всего нашего Отечества. Другие, как преподобная Ефросиния Полоцкая и святая преподобная мученица княгиня Елизавета, уходили в монастырь, оставив свое высокое положение. Святые блаженные Ксения Петербургская и Матрона Московская, избрали свой путь святости в юродстве. Созидали свою домашнюю церковь, проходили путь семейной жизни святая благоверная Иулиания Лазаревская, святая благоверная княгиня Феврония Муромская, святая преподобная Мария, мать преподобного Сергия Радонежского, святая преподобная Ефросиния Московская и другие, известные, малоизвестные и вовсе неизвестные миру. Когда, например, жила праведная Иулиания Ольшанская? О ней мало сведений, и только гроб с камнем гласит: «Иулиания, княжна Ольшанская, дочь князя Георгия Дубровицкого-Ольшанского, преставльшаяся девою на шестнадцатом году от рождения».

«Мироносицы идут, как сказано по-церковнославянски, «еще сущей тьме» — от этих слов возникает ощущение рождения нового мира и нового человека. Мы видим почти физически как исчезает тьма и воспринимаем духовно, как мрак смерти уступает место свету нового дня, когда идут жены-мироносицы ко гробу. Но поистине видим утро творения нового мира, о котором возвещает Ангел. Как будто говоря о солнце воссиявшем, слово Божие возвещает нам не столько о физическом солнце, сколько о Солнце Правды, Христе.

Что может значить это приношение перед лицом смерти, что может оно изменить, какой смысл в таком риске? Им даже помазать тело Христово не было дано, но они были помазаны благодатью Божией, любовью Христовой за эту свою решимость.

В тех обстоятельствах это было для них единственной возможностью отдать Господу всё, что у них есть. И это всё, что нужно Господу от каждого человека. Этого достаточно было Господу, как всегда будет достаточно, чтобы свет новой жизни воссиял для нас. Вот тайна Воскресения Христова и человека, который рождается во Христе воскресшим».

Мы ублажаем преподобных матерей, святых женщин, мучениц праведных, блаженных и юродивых Христа ради. И в сонме мучеников мы видим овеянных великой славой женщин, пострадавших за Христа.

В христианстве женщина поднята Основателем его на небывалую высоту. Оно разрушило старый обветшавший мир и построило новую жизнь на земле на началах, принесенных в этот мир нашим Спасителем. В христианстве все люди равны перед Богом: совершенное равенство среди людей и возможно только в христианстве» (митрополит Николай (Ярушевич)).

Наши святые жены мироносицы молятся о нас Господу. С женским днем вас, возлюбленные о Христе сестры!

(К)