Публикации

Православная духовность. Часть 2

Дата: 18.06.2022

Автор: подготовил иерей Георгий Опарин

Все публикации автораВсе публикации автора

Просмотров: 14733

Продолжение, начало здесь

Знание духовных законов оказывает самое положительное воздействие на психологическое состояние верующего человека. Оно даёт ему силы переносить всё с мужеством и терпением, даже с благодарностью Богу. Это умиротворяет его, помогает ему посмотреть на свою жизнь иными глазами, раскаяться в совершённых неправедных поступках, измениться в отношении к окружающим. Всё это чрезвычайно облегчает внутреннее состояние человека, его семейную жизнь, общественную деятельность.

Счастье и душевное благополучие человека прямо зависят от того, в какой степени он следует голосу совести, справедливости, сочувствия, сострадания. Жестокость, безнравственность уничтожают в человеке самое ценное качество его природы — любовь, и он остаётся пустым. Это, в свою очередь, грозит ему возникновением в душе чувства бессмысленности жизни, уныния, тоски, нередко приводит к самоубийству.

Современная статистика недвусмысленно говорит о нарастании суицида, прежде всего в европейских странах, материально не бедствующих, но нравственно явно деградирующих. Вот как, например, охарактеризовал психологическую ситуацию на богатом Западе финский лютеранский епископ К. Тойвиайнен в одном из диалогов с делегацией Русской Православной Церкви: «Согласно некоторым исследованиям, более половины населения на Западе потеряло цель жизни. Мы уже убедились в том, что предметом работы психиатров будет являться чувство уныния, тоски в гораздо большей степени, чем само страдание. Поводом к самоубийству часто бывает экзистенциальная опустошённость человека».

Развращённость целых народов привела многие древние цивилизации, гордившиеся своим могуществом и богатством, к разрушению и исчезновению с лица земли. Сейчас есть много оснований полагать, что такая же участь грозит и современной американизированной культуре, упорно изгоняющей из своей среды саму идею жертвенной любви.

Проблема смысла жизни воспринимается по-разному для человека духовного и душевного. Церковь предупреждает, что когда душа входит в мир вечности, то там обнажаются не только все её мысли, намерения, чувства, желания, но и все скрытные постыдные дела. И это произойдёт не в каком-то тёмном уголке Вселенной, но при полном свете, перед своей совестью и Богом, перед лицом ангелов и святых, близких и родных людей. Понятно, какой стыд и позор придётся тогда перенести нашему «я»! И от этой пытки никто и никуда скрыться уже не сможет.

Игумен Никон (Воробьёв) однажды в своей проповеди привёл такой пример. Представьте себе площадь, наполненную вашими родными, членами вашей семьи, друзьями, знакомыми и коллегами, а вы стоите перед ними на высоком помосте, рядом с которым находится грязная, отвратительная яма. И вот вдруг с вашей души сдёргивается завеса непроницаемости и перед всеми открываются все её тайники: лицемерие, ложь, обман, зависть, похоть, неверность и прочее. Не броситесь ли вы тогда в эту зловонную яму, лишь бы скрыться от позора?..

Говоря о Православии, о его роли в жизни общественной следует отметить, дух Православия всегда определял и ныне определяет столь многое и глубокое в строении российского самосознания. Роль Православия в истории и культуре России очень значительна. Православие положило в основу человеческого существа жизнь сердца, чувства любви. В нравственной области Православие дало русскому народу живое и глубокое чувство совести, мечту о праведности и святости, верное осязание греха, острое чувство правды, добра и зла.

Отсюда же столь характерный для русского народа дух милосердия и всенародного, бессословного и сверхнационального братства, сочувствие к бедному, слабому, больному, угнетенному и даже преступнику. Православие воспитывало в русском народе тот дух жертвенности, служения, терпения и верности, без которого Россия никогда не защитилась бы от всех своих врагов.

С конца Х века Православие становится духовно-нравственным стержнем общества, формируя мировоззрение, характер русского народа, культурные традиции и образ жизни, этические нормы, эстетические идеалы. Христианская этика в течение веков регулирует человеческие отношения в семье, быту, на производстве, в общественных местах, определяя отношение россиян к государству, людям, предметному миру, природе.

Законодательство и международные отношения также развиваются под сильным влиянием Православной Церкви. Христианская тематика питает образами, идеалами, идеями творческую сферу; искусство, литература, философия используют религиозные понятия и символы, периодически возвращаются к православным ценностям, изучают и переосмысливают их. Православная Церковь объединяет народ в будни и в праздники, в годы испытаний, лишений, скорби и в годы великих созиданий и духовного возрождения, несет мир и утешение. У любого народа идеи государственного устроения и общественные, гражданские, национальные идеалы неразрывно связываются с идеалами духовно-нравственными.

В настоящее время традиции православной религии сохранились в России и отразились на всех сферах бытия россиян, включая законодательство, общественные, семейные, бытовые отношения, а также литературу и искусство.

В Москве и других исконно русских городах, среди преимущественно русского населения, и раньше, и в нынешнее время живут и продолжают активно расселяться люди самых разных национальностей и вероисповеданий и не стремятся возвращаться на родину предков. Это значит, что великая русская культура, основанная на православных традициях и морали, привлекает другие народы не только высокими духовно-эстетическими и научными достижениями, но и прекрасными традициями человеческого общежития, миролюбия и братского отношения ко всем людям. Очень важно в современном мире проявлять благородство, гостеприимство, доброту и умение даже повседневные заботы и личные проблемы осмысливать и подчинять высочайшим духовным идеалам.

Православная Церковь, реагируя на все вызовы современности: войны, терроризм, преступность, насилие, призывает к решению всех конфликтов мирным путем, справедливо и с любовью к человеку. Церковь откликается на проявления насилия в мире молитвою, крестными ходами, как, например, на Украине, делами милосердия и сострадания, оказанием гуманитарной помощи. Церковь никогда не была в стороне от жизни людей. В трудные для страны времена, Церковь благословляла людей дать отпор врагу, встать на защиту Отечества.

Россия сильна единством наших людей, мы — страна братских народов. Так воспитаны духовно наши люди. В нашей стране рядом церковь и мечеть, и это символично. Мы давно живем по законам братства, высокой идейности, духовной близости, человечности и патриотизма.

В настоящее время так получилось в жизни нашей страны, что мы оказались в идеологическом вакууме. Нет государственной идеологии, которая была бы направлена на сплочение и укрепление нации и государственности. Средства массовой информации действуют разрушающе и развращающе на нравственность народа.

В этих условиях Православная Церковь явилась сдерживающим и стабилизирующим началом. Церковь призывает к миру, добру, милосердию, патриотизму. Это вызывает озлобление и нападки на Церковь как снаружи, так и внутри страны. Еще в начале 1990-х годов Збигнев Бжезинский провозглашал: «После крушения коммунизма наш самый главный враг — русское православие». Бывший премьер Швеции Карл Бильдт заявил: «Православие — главная угроза для западной цивилизации…»

И вот на православие предпринимается информационная атака. Информационно-психологическая война, согласно с теорией войн нового типа, ведется на нескольких уровнях — информационном, концептуальном и парадигмальном.

Анализируя ситуацию в мире, Васильева О.Ю., доктор исторических наук, зав. кафедрой государственно-конфессиональных отношений и религиоведения РАГС, заявила, что «на пути политики США, направленной на абсолютную гегемонию в мире, стоит Россия и Русская Православная Церковь». Для достижения поставленной цели США стремятся навязать свою систему ценностей всему остальному миру. Национальные культура, религия и власть — главные препятствия к насильственному объединению мира. Концепция прав человека, являющаяся произведением западной цивилизации, не имеет ничего общего с традиционной русской культурой.

Тему отношения западного общества к религии раскрыл протоиерей Стефан Хэдли из Корсунской епархии (Франция) в своем докладе «Религиозное образование в европейских государственных школах». Он рассказал о негативном влиянии, которое несет западная культура: «Секуляризация в Европе почти завершена. К этому же стремятся некоторые в России, но представляют ли они, к чему может привести безразличие ценностей, как оно отразится на умах и сердцах молодежи? Результатом будет отчуждение, инфантилизм, высокое число абортов и разводов».

Чем грозит нам бездуховность? В плане существования человека, кроме того, что уже было сказано, это, прежде всего беззащитность человека. Молитва помогает защититься от многих бед, неприятностей и болезней, укрепляет душевные силы человека, заряжает энергией, снимает усталость, дает бодрость, радость и оптимизм, возможность помочь своим родным и близким. В семейной жизни молитва укрепляет семью, приносит любовь, доброжелательность, душевную теплоту.

Есть разный взгляд на семейную жизнь — душевный и духовный. Человек душевный представляет себе семейную жизнь, как источник радости и наслаждения с потребительским подходом. Но его радость быстро улетучивается, когда пред ним возникают трудности и тяготы, заботы и ответственность. У него рождается вывод: неправильно выбрал себе спутника жизни, надо искать другого. И так он может всю жизнь искать, так и не находя искомого счастья.

Христианин знает, что семейная жизнь дается для совершенствования, восхождения к Богу. Мы не совершенны, у нас много грехов. Избавляясь от них, отношения в семье становятся все более теплыми, радостными, возрастает любовь до такой степени, что двое становятся единым существом и душевно и духовно. В такой семье нет разногласий, наступает полная гармония.

Чем нам грозит духовное невежество? Мы постоянно нарушаем правила духовной безопасности.

Смертельно опасно: заниматься магией, колдовством, гаданием, посещать колдунов, гадалок и целителей. Этим мы добровольно отдаем душу дьяволу. Помочь людям, которые это совершают, очень трудно, а иногда невозможно. В них вселяется дьявол, мучения их невозможно описать.

Страшно опасно: хранить у себя обереги, читать гороскопы, читать восточные учения.

Разрушительно опасно: аборты, половые связи вне супружеских отношений, так называемые гражданские браки. Это приводит к несчастью в семейной жизни, разрушению человека как личности.

Очень опасно: проклинать кого либо, осуждать, злословить, выражать недовольство. Это привлекает к себе беды, несчастья, болезни и даже смерть.

Подводя итог, можно сказать, что духовность в понимании православном означает не абстрактность, а живая жизнь с Богом, направленная на неуклонное восхождение к Богу, совершенствование и это дает богатые плоды любви, радости и счастья, как в жизни земной, так и в жизни вечной. 

(Р)