Публикации

Господь ждёт от нас совершенства

Дата: 08.02.2024

Автор: Иерей Георгий Опарин

Все публикации автораВсе публикации автора

Просмотров: 10432

Из проповеди клирика Свято-Вознесенского Архиерейского подворья иерея Георгия Опарина

Чтобы спастись, нужно много читать, много знать, потому, что не достаточно руководствоваться только тем, что мы схватываем где-то на ходу. Этого мало. Нужно глубоко и систематически изучать аскетику и дело нашего спасения. В последние два столетия распространилось понимание спасения в основном через внешние подвиги. Конечно, можно идти и этим путём. Но на этот путь может не хватить и всей жизни. И даже ели мы спасёмся только внешним деланием, то это будет лишь спасение от Ада. Господь же ждёт от нас совершенства. А совершенство — это есть обожение. Это путь, по которому шли святые. И если мы сможем прийти к обожению, то сможем спастись. Но путь этот пролегает не через внешнее делание, а через внутреннее. Для этого нужно учиться молиться, потому, что путь внутреннего делания идёт по возрастанию от силы в силу: сначала словесная молитва, потом умная, потом сердечная и так далее. Собственно, по настоящему наше спасение начинает только, когда мы придём к сердечной молитве, а словесная и умная — лишь подготавливают нас к ней.

Молитва должна быть, прежде всего, внимательной, потому, что молитва невнимательная, рассеянная, как говорят святые отцы, бесполезна. А Симеон Новый Богослов говорит ещё страшнее — он говорит, что те, кто молится невнимательно и рассеянно, являются рабами дивола и служат ему.

Только когда мы научимся молиться внимательно, мы потихоньку начнём служить Господу. Да, мы закоснели в грехах, и нам трудно прийти к внимательной молитве. Для этого нужно настойчиво, усердно и горячо молится — хотя и не внимательно, но, как можно больше, стараясь при этом сохранять внимание. Нужно заключить ум свой в слова молитвы, чтобы ум был прикован к словам, которые мы произносим. Но это только начало. Чтобы научиться молиться надо понять, что такое ум. Обычно мы путаем ум и разум, но между ними есть различие. Разум это бытовое средство, которым мы пользуемся, чтобы выполнять наши повседневные обязанности. Ум же — это дар Божий, и он несёт в себе энергию.

Когда мы молимся, то наше внимание начинает уходить наружу. Но как только внимание ума обращается наружу, ум начинает терять энергию. «Подарок» диавола нам — это наше любопытство, когда мы умом своим постоянно стремимся наружу. Нас интересует всё, что происходит вокруг, и мы с любопытством взираем на всё это. Нас мучают всякие неприятности, проблемы, и мы постоянно размышляем об этом, постоянно устремляя ум наш наружу — через это мы теряем энергию.

В результате, в конце дня мы уже истощёны, измождёны, лишены сил, потому, что все силы мы отдали диаволу; и он громко хлопает в ладоши от того, что ещё один день украл из нашей жизни — украл на бесполезные дела, развлечения, на недуховное чтение и тому подобное. И сил на вечернюю молитву уже почти нет, и часто мы плюхаемся в постель, забыв помолиться, опять же к радости диавола.

Одному из святых диавол нашёптывал: «Ты же устал. Не надо молиться, ведь уже вечер, и, всё равно, молитва твоя будет невнимательной, не от всего сердца». На это святой отвечал: «Если я читать молитву не буду, то победа будет за тобой, а, если я прочту молитву хоть не в полную силу внимания, то хоть половина победы, но будет за мной».

Когда наступит время, и молитва наша будет внимательной, тогда ум наш всё больше будет обращаться к Господу. Сердечная же молитва, это года ум спустится в сердце, и уже из глубины сердца мы буде взывать к Богу.

Таков путь к спасению. Со ступени на ступень поднимаясь к Богу, мы сможем достигнуть живого общения с Богом и обожения. К этому нас призывает Господь, к этому нас призывают все наши святые.

(Р)

Теги: Молитва