Публикации

Вспомним о Вселенских Соборах

Дата: 31.05.2022

Автор: Дмитрий Русин

Все публикации автораВсе публикации автора

Просмотров: 16483

В день церковной памяти святых отцов семи Вселенских Соборов хотелось бы вспомнить для чего эти Соборы собирались, о чём на них спорили епископы и священники, что защищали, и какие важные для Церкви решения принимались в те далёкие дни. И так начнём:

I  Вселенский Собор

В то время когда Церковь по всей Византийской империи, наконец, перестала терпеть притеснения от язычников, многим казалось, что для христиан наступили спокойные дни. Но именно в этот период видимого затишья, в  среде самих христиан стали появляться враги, может быть, ещё более страшные, чем язычники. Этими врагами стали различные учения, искажающие христианскую веру — ереси. И одной из самых страшных, и, как оказалось, весьма заразных ересей стало арианство. Основоположник этого лжеучения был Александрийский священник Арий, уверявший всех, что Иисус Христос не Бог, а только некое высшее творение, неравное Богу Отцу.

Многие из тех, кто были облечены священным саном, и простые миряне принимали, весьма логично обоснованное, лжеучение Ария. Повсеместно вспыхивали беспорядки и ожесточённые споры между сторонниками и противниками арианства. И именно для борьбы с этим нестроением в церковной жизни императором Константином Великим в 325 году городе Никее был созван I Вселенский Собор, осудивший арианство, принявший единый для всей Церкви Символ веры (названный Никейским), определивший время празднования Пасхи и утвердивший ряд важных канонов.

II Вселенский Собор

С осуждением арианства борьба с ним, однако, не закончилась. Ариане всё ещё занимали прочные позиции, и на основе их учения появлялись всё новые и новые ереси…

Второй Вселенский Собор был созван в дни царствования императора Феодосия Великого, и состоялся в Константинополе, в 381 году. Поводом к созыву собора послужило распространение ереси бывшего арианина епископа Македония, отрицавшего на этот раз уже Божественное достоинство Святого Духа. Ересь эта получила название духоборчества. Духоборцы и ряд других опасных ложных учений были осуждены.

Никейский Символ Веры был дополнен высказыванием, содержащим правильное учение о Святом Духе, как о лице Святой Троицы. Этот Символ веры был назван Никео-Цареградским. Одно из правил Собора запретило отныне вносить какие-либо изменения в Символ Веры.

III Вселенский Собор

Этот Собор состоялся в городе Ефесе в 431 году при императоре Феодосии II.

Поводом для созыва епископата стало распространение ереси Константинопольского Патриарха Нестория, учившего всех, что якобы Христос — это вообще просто человек, но только воспринявший Божественную природу. Также Несторий предлагал называть Деву Марию не Богородицей, а Христородицей, подчёркивая, что она родила не Бога, а обычного человека.

Собор в Ефесе подтвердил, что Иисус Христос — есть Истинный Сын Божий, а Дева Мария — Богородица.

IV Вселенский Собор

Этот Собор состоялся при императоре Маркиане, в городе Халкидоне, в 451 году.

На Соборе были осуждены: предстоятель Александрийской Церкви, Диоскор, и архимандрит Евтихий, утверждавшие (в противовес несторианам), что после воплощения Господа Божественное и человеческое Его естество, слились в одно. Ересь эта получила название монофизитство.

Собор в ответ на это утвердил знаменитый Халкидонский принцип, что Иисус Христос — есть Совершенный Бог и Совершенный Человек, Одно Лицо, заключающее в Себе два естества, соединенные неслитно, непреложно, нераздельно и неразлучно.

V Вселенский Собор

Пятый Вселенский Собор состоялся в столице Византии, в 553 году в царствование императора Юстиниана I.

На нем было подтверждено, что учение предыдущего Вселенского Собора является верным,  осуждены  некоторые ошибочные идеи знаменитого Оригена и многие сочинения известных авторов, противоречащие истинному учению Церкви.

VI Вселенский Собор

На этом Соборе, состоявшемся в Константинополе в 680 году при императоре Константине Погонате, была опровергнута ересь монофелитов, учивших, что во Христе не две воли, а одна.

Собор епископов подтвердил исконное учение Церкви о том, что Христос имеет в Себе две воли — Божественную и человеческую. При этом Его человеческая воля  во всём согласна с волей Божественной.

VII Вселенский Собор

В VIII столетии Византийскому государству стали всё больше угрожать мусульмане. И для того, чтобы установить мир между исламом и христианством, Император Лев Исавр предложил запретить почитание икон в христианской среде. Это движение за запрет икон получило название иконоборчества, и очень долгое время последователи его преследовали тех, кто не желал уничтожения святых икон.

Седьмой Вселенский Собор, состоявшийся в городе Никее в 787 году, при императрице Ирине, был под постоянной угрозой срыва со стороны иконоборцев, но, в конце концов, епископы сумели собраться, и опровергли иконоборческую ересь.

(Р)