Публикации

«В психиатрии нет ничего, что не одобряет Церковь»

Дата: 11.10.2014

Просмотров: 8539

10 октября — Всемирный день психического здоровья. Его отмечают, начиная с 1992 года по инициативе Всемирной федерации психического здоровья, чтобы привлечь внимание общественности к проблеме психических расстройств и их открытого обсуждения с целью более эффективного лечения и профилактики.

Стремительный поток современной жизни сам по себе располагает к стрессам, являющимся предвестниками психических заболеваний. Природные и политические катаклизмы, информационные перегрузки, проблемы на работе и дома приводят к тому, что стресс стал одной из постоянных составляющих нашей жизни. Люди борются с ним, не задумываясь о том, что нужно не бороться, а не допускать его возникновения.

Но что же делать, если все-таки стресс не только подчинил себе все естество человека, но и явился причиной серьезного психического заболевания? В первую очередь, естественно, нужно обратиться к врачу-психиатру. Многие православные совершают ошибку, отправляя своих душевнобольных родственников на отчитку к батюшке в какой-нибудь отдаленный монастырь. Да, Церковь — лечебница душ человеческих, но все же стоит комплексно подходить к решению проблемы — начатки многих заболеваний имеют корни в поврежденной нравственной природе человека — тут не обойтись без спасительной благодати Церкви, но и многие пограничные психические расстройства успешно лечатся специалистами в этой области.

Самые величайшие врачи в мировой истории всегда были людьми верующими. «Вот до революции врач, прежде чем принять пациента, спрашивал его, был ли тот на исповеди, причастился ли? Сначала надо было получить духовную помощь. Вот такая синергия больницы и Церкви обязательно даст свои плоды!» — считает диакон Алексий Комиссаров, клирик Богоявленского храма г. Менделеевска, работающий врачом-психиатром в Набережночелнинском ПНД.

Отец Алексий согласился ответить на вопросы нашего корреспондента.

— Существует мнение в православной среде, что психотерапевты — это такие же экстрасенсы. В чем причина этого заблуждения?

— Ничего экстрасенсорного нет в этой профессии, если по совести выполнять свою работу, то можно помогать людям — лечить какие-то пограничные состояния, неврозы. Это тоже очень нужная профессия, ничего сверхъестественного в ней нет.

— Как отличить психическую болезнь, требующую медицинского вмешательства, от беснования?

— В начале прошлого века, когда схоластика проникла и в церковные круги, было такое предположение, что бесноватые боятся святой воды, креста, Литургии… Но если отбросить шутки, то в психиатрии есть абсолютно конкретные признаки психических расстройств, диагностика — дело серьезное, никого просто так в больницу не положат. Дифференциальную диагностику беснования мы не проводим, если помощь нужна, мы ее оказываем. Все люди в какой-то мере бесноватые, все одержимы той или иной страстью, у некоторых просто это выходит наружу. Антоний Сурожский говорил, что приступ беснования можно лечить и терапевтическими методами, противоречий нет.

— Как могут сотрудничать священник и психотерапевт в лечении таких больных?

— Священник нужен всем. Много лет к нам в ПНД приходит иерей Александр Щенников из села Новотроицкого, почти каждую среду он проводит здесь водосвятный молебен, отвечает на вопросы, желающих исповедует, пациенты очень довольны. Молельная комната в честь свт. Киприана и мц. Иустины существует с 1994 года, но постоянно молебны служатся примерно последние 10 лет.

По закону каждый пациент имеет право на свободное вероисповедание. Поэтому в ПНД есть не только православная молельная комната, но и мусульманская. С главным врачом сейчас идут переговоры о выделении более просторного помещения под храм, чтобы можно было служить полноценную Литругию. То есть подобное сотрудничество, конечно, способствует выздоровлению. Вот сейчас все по желанию — священник ходит и кропит святой водой отделение и больных — кому это надо только.

Молельная комната в Психо-неврологическом диспансере г. Набережные Челны

— Возможна ли психиатрическая помощь специалиста на приходе?

— Я не вижу в этом смысла, — больницы работают. Если священник видит, что есть психические проблемы, то он обязан отправить в больницу. Но они ведь не идут сами, а для этого есть родственники и закон о психиатрической помощи, процедура психиатрического освидетельствования, — все нюансы продуманы. Церковь, наверно, может помочь социальной работой с больными.

— Какие методы лечения в психиатрии не благословляются Церковью?

— Все методы в психиатрии законны, мы применяем медикаментозные стандартные методы, все врачи лечат так, как их учили в институте. В психиатрии нет ничего, что могло бы не понравиться Церкви. Могут быть нравственные проблемы у медицинского персонала, но это уже другая тема.

— Можно ли излечить психическое заболевание?

— Существуют излечимые заболевания, и хронические, в которых достигается ремиссия — стойкое улучшение. Но вообще, все заболевания имеют хронический характер, не только психиатрические. Разве что ОРЗ излечивается. Все болезни имеют свойство периодически обостряться и затихать. Но бывает, что и психические заболевания излечиваются, то, что психические заболевания не излечиваются, — это миф. Они лечатся, особенно в наше время. Нужно понимать разницу между лечением и излечением.

— Есть такое понятие как «религиозный бред». Расскажите, пожалуйста, о нем: как он проявляется и возможно ли его излечить? Часто ли Вы сталкиваетесь с этим в своей практике и как отличить неофитство от религиозного бреда?

— Бред остается бредом, меняется только рисунок. Лечится не религиозный, не ревностный, не преследовательский, а лечится суть — сам бред — система ложных умозаключений, вытекающих из неправильной работы мышления. Неофитство и младостарчество, например, возникает у здорового человека, а религиозный бред это всегда симптом какого-то психического расстройства.

— Считается, что при психозах зрительные галлюцинации бывают в виде того, что больной больше всего боится или что ему неприятно: мыши, ящерицы, змеи. Но Православие нам говорит о том, что в таких состояниях человеку являются бесы.

— Такие видения бывают чаще всего при состоянии алкогольного психоза, — белая горячка, например — они успешно лечатся. Конечно, это бесовская одержимость. У больных шизофренией, например, совсем другие переживания. Психиатрия не отрицает существование души и духов, но мыши тут не при чем, не стоит наделять их особой силой.

— Правда ли, что у каждого человека можно найти психическое отклонение или пограничное состояние?

— Психическое расстройство можно найти не у каждого человека, так как они диагностируются четко, а пограничным состояниям, так называемым невротическим расстройствам, могут быть подвержены все. У кого-то бывают навязчивые сомнения, какие-то тревоги, перепады настроения, у кого-то бессонница, реакции на жизненные обстоятельства.

— Сейчас часто встречается неврастения (синдром хронической усталости). В чем духовная причина этой формы психозов и как от нее избавиться?

— Неврастения — несоответствие своих возможностей своим желаниям — чаще всего и приводит к синдрому хронической усталости, синдрому перегорания или профессионального выгорания, как его еще называют, — этому подвержены многие. Синдром хронической усталости не требует медикаментозного лечения, со временем эти проблемы проходят, человек научается самостоятельно выравнивать эти состояния. Для этого, слов нет, надо духовно укрепляться, учиться терпению к себе и к людям, принимать церковные Таинства. Постепенно проблема сойдет «на нет».

— Как Вы пришли в священный сан, и откуда идет Ваше увлечение краеведением?

— Любовь к родному краю с детства — у моих родителей корни из Елабуги, а Елабуга, город с богатой историей, очень притягивает. Детские впечатления сыграли роль видимо.

К сану человек не идет, его Господь ведет. Колесил на машине по округе, по историко-краеведческим делам, и заехал однажды в Богоявленский храм в Менделеевске, познакомился с настоятелем, отцом Алексием Загуменновым, он предложил помогать в алтаре, вот так постепенно и до дьякона допомогался.

— Какой отпечаток ваше церковное служение откладывает на профессиональную деятельность врача?

— Я не понимаю вообще, когда говорят православный врач или, например, православный учитель. Очень часто люди и других вероисповеданий работают по совести так, с такой самоотдачей, настолько ответственно, что порой лучше некоторых православных. А как выглядит этот отпечаток на мне, наверное, лучше судить окружающим. Я по крайней мере никакого отпечатка не вижу.

Беседовала Юлия КОКОРИНА,

Вопросы — Евгения БАЛЬСУНОВА