Гордость русской военной славы
Просмотров: 13549
9 сентября Россия вспоминает воинов, павших при обороне Севастополя в Великой Отечественной и в Крымской войне 1853-1856 гг. Памяти этих славных героев посвящается…
Слава вам, храбрые! Слава, бесстрашные!
Вечную славу поет вам народ:
Доблестно жившие, смерть победившие,
Память о вас никогда не умрет
Надпись на обелиске Победы 1941-1945 гг.
В жизни каждого человека происходит событие, навсегда меняющее спокойное и размеренное течение времени. Каждый день кадры меняли один другой, отсчитывая месяцы и годы, но вот однажды настает момент, когда серые факты и цифры вдруг обретают осмысленное понимание и яркость, словно некто раскрасил их акварельными красками. Одним из таких моментов в моей жизни была поездка в Севастополь — город военной славы, гордость моряков и колыбель черноморского флота.
С детства мне говорили про ту далекую войну, в школе читали сухие отрывки из учебников и приводили мертвые числа погибших в те годы. Умом я понимала, что война — это зло, но скудное мышление не могло представить, как это — миллионы погибших. За этими словами не стояли живые люди с их горем, страхом, любовью, с их привычками и несуразными родинками на щеках. А они были, и не просто существовали, а жили полной жизнью, перед вступлением в бой дрожащей рукой писали письма, смачно закуривали крепкий табачок, может быть, ругались, шутили или плакали — они были живыми. Но что такое жизнь? Те люди, погибшие на войне, живут и поныне, а некоторые современники давно уже лишь существуют, мертвым сердцем не отвечая на жизненные раздражители. В Севастополе погибшие герои двух войн — Крымской и Второй Мировой — словно, ожили перед глазами, а те события стали совсем реальными.
Прогулка по городу вызывает только одно, все больше увеличивающееся, распирающее изнутри и обволакивающее чувство гордости за родную страну, за своих предков, за то, что и я принадлежу к этому народу, говорю на одном с ними языке, пою одни и те же песни, молюсь Одному Триипостасному Богу.
И вот дорога выводит к зданию диорамы «Штурм Сапун-горы 7 мая 1944 года».
В период героической обороны Севастополя 1941—1942 годов и его освобождения в мае 1944-ого Сапун-гора была ареной жестоких боёв. Знакомство с событиями тех времен начинается с музейной экспозиции. За стеклом — письма с фонта, военная форма, отрывки из газетных заметок, предметы обихода. Вот ржавый кусок сжатого металла в земле — в тот суровый бой от огня горела даже земля, плавился металл, с неба летели снаряды, но люди мужественно стояли. Жестокое сражение шло за каждый уголок земли, немец не хотел сдавать своих позиций. Наконец-то та война оживает не в виде мертвых цифр и фактов, но в образе реальных героев. Когда-то именно это письмо писал молодой парень с фронта, и, быть может, оно было последним в его жизни. А эту белую, выглаженную форму носили храбрые моряки, которых люто ненавидели и…боялись немцы и называли их «Gestreifte Teufel» — «полосатые дьяволы»: мы их бьем, а они вновь встают, — говорили они.
Скинув черные бушлаты,
Черноморцы в дни войны
Здесь на танки шли с гранатой,
Шли на смерть твои сыны.
При виде всего ужаса той войны слова здесь будут лишними, ибо как можно выразить боль и скорбь? Или как передать страх и отчаяние? Здесь можно только помолчать в великом почтении склонив главу перед защитниками Севастополя. Как сказала экскурсовод: «Если во всем мире забудут о Великой Отечественной войне, Севастополь никогда не предаст их память». На полотне можно увидеть реальных героев Великой Отечественной войны, их лица художники писали с фотографий. Перед зрителями открывается как на ладони поле битвы за Севастополь, небо светится огненным сиянием, летят снаряды, солдаты вступают уже в рукопашную с неприятелем. А чуть подальше — на самом горизонте — медсестра Женя, перевязывающая рану солдату. Она вынесла с поля боя 70 раненных, а когда выносила семьдесят первого, была смертельно ранена сама. А на Сапун-гору уже вбежал первый советский солдат, но тут же замертво упал. Тогда Красное знамя подхватил его товарищ и водрузил на самый верх — победа! «Ура!» — доносились со всех сторон голоса живых героев через десятилетия. Сладкое щемящее чувство победы ощущается живо, кажется, будто и твои глаза слепил огонь взрывов, и слезились от дыма и запаха сожженного железа.
Смотрите на меня во все бинокли,
Расширьте изумленные глаза:
Я пережил осаду Севастополя,
Хоть не был в нем сто лет тому назад.
Недалеко от здания Диорамы — экспозиция советской боевой техники: танки, самоходные и зенитные установки, гвардейские миномёты «Катюши», полевая и морская артиллерия. Именно на них наши солдаты одержали победу над фашистскими захватчиками. В хвойном парке, чуть дальше от Диорамы, возвышается обелиск Славы, у подножия которого с 1970 года горит Вечный огонь. На летнем крымском солнце блестит золотой крест часовни великомученика Георгия Победоносца — покровителя воинов, в день памяти которого пришло радостное известие об окончании войны. Около церковной лавки на сосне сидит маленькая белочка без одного уха и грызет орешек — прямо как в известной сказке Александра Пушкина. Продавщица восковых ароматных свечек — сама вся светящаяся и ароматная — заботливо предупреждает: «Не подходите близко к белочке. Она несчастная, инвалид, много чего в жизни повидала. Сейчас бельчат кормит. Мы с ней давно знакомы уже!» А зверек, видно, уже привык к своей кормилице и защитнице, ждет, когда она насыплет ей орешков и семечек, потом спрыгнет и начинает быстро их грызть — знает, что с этим человеком ей не грозит опасность. Тихий парк, обрамленный вековыми соснами, помнящими те страшные годы и закрывающими широкими ветвями солдат, заставляет остановиться потоку мыслей, сесть, вдохнуть свежий запах хвои и задуматься. Кажется, что здесь время специально останавливается, чтобы человек забыл о своих проблемах и вспомнил всех, кто положил жизнь свою за то, чтобы потомки через несколько десятилетий могли так тихо и мирно сидеть на лавочке под соснами, жить и радоваться.
Какой тут дышит мир! Какая славы тризна
Средь кипарисов, мирт и каменных гробов!
Рукою набожной сложила здесь отчизна
Священный прах своих сынов.
Но не только Великая Отечественная война оставила свой кровавый след на Севастопольской земле. Крымская война 1853–1856 годов была вызвана соперничеством России и ведущих европейских держав на Ближнем Востоке. Первоначально Россия начала воевать с Турцией за контроль над черноморскими проливами и влиянию на Балканах. Франция и Англия не хотели усиления русского государства и тоже вступили с ней в войну. С осени 1854 года главные усилия союзников сосредоточились против Крыма с целью уничтожения Черноморского флота и его главной базы — Севастополя. Судьба героического города на южной окраине Российской империи, защитники которого 349 дней отражали натиск сильнейших в Европе армий, потрясла мир.
Героической обороной города руководили выдающиеся русские флотоводцы Корнилов и Нахимов. Под их командованием слабо защищенный с суши город, был превращен в настоящую крепость. После падения Малахова кургана, защитники города покинули Севастополь. Русские войска сумели взять турецкую крепость Карс, что немного уравновесило чашу весов союзников и Российской Империи. После этого события начались мирные переговоры.
В 1901 году в честь 50-летия обороны Севастополя было принято решение увековечить подвиг её участников на живописном полотне Панорамы. Правительственный заказ на выполнение художественных работ получил Франц Алексеевич Рубо, и через три года она была уже открыта для зрителей. В Великую Отечественную войну 25 июня 1942 года во время налёта фашистской авиации и артиллерийского обстрела загорелось здание Панорамы. При спасении художественное полотно разрезали на части. Было спасено 86 фрагментов — 2/3 картины. В послевоенные годы академики живописи и опытные реставраторы обследовали спасенные фрагменты и решили «считать нецелеобразным восстановление Панорамы из старых фрагментов с добавлением новой живописи в недостающих местах». Отреставрированные фрагменты предполагалось использовать как основу для воссоздания Панорамы на новом холсте.
Панорама сегодня — одна из крупнейших в мире, длиной 115 метров и высотой — 14. Взгляду открываются не только боевые действия, но и быт того времени. Вот величайший врач-хирург Н.И. Пирогов, который во время Крымской войны был главным хирургом осаждённого Севастополя. Оперируя раненых, Пирогов впервые в истории русской медицины применил гипсовую повязку, дав начало сберегательной тактике лечения ранений конечностей и избавив многих солдат и офицеров от ампутации. Николай Иванович вышел из невысокого домика навстречу фельдшеру и сестре милосердия, рукава его загнуты, он уже готов к операции, невзирая на то, какое количество раненных проходило через его золотые руки. Вот удивительное зрелище — солдаты из ядер выложили православный крест, а вот — бежит полковой священник, поля его рясы разлетаются на ветру. Он спешит укрепить словом солдат или уже отпеть погибших.
Севастополь — город-герой, гордость русских моряков и всей России. Именно он первым встречал нерушимым огнем неприятеля, был разрушен и дважды воскресал из руин. Этот город помнит своих героев, он носит память о них, и, кажется, что волны у пристани тихо и нежно поют славу им…
«Вы подходите к пристани — особый запах угля, навоза, сырости и говядины поражает вас; Вы отчалили от берега; Не может быть, чтобы при мысли, что вы в Севастополе, не проникло в душу вашу чувство какого-то мужества, гордости и чтоб кровь не стала быстрее обращаться в ваших жилах...; Вы начинаете понимать защитников Севастополя…Итак, вы видели защитников Севастополя на самом месте защиты; Вы ясно поймете, вообразите себе тех людей, которых вы сейчас видели, теми героями, которые в те тяжелые времена не упали, а возвышались духом и с наслаждением готовились к смерти, не за город, а за родину... Надолго оставит в России великие следы эта эпопея Севастополя, которой героем был народ русский»...
Теги: Россия воин оборона Севастополя Крым война
| Проголосовало: За - 1, против: 1. Общий рейтинг: 0 |
|