Публикации

Алексий Мечёв. Путь святого

Дата: 22.06.2023

Автор: Дмитрий Русин

Все публикации автораВсе публикации автора

Просмотров: 14831

Святые поздних времён

В Евангелии от Марка ясно сказано о том, кто такие святые: «Уверовавших же будут сопровождать сии знамения: именем Моим будут изгонять бесов; будут говорить новыми языками; будут брать змей; и если что смертоносное выпьют, не повредит им; возложат руки на больных, и они будут здоровы». Такими и были святые первых веков христианства: невероятные явные чудеса сопровождали их проповеди и подвиги исповедания веры. А что же сейчас?

Об этом часто говорят современные известные богословы и священники на приходах: век явных харизматических даров прошёл — прошёл, потому, что великие чудеса были необходимы лишь для того, что бы то «малое зёрнышко», каким была первая христианская община, проросло, стало настоящей Церковью и крепко утвердилось в мире.

Наверное, это можно сравнить с тем, как человек впервые входит в церковную жизнь: сначала благодать Божия поддерживает его во всём, каждый шаг нового христианина по храму как бы сопровождают ангелы. Помощь Господа в такие моменты жизни бывает предельно явной и заметной, как забота родителя о малолетнем ребёнке. Но когда человек взрослеет, крепнет, то его приучают ходить самостоятельно. Так же, возможно, и с жизнью христианской Церкви — та же благодать Божия, которая была с первыми христианами, действует и теперь, но скрыто: вначале Отец научил ребёнка ходить, потом отошёл от него на некоторое расстояние, и теперь с любовью наблюдает за шагами на встречу…

Жизнеописания святых наших времён не часто поражают нас, скажем, чьим-то умением низводить огонь с неба. Гораздо чаще в этих историях вместо образа недосягаемого пустынника пред нами встаёт простой человек без сверхъестественных способностей, каждый шаг жизни которого постепенно привёл его к святости.

Чудеса по милости Божией они совершали, но тихо, и как бы для каждого лично. Они не проповедовали на площадях, но были истинными учениками Христовыми.

Судьбы их поняты и близки каждому, может быть, именно той самой явной возможностью прийти к Богу, следуя их жизненному примеру.

Родители батюшки

Святой Алексий Мечёв родился в середине позапрошлого столетия в семье регента хора московского Чудова монастыря. Родители его по свидетельству современников были искренне и глубоко верующими людьми (ах, как редки эти две краткие приставки «искренне» и «глубоко» по отношению к слову «вера») и воспитали сына настоящим христианином. Это явно видно из того, как молодой Алексей, всей душой стремившийся к профессии врача, по настоянию матери изменил своё решение и стал… священником. Где мы сейчас увидим такую благую родительскую волю и такое сыновнее послушание? Благородство матери — вот о чём часто упоминают в житии этого святого.

О том же, как отец Алексея молился вместе со святителем Филаретом Московским о здоровье жены и сына, когда им угрожала смертельная опасность, можно, наверное, написать отельную книжку.

Супружество

Будущий святой женился на дочери псаломщика одного из московских храмов. Любовь и доверие сопровождали эту семью до самой смерти супруги святого. Будучи священником, Алексей часто по-дружески советовался с любимой женой, как с человеком, смотрящим в одну с ним сторону — в сторону Бога.

Долгое время жили они в непростых условиях, но воспитали четверых детей, один из которых — Сергей Мечёв — сам стал выдающимся священником и был впоследствии прославлен в лике новомучеников Российских.

После смерти супруги отец Алексей долгое время тосковал и погрузился в тяжёлое уныние, из которого его вывел только визит к нему Иоанна Кронштадсткого.

Смирение и терпение

Рассказывают, что сразу же после окончания семинарии Алексий был определён на место псаломщика. Настоятель храма, где он служил, был человеком властным, и постоянно ругал (а временами даже и бил) Алексея по поводу и без повода. Замечательно же то, что уже позже, после смерти этого жестокого человека, святой Алексей со слезами провожал его до могилы, вспоминая почившего, как своего любимого учителя в школе смирения.

Отец Алексий стал настоятелем неприметного московского храма во имя Святителя Николая в Клённиках. Церковь эта была настолько не популярна среди верующих, что прихожан в ней почти не было. Святой ввёл здесь ежедневное богослужение и, как говорят, целых восемь лет служил в одиночку при практически пустом храме. Казалось, он был обречён на неудачу. Вряд ли можно подумать, будто святой расклеивал по городу объявления о своих добродетелях или как-то рекламировал свой храм. Но однажды некая женщина хотела покончить жизнь самоубийством, и долгое время ходила по набережной Москвы реки, но внимательный городовой остановил её и… посоветовал пойти в храм к отцу Алексею. И таких случаев, очевидно, было предостаточно: люди случайно приходили в Николаевский храм, видели священника с открытым сердцем, который готов утешить их в горе, славили Бога и рассказывали об удивительном, добром батюшке на улицах города.

По многочисленным свидетельствам, человек этот стяжал дар прозорливости, но никогда не выставлял его напоказ, приписывая все совершенные чудеса Богу.

Когда уже известного всей Москве отца Алексия наградили крестом с украшениями, то он плакал о своём недостоинстве и поклонился в ноги своим прихожанам, пришедшим поздравить его с наградой.

Добрый пастырь

Люди приходили в храм на Маросейке не за чудесами, и даже не за прозорливыми советами его настоятеля. Здесь было другое: каждого человека святой Алексий встречал с неизменным состраданием, и каждый уносил из этого храма столь редкое, ценное во все времена ощущение, того, что его любят и Господь милосердный рядом.

В своём храме батюшка утроил церковную школу и приют для детей, и сам преподавал Закон Божий. Люди часто звали его в пошатнувшиеся семьи, и почти всегда визиты отца Алексия рассеивали зло, мешающее людям жить вместе. Все знали: куда бы ни пришёл этот человек, он всюду приносил с собой мир.

Простота и молитва

Проповеди отца Алексия не отличались красноречием, но запоминались своей искренностью. По свидетельству некоего священнослужителя, служба в Никольском храме проходила на первый взгляд довольно сумбурно: батюшка совершал Литургию, молился о нуждах бесконечных страждущих людей, исповедовал, внимательно беседовал с духовными детьми, и всё это происходило одновременно. Но Господь помогал ему, как говорили об отце Алексии тогдашние оптинские монахи. Молитва была основным постоянным духовным трудом этого человека, и сил для благодатного служения ближним хватило ему до глубокой старости.

Дорога, по которой можно идти

Если присмотреться, то видно, что святая жизнь отца Алексия не является чем-то уникальным по сути. Дорога его к Царствию Небесному понятна и уже много тысяч лет назад проложена ни кем иным, как Самим Господом нашим Иисусом Христом. Феномен же святости Алексия Мечёва и иных праведников последних столетий ясно показывает, что этой спасительной дорогой может пойти каждый во все (даже в самые страшные) времена.