Публикации

Апостольский пост

Дата: 20.06.2023

Автор: Протодиакон Дмитрий Половников

Все публикации автораВсе публикации автора

Просмотров: 13536

История установления Петрова поста

Главным многодневным постом является, безусловно, Великая Четыредесятница — это Пост с большой буквы. Но в сокровищнице православной церкви существуют и другие многодневные поста, иногда называемые в уставе малыми четыредесятницами. Об одном из них — Апостольском посте — мы и поговорим.

Основой Петрова поста нужно считать пост, который держали древние христиане после Пятидесятницы в следующую за этим праздником неделю, или через неделю после него. Этот пост продолжался неделю, как это видно, к примеру, в Египетских канонах III века:

«Не может вмениться пост тому, кто не воздержится до часа, который составляет окончание поста. Но если кто болен и не имеет силы поститься два дня, то пусть, по крайней мере, постится в день субботы, но пусть довольствуется хлебом, солью и водою. Если же кто-либо в плавании и не знает дня Пасхи, то пусть он, когда узнает его, свой пост отложит на после Пятидесятницы».

Там же можно встретить ту же мысль в Апостольском предании «Никто на Пасху пусть не вкушает до причащения. Ибо кто так поступает, тому пост на засчитывается. Если же кто, будучи в плавании или по другой необходимости, не знал дня Пасхи, то, узнав об этом, пусть постится за прошедший пост после Пятидесятницы».

В «Апостольских постановлениях», памятнике IV века читаем: «После нее (Пятидесятницы) одну седмицу поститесь, ибо справедливо, что вы и веселились о даре Божием и постились после послабления». Продолжительный праздничный период от Пасхи до Пятидесятницы естественно было закончить воздержанием и таким образом уравновесить порядок церковной жизни.

Но было и другое соображение в пользу этого поста — память о разлучении Христа с Апостолами по Вознесении.

Пост Святого Духа

На Западе этот пост органично вписался в систему четырех годовых постов и занял в нем второе место под именем летнего поста. На Востоке эта система не имела такой силы и отделившись от своего первоначального источника, праздника Пятидесятницы, примкнула к дню первоверховных апостолов. Христианам свойственно подготавливаться к большим праздникам постом, молитвой. К большим праздникам приурочивали крещение оглашенных. В эти дни готовились и причащались Христовых тайн. Из таких постов выросли наши современные Рождественский и Успенский пост, а некоторые совсем исчезли, мы сейчас не постимся совсем перед Троицей. Постились раньше и перед праздником Воздвижения Креста.

Дальнейшее развитие этой системы пришло в некое противоречие с установлением дней предпразднства, в которые уже совершалась полупраздничная служба, и это ослабило строгость этих дней.

У Феодора Студита в его огласительных поучениях описывается переход Петрова поста от праздника Пятидесятницы к дню первоверховных Апостолов. Далее автор, необычно прилагает три годовых поста (Успенский пост еще не был известен) к Лицам Пресвятой Троицы. Петровский пост — это пост Святого Духа. В этот пост вспоминаются те дары духовные, которые Святой Дух, сойдя в виде огненных языков, передал Апостолам и Церкви. Уже в Студийском уставе Петров пост упоминается под именем четыредесятницы апостолов, которая начинается через неделю после праздника Пятидесятницы.

Так определились границы летнего поста — начинаясь через неделю после пятидесятницы, он заканчивался в день Апостолов. А так как день Сошествия Святого Духа зависит от Празднования Пасхи и каждый год приходится на новую дату, то длительность этого поста может достаточно значительно изменяться от срока, превышающего сорок дней, до менее чем одной недели.

Пост телесный

Современный Типикон приводит такой устав данного поста (глава 34):

В понедельник, среду и пятницу положен один прием пищи в девятый час (15.00), сухоядение.

Во вторник и четверг положена вареная пища с елеем и вином. Относительно количества трапез прямо не говориться, но по общей логике текста (из противопоставления понедельнику, среде и пятнице) можно заключить о вкушении двух трапез.

В субботу и воскресный день разрешается рыба и два приема пищи.

Если же при этом в понедельник, вторник или четверг будет память полиелейного, бденного или святого с великим славословием, то в эти дни разрешается рыба. В понедельник к тому же поставляется две трапезы в день, подобно вторнику или четвергу.

Если память такого святого (средний праздник) выпадет на среду или пятницу, то разрешается только вкушение вина и елея. Трапеза при этом поставляется одна в день.

Если же в среду или пятницу будет память бденного святого или престольный праздник, то разрешается рыба и две трапезы в этот день.

Пост душевный

Конечно, такой способ пощения бывает достаточно тяжело выдержать современным верующим, и в приходской практике возможны послабления, которые нужно решать в согласии со своим врачом, духовником и… собственной головой. Пост, как самоцель, может привести человека к непоправимым последствиям, как в физическом, так и в духовном плане. По мысли святых отцов, пост — есть средство для истинной духовной жизни, подспорье в борьбе со страстями и в пути к Богообщению.

«Воздержание нужно для того, чтобы по усмирении плоти постом, легче вступить в брань с прочими страстями», — наставлял авва Серапион.

Пост телесный всегда должен сопрягаться с духовным самоограничением, прежде всего в страстях, греховных желаниях, похотях.

«Телесный пост есть, когда чрево постится от пищи и пития; душевный пост есть, когда душа воздерживается от злых помыслов, дел и слов… Полезен нам пост телесный, но пост душевный неотменно нужен, так что и телесный без него — ничто», — писал святитель Тихон Задонский.