Новости Закамского благочиния

День, когда Христос дарует нам Себя

Дата: 29.04.2016

Автор: Протодиакон Дмитрий Половников

Все публикации автораВсе публикации автора

Просмотров: 7776

Великий Четверг — это особый день в богослужебном календаре. В Великую Среду была отслужена последняя Литургия Преждеосвященных Даров и с Великого Четверга в богослужении уже нет Великопостных элементов. И даже Псалтирь оставляется до конца Светлой седмицы, исключением является только Утреня Великой Субботы с Чином Погребения Спасителя. В Великий Четверг, подчеркивая важность службы, всегда бывает Литургия иже во святых отца нашего Василия Великого.

Несмотря на будний день, множество людей стремится прийти на это богослужение. Утреня, бывшая накануне четверга запоминается стремительностью хода службы и длительностью исповеди. В боковых приделах Свято-Вознесенского собора множество людей ждет исповеди, которая начавшись до начала вечерней службы, длится и после ее окончания. Каждый стремится обязательно в этот день припасть к источнику бессмертия — Великому Таинству причащения Тела и Крови Христовой.

К началу утреннего богослужения храм полон молящихся. Те, кто не смог с вечера исповедаться и быть в храме, ждут исповеди. А в алтаре на проскомидии специально заготовляется два Агнца. Великий Четверг — это и день, когда заготовляют запасные дары для Причащения болящих. Пока в боковых приделах идет исповедь, которую принимают несколько священников, в основном храме читают часы, изобразительны и вечерню, плавно переходящую в Литургию. На Страстной седмице каждый элемент имеет изобразительный характер, показывая моменты последних дней земной жизни Спасителя. Необычно долгое чтение составного Евангелия, вобравшего в себя чтения от Матфея, Иоанна и Луки, повествует о событиях, случившихся в Четверг, — Страстях, вместивших в себя как приготовление и саму Тайную Вечерь, так и моление о Чаше, арест и приведение Господа на судище к Каиафе.

Настоятель Свято-Вознесенского подворья протоиерей Андрей Дубровин в своем слове по чтении Евангелия возвращается к теме Причащения:

«Во время Евхаристии наша Церковь невидимо входит в Горний мир, в Скинию Небесную — мы становимся участниками того события, где Сам Господь через священника приносит этот хлеб и это вино в дар, как жертву. Господь Сам является этой Жертвой, Сам Себя приносит и Сам эту Жертву принимает. Мы во время Причастия становимся причастны этому хлебу и этому вину, которые уже соединены с обоженным человечеством Иисуса Христа, а значит, мы причащаемся Тела и Крови Господа и соединяемся с его Божеством. Вот почему Христос говорит, что тот, кто не будет причащаться, тот не войдёт в Царствие Небесное! И какими бы хорошими мы не были, но если мы не причащаемся, то мы не имеем опыта быть едиными с Божеством, а в Царствии Небесном может быть только тот, кто здесь, на Земле, научился побеждать свои страсти, быть кротким и смиренным, достойно нести свой крест и быть причастным Его Божеству.

Кто из нас достоин причащения? Наверное, никто — всегда у нас есть страх оказаться среди недостойных. И слава Богу, что этот страх есть. Но при этом отцы святые говорят, что нужно осознавать себя грешником, недостойным, и всё-таки идти причащаться. Да, мы недостойны и хуже многих других людей, но нужно говорить: «Боже, милостив буди мне грешному! Я погибаю без Тебя, Господи! Погибаю без Твоего Тела и Крови Твоей! Оживотвори, спаси, исцели! Я грешный, но без Тебя не могу…» Страшно, но мы идём ко Причастию. Без Христа нет спасения!»

Все молящиеся в храме ждут момента Причастия и несмотря на то, что ради удобства, Святые Дары преподаются несколькими священниками, само причащение длиться долго. Кажется, что никто не ушел без Христа внутри, но лишь бы не как Иуда Искариот, получивши Тело Христово, пойти на предательство.

Все, Литургия закончена. Прозвучала благодарственная ектения о достойном принятии Причащения, произнесен отпуст. В этот день в храме не служится молебнов и панихид. Евхаристия — этот день только для нее. Люди постепенно расходятся, но прежде прочитав благодарственные молитвы по Причащении. А в алтаре до вечернего богослужения готовят Запасные Дары, их надо тщательно высушить и это дело необходимо делать без суеты. Вечером храм опять наполнится молящимися, которые придут на чтение 12-ти Страстных Евангелий. Слава долготерпению Твоему, Господи!

(Р)