Комментарий дня

«Каждому верующему православному человеку должна быть присуща детскость»

Дата: 16.09.2013

Просмотров: 2058

Проповедь протоиерея Алексея (Чубакова), настоятеля храма святых благоверных князей Феодора, Давида и Константина, Ярославских Чудотворцев, в Неделю 12-ю по Пятидесятнице 15 сентября 2013 года.

Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа.

Сегодня апостол и евангелист Матфей в евангельском повествовании предлагает нашему вниманию событие, которое повествует о том, как некий богатый юноша подошёл ко Христу спросить: «Господи, как мне стать совершенным?», на что Господь отвечает: «Соблюди заповеди и ты спасёшься». Юноша говорит, что все заповеди, которые он знает, и которые содержатся в Священном Писании, он соблюдает от юности своей. На это Господь говорит ему: «Если хочешь быть совершенным, пойди, продай имение твое и раздай нищим» (Мф. 19:21). Оскорбился юноша от этих слов, опечалился и отошёл от Господа.

Действительно, как мы можем спастись, как мы можем достичь совершенства в духовной жизни? Этот юноша говорит о том, что он соблюдал от юности все заповеди Божии. Но что мы соблюли для Бога? Соблюдаем ли мы в чистоте нашу жизнь, которую даровал нам господь? Он даровал нам наше тело, являющееся храмом Святого Духа. При жизни мы принимаем Таинство Святого Крещения, после чего наше тело становится храмом для Духа Божьего. Мы принимаем участие в Таинстве Исповеди, в Таинстве Причащения приобщаемся Святых Христовых Тайн, и опять же наша плоть становится храмом для Духа Святого. Но соблюли ли мы это тело в чистоте? К сожалению, не храним наше тело в чистоте. А если не соблюдаем, то и не можем принести мы её как дар Богу, сказав: «Господи, вот то, что Ты нам даровал и мы соблюли от юности нашей». Наше тело не только не является храмом для Духа Святого, но и чисто физически оно сегодня разрушается и умирает.

Может быть мы соблюли свой разум для Господа? Но опять же и разум наш теряет былую живость рассуждения, и чем человек становится старше, тем сложнее ему становиться читать серьёзную духовную литературу, а проще читать какое-то газетное чтиво, не требующее никаких духовных усилий и рассуждений. Значит и разум свой мы не сохранили для Господа.

Может быть душу свою для Бога мы соблюли? Но если мы вспомним себя ли в детстве или кого-то другого, окажется, что и душу свою для Бога мы сохранить не смогли! Потому что не смогли сохранить той детскости, которая должна быть присуща каждому верующему православному человеку. Ту детскость, с которой ребёнок искренне прощает, с которой ребёнок кается и умеет радоваться мы теряем. А ведь Господь говорил: «Если вы не будете, как дети, то не войдёте в Царство Божие» (Мф.18:1) Именно об этой детскости говорил Господь. Если мы с вами подумаем, то на самом деле, мы теряем эту детскую непосредственность. Когда мы воспитываем своих детей, зная, что они соврали, просим: «Посмотри мне в глаза!» В этом случае мы понимаем, что ребёнок не сможет нам солгать и посмотреть в глаза, не отвернув их, если он действительно что-то натворил. Но чем старше, чем дальше мы укореняемся в этом грехе, мы научаемся прямо смотреть в глаза тому человеку, которому лжём. Поэтому и душу свою, и детскую непосредственность свою мы не сохранили, а значит, не можем предложить ее в дар Богу.

А что же мы можем тогда предложить Господу? Что же мы сохранили для Него? Нам, наверное, только остаётся вспомнить старого апостола-рыбака, который отрёкся от Христа трижды, он понимал, что он является предателем. Он не искал себе оправданий, когда Господь спросил его: «Симоне Ионин любишь ли ты Меня?» Пётр отвечает: «Ты знаешь, Господи, Ты знаешь, что я люблю Тебя» (Ин.21,16). Поэтому дай, Господи, нам всегда помнить эти слова! Не смотря на взлёты и падения своей греховной жизни, всегда помнить и повторять эти слова: «Господи, Ты знаешь, что я люблю Тебя, и никакими своими заслугами я не могу спастись, только Твоею Любовью».

Аминь.