Комментарий дня

«Пусть время ожидания станет для нас временем деятельного покаяния и изменения своей жизни»

Дата: 05.04.2021

Автор: Епископ Иннокентий

Все публикации автораВсе публикации автора

Просмотров: 2914

Слово преосвященного Иннокентия, епископа Елабужского в пятницу третьей седмицы Великого поста, сказанного по окончании Литургии Преждеосвященныхх Даров в церкви святителя Николая Чудотворца в городе Набережные Челны

Дорогие братья и сестры, сердечно поздравляю всех вас с пятницей третьей седмицы Великого и спасительного поста.

Кажется, что еще позавчера было Прощеное воскресенье, и мы просили друг у друга прощения… Но уже сегодня мы совершили служение пятницы третьей седмицы, а это говорит нам о том, что мы не успеваем за временем, которое быстротечно, и мы не успеваем совершить главного — остановиться, оглянуться на свою жизнь. Ведь это главное, к чему нас призывает Великий пост. Остановиться, немножечко выйти из колеи скоротечного времени и подумать о своей душе, подумать о деле своего спасения. Что я сделал в этой жизни, чтобы Бог принял меня в свои обители, чтобы я стал сожителем, согражданином Небесного Царствия?

Когда мы замечаем, что время пролетело, вдруг начинаем лихорадочно анализировать прошедший этап, и чаще всего приходим к пониманию, что за минувшее время мы ничего не сделали. Вот было Прощеное воскресение, каждый из нас давали какое-то внутреннее обещание Богу с понедельника начать немножечко по-иному жить. В лучшем случае, что у нас из этого получилось — мы ограничили себя в пище, и остановились — мы не шагнули вперед, во всем остальном мы остались на том же этапе нашего духовного развития. Потому что мы бежим за временем, мы живем все в городе, где скорость не такая, как в провинции, в деревне, хотя сейчас и деревню захлестнула эта суета людская, но в городе она ощущается более остро. Потому что здесь и машины быстрее едут и время из-за этого быстрее идет. И мы в погоне за нашим стремлением к комфортной жизни, в желании создать себе какой-то уют и тепло вокруг себя, забываем о самом главном. Мы забываем о духовном комфорте.

Да, мы приходим в храм, мы молимся, иногда терпеливо выстаиваем эти многочасовые великопостные службы, но выходя за ограду, даже за порог храма, мы возвращаемся к тому же, на чем остановились. Мы возвращаемся к той мирской суете, которая вокруг нас действует, которая заставляет нас бежать за этим проклятым скоротечным временем.

Мы не останавливаемся и не выносим суд своей жизни, не выносим суд своим поступкам, а именно для этого и создан Великий пост. Не для того, чтобы мы, ограничив себя в пищи, влезли в давно забытое платье, костюм, а для того, чтобы с ограничением в пище мы смогли утончить фибры своей души, сделать ее восприимчивой к восприятию покаяния, к изменению своей жизни, своих мыслей, своих чувств, своего сердца. От нашего сердца, от его чистоты зависит, любим мы Бога, или нет. И пост — это время созидания сердечной и духовной чистоты, чтобы через эту чистоту сердечную мы могли любить Бога уже здесь, в этой жизни, и ходить пред Ним и не спотыкаться в пути, освещенным Его светом.

Оставшееся время поста, пройдет, поверьте, еще быстрее. Скоро будет праздник Благовещения, потом мы будет ждать Марииного стояния, Субботы акафиста, Вербного воскресенья, и в этом ожидании время пролетит. Пролетит в ожидании, но не в покаянии. Пусть время ожидания соединится в нас со временем деятельного покаяния и изменения своей жизни, мыслей и чувств, чтобы очищенным сердцем совершить то, к чему мы стремимся. Нет, не Пасху, а Страстную седмицу. Когда мы будет вместе с Господом в последние дни его земной жизни в Иерусалиме, когда мы вместе с апостолами будем участвовать в Тайной Трапезе, в первом Причащении. Когда мы будем следовать за Господом на страдания, избиения, на муки, на крестную смерть, на погребение. И вот только после этого мы сподобимся увидеть Светлое Его Воскресение.

Нам нужно прочувствовать всю величину, содержащуюся в богослужениях Страстной седмицы, а для этого нам нужно оставшееся время поста провести в молитве и покаянии, изменении себя, совершении добрых дел, следовании евангельским заповедям, чтобы через это очистить сердце и понять высоту жертвенной смерти Спасителя и значение Его Светлого Воскресения в нашей христианской жизни. Аминь!

(П) (П)