Комментарий дня

«Заповеди блаженства — ступени в Царство Божие»

Дата: 11.07.2018

Автор: Протоиерей Андрей Дубровин

Все публикации автораВсе публикации автора

Просмотров: 6195

Проповедь благочинного Закамского региона протоиерея Андрея Дубровина в Свято-Вознесенском соборе в Неделю 6-ю по Пятидесятнице, в день памяти святых благоверных князя Петра и княгини Февронии, Муромских чудотворцев

В день памяти благоверных князя Петра и княгини Февронии за Литургией звучали заповеди блаженства, которые мы с вами должны знать наизусть, потому что это те ступени, которыми мы имеем возможность войти в Царствие Небесное. Господь пришел на землю, Бог Сын воплотился для нашего спасения от греха, который проник в этот мир через грехопадение прародителей. Тела наши смертны, тленны, склонны к страстям и ко злу более, чем к добру, но заповеди блаженства помогают нам найти правильный путь в Царство Божие.

«Блаженны нищие духом» (Мф. 5, 3). Тем, кто считает себя в принципе хорошими людьми, но не осознающими, что без Бога они не могут спастись, это пока не понятно. Но если человек задумался о своем спасении, вдруг открыл глаза и увидел, что он погибает и своими силами не может ничего, это и есть нищета духовная.

«Блаженны плачущие, ибо они утешатся» (Мф. 5, 4). Конечно же, плачущие о своих грехах. А видение себя грешником порождает смирение, кротость и незлобие. И действительно — это реальный путь ко спасению. Господь нам с вами сказал, что благодать Святого Духа дается только смиренным и кротким. Смиренные — это те, кто видят себя грешниками.

«Блаженны кроткие, ибо они наследуют землю» (Мф. 5, 5). Мы помним притчу о мытаре (Лк. 18, 9-14), который стоял в притворе Храма и не дерзал обратить взор небу, бил себя в грудь и говорил: «Боже, милостив буди мне грешнику» (Лк. 18, 13). Мы с вами знаем и еще один пример — благоразумный разбойник, о котором нам повествует все тот же евангелист Лука. Грешник, у которого руки были по локоть в крови, но он осудил себя, покаялся пред Господом, признал его Богом: «Помяни меня Господи, когда придешь в Царствие Твое» (Лк. 23, 42), — сказал разбойник. «Ныне же будешь со мной в раю» (Лк. 23, 43), — ответил ему Господь. И когда праведники ветхозаветные из ада поднимались в рай, то их встречал этот разбойник. Надо каяться, кротко и смиренно, и не гордиться грехами. Это состояние открывает дверь для Духа Святого. Дух Святой входит в сердце человека, и тогда нам нужна только истина. А Истина — это Христос. Только через Истину Христа можно войти в Царствие Небесное — «Блаженные алчущие и жаждущие правды, ибо они насытятся» (Мф. 5, 6).

И, конечно же, «Блаженны милостивые, ибо они помилованы будут» (Мф. 5, 7). Мы стараемся читать в течение дня молитву Господню, а в ней мы слышим: «и прости нам долги наши, как и мы прощаем должником нашим» (Мф. 6, 12) — Господи, прости нас, грешников, как и мы прощаем. Не нужно пытаться с горящим взором всеми силами доказать свою «правду» — это не христианский путь. Перекрести лоб, сделай шаг назад, помолись: «Ты, Господи, просвети, вразуми и дай мне терпение». Вот она милость и чистота сердца — «Блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят» (Мф. 5, 8).

Христианский путь — встать и помолиться — погасить злобу, быть миротворцем —  «Блаженны миротворцы, ибо они будут наречены сынами Божиими» (Мф. 5, 9).

Вот этот удивительный пример мы видим в житии Петра и Февронии Муромских, день памяти которых мы сегодня празднуем. В праздник семьи, любви и верности как никогда актуально понимание того, что семья — это малая Церковь, и все наши добродетели принадлежат всей семье, но также и все наши грехи, страсти и злые привычки отражаются на наших ближних. И это великое чудо, что мы с вами можем, благодаря единению в семье, спасти наших родственников, которые попали в ад, через наши молитвы, через наше воцерковление, принятие церковных Таинств и следование заповедям Божиим.

(К) (П)