Комментарий дня

«Жить в миру, где много неправды, по правде — это уже подвиг»

Дата: 02.03.2015

Просмотров: 5424

Проповедь митрополита Санкт-Петербургского и Ладожского Варсонофия 28 февраля за Всенощным бдением в храме преподобного Андрея Критского в Сергиево

«Мы завершили первую седмицу Великого поста и можем подвести кое-какие итоги. Мы говели, ходили в эти дни в храм, слушали канон преподобного Андрея Критского, усердно молились и поняли, что можем вести духовную жизнь, совершать подвиги. И не так много для этого надо! Мы знаем из Библии, как Господь сотворил человека от праха земного и вдунул в него дыхание жизни. Человек состоит из двух природ: физической, которая принадлежит животному миру, и духовной. Животные живут по своему закону — в двухмерном мире. Они знают только две вещи — питание и размножение. Они не думают о Небе, а человек создан для Неба. Когда он уподобляется животному, спускается до его уровня, он не решает задачу, ради которой Господь его создал — стать образом и подобием Божиим.
 
Мы, как люди телесные, нуждаемся в пище, одежде, жилище. Но пища для нас — это не просто еда, которая удовлетворяет наши потребности, мы часто превращаем еду в наслаждение. Мы любим принимать гостей, вкусно готовить, ставить хорошее вино. Мы не просто заботимся об организме, чтобы не умереть, а стараемся еще его утешить и развлечь, тратя на это много времени и сил. Так же и с жилищем — мы хотим, чтобы у нас были дворцы многокомнатные, много ванн было... Что только человек может придумать! Так же и с одеждой — можно просто одеваться, а мы хотим одеваться у лучших модельеров мира. Где граница? У каждого своя потребность, но ведь немного надо для человека. Сколько вещей у нас в домах, посмотрите — столько барахла, некуда девать. Самое удивительное, что мы ничего из этого с собой не возьмем, душа разве возьмет с собой это на Небо? Нет. Мы с собой должны взять то, что Бог повелит.
 
Господь сказал — не собирайте себе сокровище на земле, здесь тля, здесь воры подкапывают, а собирайте сокровище на небе, где нет ни воров, ни тли. И мы должны собирать сокровище на Небе. А какое сокровище? Это любовь, милосердие, терпение, воздержание. Все духовное светится, как алмаз, от Божественного Света. И вот это пойдет на Небо, все остальное останется на земле. Первый урок — запомнить, что не нужно гнаться за вещами, которые мы не возьмем на Небо, и стараться за ними не гнаться, ведь все это пустое. Как только мы приобрели вещь, она оказывается нам не нужна, лежит на полочке — и все. Второе, что нужно — возвратиться к Богу. Мы своими грехами, своей волей ушли от Бога. А все мы уйдем в землю, Господь сказал — «прах ты и в прах возвратишься». Мы должны прийти к Богу еще до того, как наше тело ляжет в землю. Потом уже поздно приходить — если мы Бога не знаем, не живем здесь по Его воле, что толку идти к Нему потом, когда мы умрем? Там уже душа никуда не дотянет, ее на первом мытарстве снимут.
 
Мы должны заниматься воздержанием — хотя бы языка своего. Ведь язык — это дверь в душу. Мы столько много всего говорим, и часто о пустом. Хоть бы о деле говорили! Целыми вечерами можем говорить, смотреть телевизор — все одно и то же. Целый год можем говорить, говорить и говорить... И вот такой язык, что, он отворяет «дверь»? Все, что у нас есть благодатного, выходит. Как зимой, когда дверь отворишь, все теплое выходит, а холод заходит. Холод бесовский в нашу душу заходит, а тепло благодати отходит... Церковь поет каждую неделю: «Положи, Господи, хранение устом моим и дверь ограждения о устнах моих». Вот эту дверь ограждения и надо положить за языком.
 
Последите за нашими мыслями, где они рождаются? В голове. А для чего мы голову носим? Она не для того, чтобы надевать митру, клобук, шапку или платок, а для того, чтобы в ней рождались правильные мысли. Правильные мысли — те, которые согласуются с волей Божией. А сколько у нас в голове рождается всяких мыслей? Если пришла мысль, надо обязательно посмотреть, откуда она, надо трезвиться и быть на страже. Если мысль плохая, то надо даже ей не интересоваться, а сразу произносить Иисусову молитву, и мысль отойдет. А у нас столько мыслей, столько пустых мечтаний! Они всегда не воплощаются в жизнь, но сколько мы можем мечтать! Поэтому надо заняться своими мыслями, как-то их оградить и отсекать в сочетании с волей Божией. Если воля Божия есть, мысль обязательно воплотится, а если воли Божией нет, то лучше не воплощать. Пришла она — и ушла.
 
Надо посмотреть на свое сердце — какие чувства в нем есть? Есть ли там место для Бога? Или там для Бога совсем ничего не остается? Чем только наше сердце не занято, кто к нам только не вселился — приходят и вселяются все, и к кому только мы не привязаны. Как рабы, привязанные, не можем никуда пойти по духовной тропе. Поэтому нужно посмотреть, что в сердце творится — надо очищать сердце, чтобы там нашлось место для Бога. И Господу от нас ничего не нужно, как только сердце. Так вот, надо смотреть за языком своим, за мыслями, за сердцем, но неплохо бы еще смотреть за своей совестью. Какая у нас совесть? Пропитая? Спящая? Сожженная? Совесть должна быть нормальной. Совесть — это как будильник для нас. Она должна будить нас — если мы спим и совесть спит, мы никогда не проснемся. Совесть всегда должна бодрствовать, обличать, подсказывать, помогать, если мы не так живем.
 
Мы идем по крестному пути за Христом. Христос нес крест, Христос остался на кресте. Так вот, мы тоже несем крест, внешний крест — когда постимся, молимся, в храм ходим, поклоны делаем. Это и называется — нести крест. А распяться на кресте — это уже другое, потяжелее. Еще апостол Павел говорил, что христиане — это те, кто распяли плоть «со страстьми и похотьми». Так вот, распять себя — значит как раз распять свой язык, свои мысли, чувства и совесть. Мы должны, пройдя этот пост, распять себя, и тогда станем на путь святости. Жить в миру, где много неправды, и жить по правде — это уже подвиг. Этот маленький подвиг мы должны совершать. Если будем совершать его, то наше сердце обязательно возрадуется о Бозе, Спасе нашем, как говорила Пресвятая Богородица. Пускай возрадуется наше сердце в конце поста, когда мы увидим воскресшего Господа. Всех вас с постом! Желаю помощи Божией в ваших дальнейших трудах и заботах о вечном спасении».