Восстановление храма

В последнее время церковь находилась в ведении местного колхоза и использовалась под электрическую мельницу, которая размещалась в алтарной части.

Со временем гонения прекратились, и церковь была предана забвению. Затем наступили времена перестройки, многое в государстве стало меняться, изменилось и отношение к религии.

С 1980 г. верующие обращаются в местные органы власти с просьбой о разрешении  приобретения молитвенного дома, а затем о передаче в ведение православного объединения  с. Боровецкое  одного из разрушенных храмов — на окраине города, в с. Боровецкое, либо другого — в центре  города, в  бывшем  с. Орловка. Не   получив   положительного   ответа,   ходатаи обращаются с заявлением в Совет по делам религий при Совете Министров СССР. В этом заявлении говорится о том, что местные власти отказали верующим под разными предлогами.

«То здание передаётся под музей, то под планетарий, то под концертный зал... Для отправления религиозных обрядов приходится довольствоваться молитвенным домом».

«Наша скромная просьба заключается в том, что нам нужна церковь. Молитвенный дом в настоящее время не соответствует нормальным условиям для совершения религиозных обрядов, т.к. посещаемость христиан в праздничные дни составляет не менее 1000 чел. Нам предлагают расширить молитвенное здание, но площадь для расширения не позволяет, т.к. рядом находятся жилые дома по ту и другую сторону».

Несмотря на отказы, верующие терпеливо и неотступно идут к своей цели. Пример этому — ходатайство председателю исполкома народных депутатов г. Брежнева Татарской АССР т. Гилязову P.P. от исполнительного органа православного объединения с. Боровецкое Тукаевского р-на Татарской АССР: 

«Вознесенский приход с. Боровецкое ходатайствует перед Вами о том, чтобы бывший храм, в котором  размещается  в  настоящее  время  мельница совхоза «Камский», отдать Вознесенскому приходу, так как помещение создано для религиозного культа, и нам оно подходит. Внешний вид храма обязуемся восстановить в течение года с сочетанием внешней архитектуры города. Вознесенский храм будет украшать северо-восточную часть г. Брежнева со стороны реки Камы».

Ответ исполнительного комитета Брежневского гор. Совета народных депутатов исполнительному органу православного объединения с. Боровецкое:

«На ваше письмо от 22 января 1985 г. исполком гор.Совета народных депутатов сообщает, что здание бывшей церкви в селе Боровецкое, согласно письма министерства культуры ТАССР от 30.11.84 г., включено в список памятников истории и архитектуры. В план Казанской реставрационной мастерской включены работы по выполнению проекта реставрации здания с целью использования его как зала вокальной, камерной и органной музыки, как единственного, имеющегося в городе помещения с необходимыми для органа акустическими характеристиками».

Есть документы, которые воссоздают реальные события 25-тилетней давности со всей остротой. Они не могут не вызывать боли и гордости за скромное мужество простых, искренних и  твёрдых в своей вере людей.

ЖАЛОБА Генеральному секретарю ЦК КПСС, Председателю президиума Верховного Совета СССР т. Л.И.Брежневу от участника Великой Отечественной войны гр-на Пашутина Николая Ивановича г. Набережные Челны, ТАСС:

«...Дорогой Леонид Ильич!.. Мы годами обивали пороги, просили из бывших церквей отдать в наше распоряжение одну в селе Бетьки Тукаевского р-на. Мы готовы за свой счёт произвести капитальный ремонт. Нам же отвечают, изыскуя  всякие  необоснованные  мотивы,  лишь бы только не дать разрешение. Горсовет заставляет нас подумать. Что же ещё думать нам, верующим  людям, если мы от своей веры не отступим? А религиозный обряд мы совершаем  не против кого-либо... Ответили  верующим,  что у вас нет лица старшего,  кто бы представлял это общество. Меня же верующие избрали председателем религиозной общины. К кому бы мы не обращались, следует ответ один: «Кому хотите  пишите, а мы не разрешим». Мы обратились к уполномоченному по делам религии при СМ  ТАССР. Он даже слушать не желает и говорит: «Вы больше ко мне не обращайтесь». Говорят: «вас, верующих, мало». Составьте список с подписями. Мы составили такой список,  где верующих подписалось 480 человек, хотя это и неполная цифра. Верующих гораздо больше... Как же поступили, когда получили список с подписями? В населённых пунктах: Новотроицк, Боровецкое, Орловка, Б. Шильна учинили расправу над верующими людьми. Разослали агитаторов по домам, стали спрашивать: «Ты подписался, что верующий?» Когда же следовал ответ: «да, подписался», поступала угроза: «Откажись от своей подписи, иначе не будешь держать подсобное хозяйство» Жизни, выходит,  в селе не будет,  козу не прокормишь. Об этом гарантирую, верующие всё подтвердят. Всё это вынудило обратиться к Вам от имени верующих христиан и от себя лично с настоящей жалобой. Убедительно просим Вас помочь. Не хотят отдать нам церковь в с. Бетьки, пусть дадут разрешение. Мы за свой счёт построим или приобретём молитвенный дом. Мы, верующие люди, воспрянем духом о справедливости нашей конституции.

Остаёмся сердечно Вам благодарны.

Пашутин Николай Иванович. 29марта 1981г. (6)»

Неоднократные попытки дали положительный результат, церковь была передана в руки верующих.

До восстановления храма служба походила в молельном доме, купленном на средства прихожан. Об этом свидетельствует решение исполкома Тукаевского районного Совета народных депутатов от 10.11.81г. В нём говорится об удовлетворении ходатайства православного объединения о передаче домостроения, общей площадью 48кв.м, приобретённого на добровольные пожертвования верующих для молитвенных целей. 

Протоиерей Александр Кормышаков

Настоятелем в молельном доме, а затем  и в храме, был назначен из Ижевска протоиерей Александр Алексеевич Кормышаков. Это был  духовно богатый человек, ныне покойный. За его плечами 43 года служения Богу. В годы репрессий его несколько раз вызывали в КГБ и предлагали оставить служение, предлагали разные должности с большим окладом. При последнем вызове он сказал: «Что же вы меня агитируете, если я дам согласие уйти на мирскую должность, то это будет значить, что я Бога предам. Если я Господа Бога предам, то и вас в любое время могу предать». После этого его больше не вызывали.

Из интервью с отцом Александром корреспондента газеты «Рабочий КАМАЗа» в августе 1990 г.:

— Батюшка, как Вы стали священнослужителем? Вы пошли по стопам своего родителя?

— Нет, отец мой был простым рабочим. В церковь я начал ходить, когда мне было 5 лет. Позже учился в Московской семинарии и в Ленинградской Духовной Академии. В 1957 г. начал служить. Священником я стал по призванию: одного образования было бы, я думаю, недостаточно.

В 1981 г. меня направили в Боровецкую церковь. До этого я служил в Ижевске. Долго не мог найти здесь квартиру, но отказаться от назначения было невозможно — это  всё равно, что военный приказ.

— Надеялись ли вы на то, что церковь в Боровецком будет восстановлена? Честно говоря, в это трудно было поверить, когда она стояла в таком запустении...

— Я верил в возрождение церкви, даже предчувствовал его: дважды видел во сне, как служил там. Была она, вы правы, в аварийном состоянии и даже сейчас восстановлено далеко не всё. Работы ещё очень много, то, что сделано, -  это    только начало. Мы собираемся сделать целый церковный комплекс с трёхэтажным административным зданием, где будет медпункт, столовая, гостиница и многое другое...

Восстановление храма

1989 г. начались работы по восстановлению храма. Сразу же здесь появилась бригада строителей, залатала крышу (вернее сделала ее заново), отремонтировала и выкрасила купола. Генподрядчиком на реставрации церкви выступило управление Отделстрой 2 (начальник Рукин Н.С). Прораб, куратор (от церковной общины) Гордеев Н.В. оказался доволен его работой. Похвалил бригады штукатуров Анны Николаевны Валиевой, облицовщиков — мозаичников Юлии Михайловны Корчагиной. Хоры для певчих прекрасно сделали рабочие бригады Бакунина,  одного из предприятий БСИ,  они же восстановили лестницу на колокольню. Колокола были привезены из Воронежа - пять штук (самый тяжелый весит 30 пудов), и еще три привезены отдельно. Вокруг церкви установлена ажурная ограда. Сделали ограду рабочие литейного завода (начальник цеха Андрей Александрович Маш). И вообще все, к кому бы представители церкви в городе не обращались, помогали, чем могли.

В ночь на Рождество, в 1990 г., после многолетнего перерыва, по просьбам прихожан состоялось первое богослужение.

В настоящее время в Свято-Вознесенском соборе каждый день проходят богослужения. Прихожанами являются  православные жители всего г. Набережные Челны

На территории церкви находятся два магазина, в которых можно приобрести иконы, различную церковную утварь, интересную православную литературу, и двухэтажное административное здание. В этом здании расположены: маленький крестильный храм, в котором совершается крещение, православная библиотека, детская воскресная школа, а так же до 2008 года находился филиал Православного Свято-Тихоновского Богословского Института.

Из воспоминаний прихожан

Прихожанин Щербаков Валентин Иванович делится воспоминаниями о событиях 25-летней давности:

«По молитвам Святой, Соборной и Апостольской Русской Православной Церкви и по благословению протоиерея о. Иоанна, служившего в с. Костенеево, православные христиане г.Набережные Челны  ходатайствовали перед советскими партийными органами о регистрации «двадцатки» и открытии прихода и церкви в городской черте.

Ранее православные христиане молились в г. Казань, Чистополь, Мамадыш, Мензелинск, с. Костенеево и др. храмах Казанско-Марийской Епархии.

В 1980 г. письменно обращались к уполномоченному по делам религии Михалеву И.А., в Президиум Верховного Совета Татарской АССР,  в Генеральную прокуратуру РСФСР г. Москвы, к секретарю горкома партии Беляеву Р.К.  Были на приеме у депутата Верховного Совета СССР Васильева Л.Б.— генерального директора КамАЗа, председателя Горисполкома Гилязова. Ходатаями от верующих были Пашутин Н.И., Кочегарова А.В., Сорвина Н.И., Багурина Е.Е., Кузнецова Ш.М., Пашутина Х.К., Кондылева М. и др.

В августе 1981 г. община была зарегистрирована, и 28 августа 1981 г. на Двунадесятый праздник — Успение Пресвятой Богородицы было освящение, первая служба, крещение детей, которые проводил архимандрит Анастасий (Меткин), ныне Архиепископ Казанский  и Татарстанский. Указом Епархии был назначен настоятелем митрофорный протоиерей о. Александр (Кормышаков), который прослужил около 24-х лет, из Чистопольского благочиния протоиерей о. Николай. Двадцаткой Церковного Совета старостой (ктитор) был назначен Пашутин Н.И., заместителем — Кузнецова М.М.

По разрешению местной власти г. Наб. Челны 22.02.1990 г.  ранее действующий храм, занятый под мельницу колхозом, был передан православным христианам, в котором была  совершена первая служба Свято-Вознесенского храма,  служил которую Митрофорный протоиерей о. Александр (Кормышаков)».

Из воспоминаний прихожан Багуриной Е.Е. и Щербакова В.И.:

«До  1981 года  верующие  православные  христиане  собирались  у бабушки Евфимии и у девицы Екатерины, которая к тому времени была уже старенькой бабушкой, и жила в с. Боровецкое в голубом домике.

В диком поселке, на элеваторной горе, в Красных Челнах собирались и вместе молились православные христиане. В Диком поселке жила Кочегарова Анна Васильевна, в молодости она была канонархом в монастыре, много знала,  у нее много было служебных книг. Собирались у всех по очереди.

На большие праздники исповедаться и причаститься ездили в Казань,  Чистополь, Мамадыш, Костенеево, Нижнекамск.  Чаще всего ездили в Мензелинск, в кладбищенскую Церковь Казанской иконы Божией Матери. Перед праздником после вечерней службы приходилось оставаться ночевать, и только на другой день после службы возвращались домой в маленьких тесных автобусах. Зимой приходилось особенно трудно.

Верующие старики — фронтовики, бабушки и другие православные люди по благословению о. Иоанна из с. Костенеево решили хлопотать об открытии Боровецкой церкви. Обратились в Тукаевский райисполком, но получили отказ.

Выбрали 20 активных людей, самых твердых верующих, по совету иеромонаха Игнатия из Загорска и архимандрита Анастасия, нынешнего Архиепископа. Это сделано было для того, чтобы люди не отказались от своего решения об открытии молитвенного дома, когда будут вызывать и спрашивать. Верующих тогда преследовали власти.

Делегация из 4-х человек: Пашутина Х. К., Трошина Е. В., Багурина Е.Е., бабушка Клавдия ездили в Казань к Епископу, на поездку благословил Мензелинский батюшка отец Александр. Добрались благополучно. В Никольской церкви встретил и благословил отец Анастасий.

Писали письма: к уполномоченному по религиозным вопросам по Татарской АССР; в Президиум Верховного Совета Тат. АССР; в Прокуратуру РСФСР; к секретарю горкома партии Беляеву; к председателю горисполкома Гилязову; к генеральному директору КамАЗа Васильеву.

Везде отфутболивали. Когда обратились к генеральному  директору КамАЗа  Васильеву как к депутату Верховного Совета СССР, он обещал помочь. Он действительно помог, после этого  перестали отфутболивать. Министр по религии Михайлов посоветовал купить в Наб. Челнах молитвенный дом. Он затем сам приехал оформлять, сам обратился в Тукаевский райисполком к секретарю Хание Гусамовне для разрешения купить молитвенный дом. Три года  ходили просили разрешения. Бабушка Евфимия Трошина продала свой дом для молитвенного дома. В долг, тогда у православной общины не было денег. А сама перешла жить в летнюю кухню к своей козочке.

Староста двадцатки Пашутин Николай Иванович и вся община православная проделали  большую работу по переделке дома. Николай Иванович и Евдокия Евдокимовна  ездили в Воронеж за иконой.

Освятил молитвенный дом архимандрит Анастасий и провел первую службу и крестил детей.

Это было 28 августа 1981 года. На праздник Успения Пресвятой Богородицы.

После этого все службы служились  о. Александром Кормышаковым. Ему пришлось очень тяжело. Хора не было, грамотных помощников не было.

Но народу приходило на службы очень много, молитвенный дом всех не вмещал, приходилось стоять на улице.

Потом построили 2-ой этаж для хора. Как только открылся молитвенный дом, прихожане сразу же начали хлопотать о том, чтобы верующим разрешили забрать и восстановить храм.

В храме в это время была колхозная мельница. Чтобы восстановить храм, нужно было набрать миллион рублей.

Набрали миллион рублей, но опять не разрешили восстанавливать храм. Пришлось снова  много ездить и ходатайствовать. По дороге читали акафисты святым Сергию Радонежскому и княгине Ольге. Когда в храме была мельница, стены побелили белой побелкой, а на стене проявились изображения  2-х апостолов — Иоанна Богослова и Матфея.

После того, как добились разрешения о восстановлении церкви, начали ее восстанавливать. Работали часто по ночам, потому что  днем не разрешалось завозить кирпич. И поэтому ночью, верующие бабушки и дедушки строились и по цепочке предавали друг другу кирпичи — и  так разгружали машины. Работали во славу Божию без денег.

В 1970 году девочка татарка в лесу, где сейчас находится дом лесника, у родника, увидела крест небольшой храмовый, примерно 40 см величины, металлический, наверное серебряный, с отбитым краем. Он стоял вертикально. Она подошла, взяла в руки крест, и из того места забил источник воды. Она принесла крест в деревню и отдала его бабушке Екатерине, которая жила в с. Боровецкое в голубом домике. Этот крест три раза возвращался в дом этой девочки. После этого вся ее семья покрестилась.

А от воды из этого источника люди исцелялись от глазных болезней. Сейчас на месте источника стоит будка.

В Татарии первый молитвенный дом был открыт в Бугульме. Там служил иерей Виктор (Райш). За год до открытия нашего молельного дома  был открыт мусульманский молельный дом на элеваторной горе возле ПОПАТ.

В собор мы перешли первые. По Татарии это был первый открытый собор».

Из воспоминаний прихожанки Попсуевой Ларисы Тимофеевны:

«Мой путь к Свято-Вознесенскому храму начался с посещения молельного дома в апреле 1981 г. Отец Александр благословил меня на послушание. Мы были далеки от спасения, от Слова Божия. Я благодарна Господу Богу, Божией Матери, Ангелу Хранителю и, конечно, о. Александру. Своими молитвами он нас как пастырь своих овец пас. Неутомимый молитвенник был. За весь город молился, и говорил:  «Молитесь, чтобы мы еще молились в Свято-Вознесенском храме».

В 1984-85 гг. я  участвовала в работе по сохранению Орловского, Боровецкого храмов. Ходила по домам сел Орловки,  Боровецкого, собирала подписи у жителей, согласны ли они, чтобы в нашем городе возродились Орловский и Боровецкий храмы.

И более  тысячи людей были согласны, желали, чтобы слова наши дошли до Бога. Я конечно была очень в восторге, что люди  не забыли Бога.

Все списки были собраны и переданы в Отделстрой Огородникову Н.В. Он все подписал и направил Петрушину Ю.И.  Было решено восстановить храмы. Но спустя некоторое время решили убрать Орловский храм.

Мне сообщили об этом, я оставляю рабочее место в училище, где я работала, и еду к Огородникову Н.В. Он меня, конечно, не приветствовал, но выслушал мою речь:

- Как же так?  На бумаге одно, а на деле другое? Не уйду из кабинета до тех  пор, пока не остановите  разбор купола Орловского храма. Ведь вы поставлены начальником, чтобы созидать, а не рушить, то что предками построено. Что скажут наши дети об исторической архитектуре, которую вам доверили правительство и народ?»

И тогда остановили  разрушение здания. Было организовано восстанавление Орловского и Боровецкого храмов.

Восстановление Свято-Вознесенского храма началось в 1988 г. Организовано было две смены, работали прихожане и строители. Прихожане были подсобными  рабочими: кто кирпичи подготавливал, кто доски строгал. Всем была работа, и все кто  могли,  трудились. Богослужения проводились в молельном доме.

О. Александр был нам пастырем и учителем. Многие его ученики стали священнослужителями: о. Александр служит на Украине; о. Олег — в Сидоровке; о. Виктор несет службу в Свято-Вознесенском храме; о. Олег в настоящее время на Божией Ниве — благочинный в Орловском храме — Космы и Дамиана; о. Николай служит  в г. Геленджике; диакон Николай несет службу и поныне в Свято-Вознесенском храме.

И нас, прихожан, проповедями своими многому научил, как молиться, как терпеть, чтобы спастись.

В 1992 г. о. Александр благословил Воскресную школу. В ней преподавали  сам о.Александр, о. Владимир и о. Николай. В школе учились 40 человек взрослых и  40  детей (из них 28 детей из детского дома). Детей учила матушка Татиана.

Много работали в храме во славу Божию монахини  — матушка Евгения и матушка Татиана, прихожане: Митюгова Анна Даниловна, Анастасия Яковлева, Александра Даниловна, Александра Григорьевна, Казанцева Валентина Егоровна, Чертилина Евдокия Кузьминична, Тригубовы Нина и  Степан, Багурина Евдокия Евдокимовна, Емельянова Нина Тарасовна, Павлова Нина Яковлевна, Панарина Александра Григорьевна, Мосяева Раиса Федоровна и другие. Эти люди ни с чем не считались, несли послушание как и должно быть христианину, пекли просфоры, помогали на подсвечниках, убирали храм. ЦАРСТВО ИМ НЕБЕСНОЕ!

Но самое ответственное послушание по храму несли Кормышакова Пелагея Петровна и Пашутина Христина Константиновна и поныне здравствующие. И сейчас помогают храму те, кто был в числе первых прихожан:

  • Аникина Анна Алексеевна
  • Гарталова Анна Степановна
  • Иркова Елизавета Григорьевна
  • Соломина Евдокия Петровна
  • Трубинова Елизавета Петровна
  • Дадаева Антонина Ивановна
  • Колышкина Галина Ивановна
  • Попсуева Лариса Тимофеевна
  • Огаревская Антонида Димитриева
  • Сафронова Ольга Денисовна
  • Громов Ермил Егорович
  • Попова Нина Васильевна
  • Исупова Людмила Николаева
  • Махмутова Вера Сергеевна
  • Ярцева Нина Михайловна
  • Быкова Анна Владимировна.         

Все братья и сестры трудились и трудятся во Славу Божию.

В хоре  пели Зоя, Зоя и  Петр.

Находили время и съездить к преподобному Серафиму Саровскому с о. Александром. Это было чудо из чудес». Слава Богу за все!

Материал записан в августе 2005 года