История села Боровецкое

История этого села начинается в первой половине XVII века и тесно связана с монастырской колонизацией в нашем крае. Возникновение Боровецкого произошло благодаря появлению здесь мужского Казанского Богородицкого монастыря.

События развивались следующим образом. 23 марта 1640 года (то есть уже после основания Набережных Челнов) старец Давыд «с братиею» подали челобитную на имя уфимского воеводы Льва Плещеева — «чтобы нам их богомольцев своих пожаловать, велети им на устье Челны речки на верхнем бору под пустынь расчистить место и устроить монастырь». Разрешение было получено. Монастырь, судя по документам, был устроен на Мысовской (ныне Элеваторной) горе и территориально с нынешним селом Боровецким связан не был.

Устроив монастырь, старец Давыд «с братиею» вновь обратились к уфимскому воеводе Льву Плещееву с просьбой — «пожаловать к тому монастырю велеть дать пашни и сенных покосов, чем бы им сытыми быть». На основании этой челобитной монастырю были выделены пашенные земли и угодья: «пашенные земли вверх по Шильне речке полянка промеж черного лесу и дубровки за речкою Башкиркою до речки Чалны... Да с устья Шильны речки вверх по Каме реке до речки Пещанки луга и сенные покосы и с дубровками по Шильне речке вверх до мельницы и с хоромным лесом...»

В переписной книге 1647 года называется первое поселение монастырских крестьян — «Челнинского ж починка на реке Шильне Новый починок монастыря Пречистые Богородицы Казанские». В этом монастырском починке имелось всего три крестьянских двора, из которых один был пуст. Проживали в этих дворах три человека мужского пола — Артюшка Гаврилов с сыном Ларькой, да Фролко Лукьянов. Как нам кажется, это и были первые поселенцы, проживавшие на месте нынешнего села Боровецкого.

Судьба Казанского Богородицкого монастыря сложилась трагично. Он оказался разрушенным и сожженным восставшими башкирами и татарами в ходе национального восстания 1682-1684 годов и с тех пор больше не восстанавливался. Выписка из писцовых книг Приказа Казанского дворца, датируемая концом XVII века, прямо подтверждала, что «Казанский монастырь воровские люди в бывшие инородческие бунты сожгли». Земли и угодья монастыря перешли к Казанской Седмиозерной пустыни, которая владела ими вплоть до 1764 года.

Вначале на месте села находились небольшие поселения — деревня Корелина, починок Шестоперов. Позже встречается название Нижняя Шильна.

Что касается современного названия  Боровецкий починок, Боровецкое — то здесь, как это часто бывает, у краеведов существует несколько мнений. Часть из них считает, что в основе названия лежит слово «бор», поскольку село окружали редкие по красоте и качеству древесины сосновые леса, в том числе Корабельная роща. Есть и другое мнение. Дело в том, что в конце 40-х — начале 50-х годов XVII века в монастырском починке проживал Степан Боровецкой. Занимался он торговлей, платил довольно большой оброк — тридцать алтын в год. Кроме того, на речке Шильне у него имелась водяная мельница, с которой полагалось оброка еще почти 4 рубля. Так что для небольшого починка Степан был человеком заметным и даже выдающимся. Вполне возможно, что за починком, а затем и за селом, постепенно закрепилось его имя. Так часто происходило с окрестными поселениями (деревни Орловка, Сидоровка, Калинина, Шемелина и многие другие).

В XVIII веке Боровецкое являлось уже селом. В нем имелась деревянная церковь.

По результатам V ревизии 1795 года в селе Боровецком проживали экономические (бывшие монастырские) крестьяне — 74 души мужского и 71 душа женского пола. Кроме того, в селе насчитывалось 309 душ мужского пола и 307 душ женского пола государственных (ясашных) крестьян. Они являлись приписными крестьянами, поскольку были приписаны к Воткинскому казенному заводу.

Приписные крестьяне появились в России в связи с развитием горнозаводской промышленности, где остро не хватало рабочих рук. Условия их жизни и труда были очень тяжелыми. Заводская работа продолжалась 10-14 часов в сутки в течение трех-четырех месяцев в году. Жителей Боровецкого заставляли выполнять главным образом вспомогательные работы — рубить дрова, пережигать их на уголь, возить землю для устройства и ремонта плотин, сплавлять суда по рекам с готовой продукцией. За малейшие упущения они подвергались большим штрафам и жестоким наказаниям.

Свой протест против такого тяжелого положения они выражали в форме массового бегства с заводов, стихийных бунтов. Жители села Боровецкого, в отличие от дворцовых крестьян сел Бережных Челнов, Мысовых Челнов, Орловки, самым решительным образом поддержали восстание под руководством Е. Пугачева.

Крестьянская реформа 60-х годов XIX века затронула и государственных крестьян. 24 ноября 1866 года был издан закон «О поземельном устройстве государственных крестьян в 36 губерниях». В соответствии с ним крестьяне получали в надел те земли, которыми они пользовались ранее, но не свыше 8 десятин на мужскую душу.

Во время Первой Всероссийской переписи 1897 года Боровецкое насчитывало почти 300 крестьянских дворов, в которых проживало 1387 человек — 624 мужчины и 763 женщины. Главным занятием жителей Боровецкого было сельское хозяйство. Большинство крестьянских хозяйств располагали земельными участками от 10 до 15 десятин. Четыре хозяйства имели земли более 40 десятин каждое. Безземельных хозяйств было всего два. Поскольку земля находилась в общинной собственности, через определенный период производился передел земельных участков между крестьянами. Так что село Боровецкое можно отнести к типичным крестьянским поселениям дореволюционной России.

Помимо земледельческого труда, многие крестьяне зарабатывали дополнительные средства, занимаясь промыслами. Так, четыре семьи села Боровецкого разводили пчел и содержали 100 ульев. 57 крестьянских хозяйств находили себе заработок в других видах промыслов. Промышленность была представлена в селе небольшими крестьянскими заведениями. Имелась в Боровецком 1-поставная водяная мельница, принадлежавшая крестьянскому обществу. Арендовал ее крестьянин В. Киршин. Мельница размалывала в сутки около 30 пудов зерна и приносила доход 50 рублей в год. Крестьяне Г. Прохоров и Г. Судариков являлись хозяевами ветряных 2-поставных мельниц с доходностью соответственно 48 и 107 рублей в год. Крестьяне В. Назаров и В. Елесин также владели ветряными 2-поставными мельницами, а также сушилками и полбенными обдирками. Имелась в селе также шерсточесалка крестьянина М. Кузнецова (25 рублей), овчинное заведение Ивана Филиппова (19 рублей), а также одна каменная и две деревянные кузницы, принадлежавшие крестьянам Г. Филиппову, Г. Прохорову и В. Назарову (при мельнице). Работали в этих заведениях, как правило, сами хозяева, без применения наемной силы.

Розничную торговлю (на 1917 год) в селе Боровецком представляли десять бакалейных лавок, в которых продавались самые необходимые для крестьянской жизни продовольственные товары. Все они принадлежали крестьянам. Хозяевами лавок были А. Бычкова (две), Г. Судаков, К. Башурова, П. Лаптев, А. Богданов (арендовал К. Мингазетдинов), И. Самойлов (арендовало Общество потребителей), С. Ананин (арендовал Г. Нигаматуллин), В. Назаров (арендовал Г. Галиуллин), П. Судариков. Половина торговых заведений были каменными, остальные — деревянными. Получаемый от них годовой доход был незначительный — от 22 до 44 рублей в год. Торговали в лавках сами хозяева или арендаторы.

В XIX веке жители Боровецкого впервые получили возможность обучать своих детей грамоте. Земское начальное училище было открыто в селе 10 января 1879 года. Вначале оно размещалось в наемном помещении, но земство вскоре построило на свои средства собственное училищное здание. В 1880-1881 учебном году в нем обучалось 36 мальчиков и 6 девочек, то есть только очень небольшая часть юных жителей села. Учителем был А. Шулятиков, из крестьян, получивший образование и звание сельского учителя в Вятском училище для распространения сельскохозяйственных и технических знаний. Закон Божий преподавал священник Смирнов.

Центром духовной жизни села Боровецкого была церковь. Вначале она была деревянной. Каменная церковь строилась более 10 лет, с 1872 по 1882 годы, на основе реконструкции другой каменной Вознесенской церкви, построенной в 1828 году. Финансировал новое строительство елабужский купец Д. Стахеев. В годы Советской власти церковь была разорена и разрушена, и вновь восстановлена в 90-ые годы.

Выражаем благодарность Владимиру Ермакову,
кандидату исторических наук, доценту ИНЭКА, за предоставленый материал.

Фотогалерея