Куюки. На святом месте возрождается духовная жизнь
Просмотров: 7324
В день памяти святителя Николая, архиепископа Мир Ликийских, чудотворца свой престольный праздник отметили прихожане храма села Куюки. Маленький деревянный храм-часовня возведен на берегу озера, на месте обретения чудотворного образа угодника Божия Николая. В былые годы здесь возвышался величественный каменный храм, разрушенный в советский период. В настоящее время ведутся работы по восстановлению разоренной святыни. Отстраивать по кирпичикам приходится не только здание церкви. Духовная жизнь села также нуждается в возрождении. И в нынешних условиях это задача едва ли не более трудная, чем реконструкция храма.
— Трудности нас не пугают, хотя были периоды, когда мы впадали в уныние. Ведь поначалу на службу в село никто не приезжал, — говорит настоятель прихода святителя Николая в Куюках иерей Виталий Беляев.
— Русское население вымирало, а землю в основном скупали родственники главы района. Действующий храм явно не входил в планы новых местных жителей. Они, видимо, считали, что церковь будет для красоты стоять, и литургической жизни здесь не будет. В какой-то момент все стало меняться кардинальным образом. В село стало приезжать православное население, люди стали участвовать в богослужениях, и мы поняли, что старинный храм, который сейчас находится под реконструкцией, будет востребован. В настоящий момент у нас на приходе служатся Литургии по воскресеньям и четвергам, а также в дни больших праздников. Особенно много народа приезжает к нам на Крещение. Мы всех стараемся чаем напоить, всех с радостью принимаем. То, что сейчас происходит, и есть настоящая радость. Раньше ведь мне приходилось одному служить. А сейчас есть второй священник — отец Олег, хор наконец смогли найти. И, что немаловажно, есть надежные алтарники. Антон, кстати, воспитанник, прихожанин храма Серафима Саровского города Казани, выпускник катехизаторских курсов. В Куюках он служит чтецом и пономарем. И вообще он у нас как апостол-миссионер.
— Антон поспособствовал тому, что между нашими приходами сложились теплые отношения? Насколько мне известно, ребята из молодежного братства прихода Серафима Саровского неоднократно приезжали на богослужения и в село Куюки, и в Ташкирмень, где Вы также служите.
— Да, это Антон помог наладить контакты. Он у нас на приходе появился Промыслом Божиим. Пришел именно в тот момент, когда мы искали помощника. Мне было тяжело справляться, т.к. у меня два сельских прихода (Куюки, Ташкирмень) и два прихода в вооруженных силах (спецназ внутренних войск и танковое училище). Антон сам изъявил желание помогать, чему я несказанно обрадовался. Я всегда мечтал, чтобы у меня были пономари, на которых можно было бы положиться. Сейчас очень сложно найти толковых, дисциплинированных алтарников. Антон же оказался очень ответственным и исполнительным человеком, все тяготы взял на себя. Стал зажигать лампады, готовил клирос, приносил богослужебные книги (он всегда заранее просматривал тексты службы). Он научился петь и стал у нас и чтецом, и певцом. Так что теперь, если в будний день певчие не могут приехать из-за учебы или работы, их заменяет Антон. Я ему полностью доверяю. Знаю, что я дам возглас «Благословен Бог наш», и Антон не подведет — прочитает и третий, и шестой час.
— Здорово, что Антон оказался таким легкообучаемым…
— Слава Богу, что так. Но научить можно любого — было бы желание да усердие. Плохо, что в городских храмах прихожан клиросному делу не учат. Везде есть штатные чтецы, и на клирос никого не пускают. Меня и самого в свое время не пускали, я 15 лет был алтарником, а службы не знал. Зато после рукоположения сразу пришлось служить и за священника, и за чтеца, и за пономаря. В таком ритме служить было очень тяжело, но этот опыт пригодился во время командировок в горячие точки. Там тоже приходилось служить одному. Но через это нужно пройти, в теории всего не освоишь, реально научит только практика. Берешь богослужебные указания, книжки раскладываешь — и вперед. Другого пути нет. Сначала тяжело, а потом учишься. И сейчас я ставлю цель воспитывать своих прихожан. Важно, чтобы люди знали и понимали службу и в случае необходимости могли заменить чтеца.
— Отец Виталий, давайте вернемся к истории вашего прихода. Старинный храм был построен сразу после обретения чудотворного образа святителя Николая. Как именно произошло обретение и где сейчас находится этот образ?
— Его местонахождение мне неизвестно. Этот образ был украден из Никольского кафедрального собора около пяти лет назад. В нашем храме сохранился список той чудотворной иконы. Обретение образа произошло в 1897 году. В то время здесь не было озера, был только ручеек. И вот в один прекрасный день люди увидели в воде медный образ. Он в руки никому не давался. Лишь спустя какое-то время образ смогли достать из воды отроки Трофимовы. Этим фактом заинтересовались власти, однако представитель власти не смог взять икону в руки. У него онемела рука. Этот человек встал на колени, начал молиться, и рука отошла. Так были явлены первые чудотворения. Образ торжественно положили на аналой и отнесли в храм в село Богородское. Однако вскоре икона снова оказалась на месте своего обретения. Тогда люди поняли, что на этом месте нужно строить храм во имя святителя Николая.
— Очень интересные подробности…
— История прихода и впрямь весьма богата. Во времена царской России в селе был молельный дом, туда приезжало много паломников и из России, и из-за границы. Были засвидетельствованы случаи чудесных исцелений. Один мальчишка-мусульманин был слеп от рождения, но по молитве Христу прозрел, а затем и покрестился. В архивах есть описания исцелений. Есть также данные о том, что на строительство большого трехпрестольного храма жертвовал деньги святой Иоанн Кронштадтский, который предположительно посещал Куюки. В селе бывал и протоиерей Василий, священник, который возглавлял Казанское Общество Трезвости. Впоследствии он принял мученическую смерть.
— А храм впоследствии был разрушен?
— Да. Но все, кто рушил храм, закончили очень плохо. Кого-то посадили, кого-то убили, у кого-то руки отсохли. Даже такое случалось. Это все рассказывают долгожители нашего села. Бабушки это место очень чтили. Они и в самые тяжелые для Церкви времена не переставали молиться на святом месте, собирались вместе, читали акафисты. Бабушек этих разгоняли НКВДшники на лошадях. Но вы же знаете — Господь не оставляет в трудный момент. Бабушки рассказывали, как по их молитве поднимался туман, так что сотрудники НКВД попросту переставали их видеть. Постепенно те бабули стали умирать. Русского населения в селе становилось все меньше, мусульман же, напротив, все больше. Село стало застраиваться коттеджами, и место, где был обретен образ, тоже хотели выкупить для строительства домов. Но наш староста Виктор Петрович Морозов, один из ведущих архитекторов города, оперативно решил вопрос, и на святом месте возвели храм-часовню.
— И Вас поставили тут настоятелем?
— Да. Я начал служить в Куюках и фактически с первого дня стал конфликтовать с местными олигархами. Причиной конфликта послужил бардак, который там творился. Отдельные люди незаконно заняли береговую зону, и из-за этого отдыхающие не могли подойти к воде. Водоему присвоили статус пруда, так что законы на водоохраняемую зону перестали работать. Правда, там вообще никакие законы не работают. Глава района Шайхулла очень не любит Православную Церковь. И, узнав, что я запретил делать пляж на святом месте, он, естественно, не порадовался. Администрация района в буквальном смысле начала «права качать», хотя земля, о которой шла речь, и по сей день находится в собственности епархии. Я пытался предложить некий компромисс. Предлагал организовать благородный пляж, отвести территорию для купания, но только не на месте обретения чудотворного образа. Однако представители администрации на это не соглашались. Они стали убеждать наших русских людей, что храм здесь не нужен, что в жару нужен пляж, а плохие попы не пускают людей купаться. Обидно, что некоторые наши прихожане перешли на сторону администрации района. Я даже хотел уходить с этого прихода. Точнее, меня хотели оттуда убрать свои же православные. Всюду распространялась информация, что я конфликтный священник, что не пытаюсь найти общий язык с местными олигархами, не иду с ними на компромисс. Но какой тут мог быть компромисс? Я устал окурки собирать и выгонять людей, пьющих водку на святом месте…
— Понимаю. И все-таки Вы не оставили приход…
— На самом деле я был готов к тому, что придется уйти. Расстраивался очень. Все-таки в Куюках я начинал, и обидно было все бросать из-за недоброжелателей. Ситуация сложилась неприятная, и все ждали решения архиерея, многие были уверены, что он переведет меня на другой приход. И вот приезжает к нам владыка, отслуживает службу, выходит к народу и говорит: отец Виталий отвоевывает святое место, а вы, прихожане храма, не только его не поддерживаете, но еще и палки в колеса вставляете, стыдно должно быть. Люди, конечно, такого не ожидали, многие были в шоке. Некоторые из тех, кто тогда ополчился на меня, раскаялись и сейчас помогают восстанавливать храм и наводить порядок.
Отец Виталий добавил, что для того, чтобы святое место перестали воспринимать как пляж, было решено установить там поклонный крест. В этом благом деле поучаствовали ребята из приходского братства Серафима Саровского города Казани.
Татьяна БОРОВСКАЯ
Редакция: иерей Сергий ШКУРО, Елена АЮПОВА
Источник: блог "Наш приход"
| Проголосовало: За - 3, против: 0. Общий рейтинг: 3 |
|