Публикации

Игумения Вера (Шевченко): С Богом везде хорошо

Дата: 20.03.2014

Просмотров: 8276

20 марта игумения Вера (Шевченко), настоятельница Казанско-Богородицкого женского монастыря г. Елабуги, отмечает свой 70-летний юбилей. По этому случаю предлагаем читателям архивный материал, рассказывающий о жизни обители и ее настоятельнице.

Пресса, радио, телевидение в последнее время все чаще обращаются к теме православия. Хорошо это или плохо, но для многих мирян именно статьи или передачи становятся первым знакомством с Церковью. Вот и в Елабужском женском монастыре здесь побывала съемочная группа Казанского телевидения, снимавшая сюжет для передачи «Обычная суббота».

Насельницы монастыря не особенно рады таким визитам, отвлекающим от молитвы, послушания, вносящим ненужную суету в уклад их жизни. Режиссер Вера Гаранина не сразу получила благословение настоятельницы на приезд. И знакомство началось с обоюдного поиска компромисса: журналистам, естественно, хотелось показать жизнь обители «изнутри», настоятельница же объяснила, что никому не позволено вторгаться в монашескую келью, что не у всех сестер можно брать интервью, дабы не искушать их понапрасну...

В конце концов, обе стороны проявили необходимый такт. Матушка Вера показала келию, в которой насельницы делают ремонт; отсюда совсем недавно выехали в новые квартиры семьи, жившие на территории монастыря после его разорения. Это довольно большая комната с печкой, в два окна, под которыми разрослись деревья. «Раньше здесь была такая красота! — вздыхает настоятельница, оглядывая разоренное помещение с выставленными, абсолютно сгнившими рамами. — Ну, да с Божией помощью восстановим». Журналистов удивил размер кельи, не соответствующий их представлениям о монашеской жизни как о строгом уединении и аскетизме. Матушка Вера объяснила, что монахи не всегда жили по одному: Серафим Саровский, например, рекомендовал уединение незамужним девицам, женщинам же — селиться вместе даже и до восьми человек.

Съемочная группа засняла и вагончик, с которого четыре года назад начинался монастырь («Ели на полу, спали в вагончике», — вспоминает об этих временах матушка Фекла, насельница монастыря), и маленькую церковь Казанской иконы Божьей Матери, устроенную в комнате деревянного домика — здесь до того, как восстановили Варваринскую церковь, шли ежедневные монастырские службы... Сравнивая все это с новым храмом, трапезной, понимаешь матушку Веру, говорившую: «Все идет как бы невидимо, но Господь постоянно являет нам, немощным, свою милость».

—  На какие доходы вы живете, — спрашивают журналисты матушку Веру. — Наверное, помогают городские власти, епархия?

— Что вы, откуда же у епархии деньги, чтобы содержать и восстанавливать все храмы и обители? И город нас тоже не содержит. Я уже ходила к заместителю мэра с просьбой помочь построить храм; в Нижнекамске городские власти храм ведь строят! Но нам пока ничего не обещают. А наши доходы — от треб да от того, что люди принесут. Ведь помогая монастырю, люди сами спасаются.

—  Вы сказали, что сейчас в монастыре двенадцать насельниц. A ecть ли еще желающие попасть в обитель?

—  Сюда не суетное желание, а Господь приводит. Мы никому не отказываем. Предлагаем пожить, осмотреться. Для кого-то неустроенность обители оказывается не по силам. Других назад в мир влечет. Одна женщина только ночь переночевала, наутро к внукам запросилась. Что ж, значит, ей с ними место.  Разными путями Господь ведет к Себе человека. Есть у нас инокиня — единственная дочь родителей, в 13 лет ушла она в монастырь. А произошло это так. Была у нее одноклассница. Все у нее в жизни было благополучно, собиралась в музыкальное училище поступать. Пила чай с вареньем, вишневой косточкой подавилась, умерла в одночасье. Девочку этот случай потряс, задумалась она о бренности земной жизни. И вот, будучи с мамой в Раифском монастыре, глядя на великолепие его храмов, она воскликнула: «Боже, неужели я Тебя не познаю!» И родители, к счастью, поняли ее, пошли навстречу стремлениям дочери.

—  Матушка, вы приехали сюда из Верхотурского монастыря. А как Вы жили в миру?  И  нравится ли Вам Елабуга?

— Работала я начальником планового отдела на одном из предприятий Нижнего Тагила. Как говорится, все было, как у людей. Но мирскую жизнь свою сейчас не помню. Да и зачем? Раньше чуть вспомнишь, сразу: «Господи, Иисусе...» Сейчас и это искушение прошло. А в Елабугу я ехала по благословению своего духовного отца. Что это за город и даже где он находится, не знала. Люблю ли ее сейчас? Что Господь нам даст, то и любим. Мы ведь, монахи, от мира отошли и мирских пристрастий не имеем. А с Богом везде хорошо.

Надо отдать должное такту настоятельницы, с великим терпением посвятившей почти весь день журналистам, пожертвовавшей для этого даже своим коротким послеобеденным отдыхом.

***

Историческая справка

Женский монастырь в г. Елабуга был основан в 1868 году попечением местного купца И.И. Стахеева. Монастырские постройки возводились по проекту архитектора ГА. Боссе. В1857-1868 гг. в центре монастыря был выстроен главный монастырский храм в честь Казанской иконы Божией Матери. В 1928 году Президиум Елабужского горсовета принял решение о ликвидации монастыря. Община монастыря обратилась с просьбой о возврате хотя бы храма, но им было отказано. Монахини были выселены, монастырский храм и колокольня были разобраны на кирпич, переданный Новострою северохимтреста. Сохранился лишь фундамент храма. Также была разрушена монастырская ограда. Детгородок находился в стенах монастыря до 1930 года, позже в бывших монастырских корпусах устроили обычные жилые помещения. В скиту монастыря восстановлена трехпрестольная Церковь. С начала Великой Отечественной войны и до 1949 года на территории монастыря находился лагерь военнопленных.

В 1993 году часть монастырских помещений была вновь передана Казанской епархии, а в 1995 году была возрождена монашеская община. 8 февраля 1995 года архиепископ Казанский и Татарстанский Анастасий освятил восстановленный храм великомученицы Варвары.

В настоящее время восстановлен главный храм обители в честь Казанской иконы Божией Матери на месте разрушенного в советское время. Кроме того ведутся ремонтные работы в сестринских корпусах, планируется восстановление монастырской ограды. Со времени возрождения монастыря его возглавляет игуменья Вера (Шевченко).

Источник: «Казанские епархиальные ведомости», №6(36), июнь 1996 г.