Публикации

Епископ Дионисий в Боровецкой церкви

Дата: 26.09.2015

Просмотров: 10904

Редакция сайта желает ознакомить своих читателей с архивным материалом, касающимся истории Свято-Вознесенского собора г. Набережные Челны. Вашему  вниманию предлагается очерк о посещении Боровецкой церкви Его Преосвященством, Преосвященнейшим Дионисием (Хитровым), Епископом Уфимским и Мензелинским во время его обозрения церквей Уфимской епархии Мензелинского района, которое было совершаемо с 30 мая по 24 июня 1889 года.

В тот период времени Вознесенская церковь относилась к юрисдикции Уфимской епархии. Как сообщается в источнике, в село Боровецкое правящий архиерей прибыл в 6 часов вечера, после чего немедля возглавил Всенощное бдение, поскольку на следующий день было запланировано освятить правый придел храма. Далее отмечается, что церковь в селе Боровецком является каменной, трехпрестольной: 1) главный во имя Вознесения Господня, освящен 9 июня 1885 года 2) правый в честь Воздвижения Святого Животворящего Креста Господня и 3) во имя святого великомученика Димитрия Солунского, освящен 19 декабря 1882 года. Храм и все украшения в нем были сооружены на средства Дмитрия Ивановича Стахеева. После же его смерти поддерживалось в ремонтировке и украшении наследником покойного, его сыном московским купцом Николаем Дмитриевичем. Когда Димитрий Иванович построил главный храм с престолом в честь Вознесения Господня, то обнаружил, что в зимнее время служение в нем будет неудобно, вследствие зимних холодов, а нагреть печами такое большое помещение будет стоить весьма дорого. В связи с этим он решился особо пристроить два придела для зимнего служения, из которых правый в честь Воздвижения Честного и Животворящего Креста Господня оставался неосвященным до прибытия Преосвященного епископа Дионисия.

Согласно данным архивного материала, в селе Боровецком существовало два кладбища — старое и новое. Новое кладбище было огорожено и очищено по распоряжению Преосвященного Никанора, бывшего правящего архиерея Уфимской епархии, а старое возле села было не ограждено.

Боровецкий приход состоял из самого села Боровецкого и трех деревень — Шильнинского завода, деревни Самоскаково и Шайтанова. Указанные поселения были небольшими, по 40 душ мужского пола, во всем же приходе было 871 душ мужского пола и 1048 женского.

В селе Боровецком в то время существовала земская школа, где обучались на 1888/89 учебный год 30 мальчиков и 20 девочек. В учебное время ученики охотно посещали храм Божий, особенно их привлекало пение, которому они также приучались.

13 июня Епископ Дионисий совершил великий чин освящения придельного храма во имя Воздвижения Честного и Животворящего Креста Господня. Во время богослужения в храме присутствовало огромное количество верующего народа, так что, не смотря на обширное пространство храма и открытие всех окон церкви, гасли свечи от духоты. На клиросе, во время освящения храма и совершения Божественной Литургии, пел местный хор, которым с большим умением управляла некая черничка.

* * *

Дионисий (Хитров) (1818-1896), епископ Уфимский и Мензелинский.

Дионисий (в миру Димитрий Васильевич Хитров) — епископ-миссионер (1818-1896), ученик и сподвижник просветителя Сибири Иннокентия. Назначенный в 1844 году священником походной церкви, Дионисий в течение 10 лет совершил с нею миссионерское путешествие в 9130 верст по верхней, средней и нижней Колыме, для просвещения инородческих племен. Изучив нравы и обычаи инородцев, а также их языки, Дионисий составил и издал (Москва, 1857-59) азбуку и грамматику якутского языка и перевод на якутский язык всех книг Нового Завета, кроме Апокалипсиса, книги Бытия и Псалтири, служебника с требником, канонника, часослова, а также "Указания пути в царствие небесное" и несколько поучений на разные случаи. Второе издание богослужебных книг на якутском языке, исправленное Дионисием, было напечатано в Казани (1833-89). Позднее Дионисий был епископом якутским и вилюйским; в 1883 году перемещен на уфимскую кафедру. В сане епископа Дионисий многократно предпринимал миссионерские путешествия по своей епархии. Одно из таких путешествий он живо и картинно описал в свое время в статье "Поездка преосвященного Дионисия, епископа якутского, в Чукотскую миссию в 1868-69 г.".

12 декабря 1883 года владыка Дионисий был перемещен на Уфимскую кафедру. С первых же дней своего служения в Уфе, он приобрел всеобщую любовь и почитание. Как и в Якутске он постоянно был озабочен христианским просвещением паствы и утверждением в истинах Православной веры; не менее двух раз в год совершал поездки по епархии, причем главное внимание обращал на состояние религиозного просвещения своей паствы, ревновал о школьном обучении детей, с отеческой любовью вникал во все стороны церковно-приходской жизни, заботился об ограждении чад Церкви от влияния мусульманской пропаганды и от соблазна раскола, много прилагал попечения к устроению храмов Божиих и образованию самостоятельных приходов; никогда не оставлял свою паству без слова назидания, которое всегда отличалось необычайной простотой, растворено горячим чувством любви, проникнуто покорностью Промыслу Божию и истинно христианским смирением. По своему смирению архипастырь редко печатал свои поучения, но охотно делился в печати своими впечатлениями из поездок по епархиям, и эти путевые его заметки и дневники свидетельствуют о живой наблюдательности и отзывчивости на все запросы и нужды его паствы. Несмотря на преклонный возраст и немощи телесные, объясняемые трудами и лишениями миссионерской жизни в Сибири, епископ Дионисий до последних дней своей жизни неутомимо трудился во благо своей паствы. Скончался он 8 сентября 1896 года и был погребен на кладбище Покровского миссионерского монастыря.

Материал подготовил диакон Дмитрий АЛИКИН

Источники: Уфимские епархиальные ведомости за 1889 год. – Уфа, 1889. – С. 792-793;
http://drevo.pravbeseda.ru/index.php?id=8328;
http://dic.academic.ru/dic.nsf/biograf2/4818.