Публикации

Для чего нужны священнослужители?

Дата: 29.10.2017

Автор: Газета «Православный Болгар»

Все публикации автораВсе публикации автора

Просмотров: 16288

Из проповеди настоятеля Свято-Авраамиевского храма города Болгар протоиерея Владимира Головина.

Вопрос:

«Священнослужитель — это проводник, посредник между прихожанином и Богом. Но каждый человек может обращаться к Богу и напрямую, без священников, без Церкви. Значит, зачем все эти церкви и священники? Получается, что можно напрямую, вне храма, без священнослужителей Отца Небесного о чём-то просить и разговаривать с Ним. Зачем ещё кто-то? Третий лишний. Знаю, что Вы не обидитесь на мои вопросы».

Ответ:

На вопросы, идущие от сердца, от души вообще обижаться нельзя. Если у человека есть вопросы, это свидетельствует о том, что человек живой, настоящий, думающий. Вопросов нет только у умственно неполноценных. Среди православных много таких, у кого нет вопросов: верить надо вот так, и всё тут! Меня всегда пугают такие люди с такой верой. Значит, они неосмысленно верят. Да им и не нужна вера-то на самом деле. Для них не это главное. Таким людям вера нужна как приложение к материальным земным бытовым вещам. Например, мы все глубоко одиноки. И те, кто замужем, женат, у кого дети – все без исключения. Никто меня не поймёт никогда так, как бы я хотел. И некоторым, поэтому, хорошо, чтоб был Бог. Вот уже и не одиноко как бы. Только один Господь может утолить наше одиночество и понять нас. Но так происходит только тогда, когда у человека живая вера. Получается, что люди без осмысленной, живой веры создают иллюзию неодиночества.

Вопрошающий утверждает: священнослужитель — это проводник, посредник между прихожанином и Богом. Это ложь, это неправославные слова. Священник не посредник между людьми и Богом. Это в языческих религиозных системах шаман, медиум является посредником между миром духовным и человеком.

В Православии не так. Хотя, к сожалению, со слезами должен сказать: в сознании многих, кто ходит в храм, священника воспринимают как шамана, который совершает какие-то обряды, и поэтому то и то хорошо. Например, пригласили однажды совершить освящение квартиры. Я пришёл. Свечечки поставили, кадило разжёг, святую водичку приготовили. Только начал молиться и с кадилом поворачиваюсь — никого нет, семьи-то нет. Ну ладно, я с каждением иду по квартире, они тихонько сидят на кухне, прижались в уголке. Ну, может, что у них произошло. Идёт молитва — прерывать нельзя. Когда уже всё закончилось, они тихонько дверь открывают: «Можно?». Я говорю: «Вообще-то, это ваш дом. Это мне так нужно говорить». «Нет, мы ушли, боялись, чтоб не помешать, чтоб всё правильно сделали». Вот чисто шаманистическое отношение. Это люди неправославные. Они не нужны тут. Пришёл медиум, шаман, нашаманит: будет всё хорошо. Вот это чисто языческое представление о священстве.

Вот, например, у нас в храме каждую пятницу совершается духовное лечение. Совершается соборование, молебен о болящих. Я много раз замечал людей, которые не молятся на соборовании, сидят себе на лавочке, а как помазывать начинают, встают и начинают активно просить: «Вот тут помажь… теперь вот тут». Всё намазал. Благодарят: «Спаси Господи, спаси Господи!..» И опять на лавку, и в окошко с тоской на цветочки смотрят. В следующий раз идёшь, и опять та же процедура повторяется. Они не молятся, они считают, что священники-шаманы какие-то обряды совершают, и поэтому у нас и здоровья в данном случае прибавится и т. д. Это неправославное понимание. 

Если говорить православно, то на вопрос, кто служит, совершает священное действие, нужно ответить: «Служит всегда Бог — Господь Иисус Христос». Священники не служат Богу. Если кто из священников наизнанку вывернется, сможет ли хлеб и вино претворить в Тело и Кровь Христовы? Ни один, никогда. Сможет ли кто через венчание двоих соединить в единую плоть, единый дух? Или в воде человека родить для духовной жизни? Это всё совершает Господь силой Святого Духа. Поэтому в Церкви служение совершает Господь. А священники что делают? Всего лучше апостол Павел об этом пишет. Он сравнивает Церковь с Телом Христовым. Глава тела — Господь Иисус Христос, душа животворящая — Дух Святой, а все остальные — органы этого тела (1 Кор. 12:12-31). Если говорить о священниках, какой это орган, то можно сказать, что они — уста (рот) и руки. Это главный орган? Нет, не главный. Вы видели людей, у которых нет обоих рук? Я видел, они живут. Видели людей, которые не могут говорить? Нет рта и рука не будет действовать, а я всё равно буду жить. Это не главные жизненные органы. Вот без головы, без души тело — труп. А руки и уста никогда главными органами никто не воспринимал. И поэтому духовенство — это малая часть Церкви и не главная. Главная часть Церкви — это голова и душа — Господь Иисус Христос и Дух Святой Животворящий. По-другому если сказать, священники — это перчатки на руках Мастера. От перчатки ничего не зависит. Зависит от руки. Священники лишь перчатки на руках Христа. Слово священник не совсем верное, правильнее сказать: священнослужитель. Освящённый, выделенный из народа Божия служитель не Богу, а народу Божию. Вот сейчас, например, слово Божие, не моё, несу народу Божиему. Слово, которое Господь произнёс, которое в Священном Писании дано, в творениях Его Святых. Это слово, пускай выстраданное мною, изначально Его Слово. Поэтому священники не посредники, а, говоря языком Церкви, предстоятели — стоящие первыми, несущие ответственность пред Богом за народ Божий и свидетельствующие присутствие Бога в народе Его. Вот что в православном понимании священство. Сказано в Священном Писании: «… где двое или трое собраны во имя Мое, там Я посреди них» (Мф. 18:20). Поэтому, когда я совершал молебен в доме этих людей один, совершая освящение квартиры, эти люди не дали Духу Святому действовать, это была только моя личная молитва, а не освящение дома настоящее. 

Чтобы Церковь была не толпой, стадом, разбросанным по кустам, а организованно идущими путём спасения, должны быть пастухи. Ну как в любой семье. В настоящей семье всегда есть хозяин. Неважно, кто он, отец или мать, дед или бабушка, младший по возрасту, не имеет значения. Хозяин тот, кто берёт на себя больше ответственности за тех, кто рядом с ним. Вот он и есть настоящий хозяин. В идеале, конечно, должен быть муж — глава семьи. Он должен брать на себя всю полноту ответственности и поэтому становится хозяином. Вот я приведу пример моей мамы. Когда она приходила домой и садилась ужинать, она кушала самое худшее, лучшее оставляя мужу, детям, свекрови. Она не считала себя хозяином в доме и главным, но она таковым фактически была, потому что у неё была ответственность. Она выбирала худшее, лучшее оставляя остальным. Беря колбасу, она спрашивала нас, детей, ели ли мы колбасу. Мы ели. Потом спрашивала мужа, свекровь. Они ели. Тогда она отрезала себе. Только после этого. А если мы скажем, что не ели, она даже не дотронется до неё. Вот оно, настоящее главенство в чём выражается — в любви, в реальной живой заботе о тех, кого ты любишь. И такой человек всегда проявится, и он и будет лидером, он и будет пастухом, он и будет ведущим, ему будут доверять, ему не нужны выборы и голосования. Само по себе всё сложится. Господь поставил тех, на которых возложил обязанность не командовать, а заботиться о благе и спасении народа Божиего. Священнослужитель — это слуга не Бога, а народа Божия, в обязанности которого вменено заботиться о людях. Священник отличается от всех тем, что у него нет никаких прав, одни лишь обязанности и долги. Вот это правильно, вот это православно, вот это есть истина.

Так для чего нужны священнослужители в церкви? Ответ ясен: для того, чтобы было кому заботиться больше других. Для того, чтобы переживал больше других. Для того, чтобы, прежде чем взял кусок в рот, спросил: «А как мои-то? А они-то сыты?» Священником может быть только тот, кто понял, что он перечёркивает свою личную жизнь и теперь будет жить только для народа Божиего. Это человек, у которого отсутствует понятие личной жизни совсем. Не люди придумали это: «Давайте, мол, соберёмся, чтоб порядок был, священников, что ли, выберем...» Это было не так. Сам Сын Божий, Слово Божие, Господь Иисус Христос. Он выбрал двенадцать учеников, назвал их апостолами, а через них поставил епископов и служителей Церкви. Именно Он это сделал, чтоб были те, которые ответственны. Пётр, Первоверховный апостол, когда Господь его позвал, он оставил всё. У него был дом, семья, дети. Пётр переводится, как «камень». Христос говорит: «… ты наречешься Кифа, что значит: камень (Петр)» (Ин. 1:42). «… и на сем камне Я создам Церковь Мою» (Мф. 16:18). Священнослужители — это основание, камень, на который всё грузят, валят и ставят. И он должен покрякивать, но держать. Вот что такое истинное православное понимание священнического служения.

Но правда есть такова: не все семьи путные, не все главы семей живут правильно, не все в первую очередь заботятся о своих близких. И в церквах все ли священники так понимают своё служение? Увы, не все. Все ли соответствуют своему призванию? Мы знаем, не все. И если брать каждого в отдельности, то увидим много несоответствия.

Вывод: нет совершенных. Поэтому и мы несовершенны и священники у нас несовершенны. И мы, порой, не видим того, что должно быть в Церкви. В нас нет настоящей любви. В священнослужителях настоящей заботы не видим. Но это ничего не меняет в корне. Мы говорим не то, что есть, а что должно быть. К чему мы стремимся и на что все усилия направляем.

Подготовил иерей Алексий АХМЕТЗЯНОВ

Источник: газета «Православный Болгар», №4 (141) июль-август 2013