Публикации

Величие достоинства и должности священников

Дата: 29.07.2023

Просмотров: 9779

Повинуйтесь наставникам вашим и будьте покорны:
ибо они неусыпно пекутся о душах ваших, как обязанные
дать отчет; чтобы они делали это с радостию,
а не воздыхая: ибо это для вас не полезно.
Евр. 13, 17

Слово святителя Иоанна Златоуста о благодати священства

Употребим все меры к тому, чтобы иметь в себе духа и будем со всею почтительностью обращаться с теми, кому вверена власть действовать благодатными дарами. Подлинно, велико достоинство священников! Кому простите грехи, тому простятся (Ин. 20, 23). Потому-то и святой апостол Павел говорит: Повинуйтеся наставником вашим и покоряйтеся (Евр. 13, 17) и: почитать их преимущественно с любовью за дело их (1 Сол. 5, 13).

В самом деле, ты заботишься только о своих делах, и, если их устроишь хорошо, — не будешь отвечать за других людей. А священник, хотя бы и хорошо устроил свою собственную жизнь, но если не будет с должным усердием заботиться о жизни твоей и всех других, вверенных его попечению, то вместе с порочными пойдет в геену, и часто, невинный по своим делам, он погибает за ваши беззакония, если не исполнит надлежащим образом всего, что до него касается.

Итак, зная, какая великая угрожает опасность священникам, оказывайте им великую любовь. На это указал и святой Павел, когда сказал: тии бо бдят о душах ваших и - не просто, но как обязанные дать отчет (Евр. 13, 17). Потому им надобно оказывать великое уважение. Если же и вы вместе с другими станете оскорблять их, то и ваши дела не будут благоуспешны. Доколе кормчий благодушествует, до тех пор и плывущие на корабле безопасны; а коль скоро он, от оскорблений и враждебных действий со стороны спутников, находится в горе, то уже не может ни быть бдительным по-прежнему, ни действовать с обычным своим искусством, и нехотя подвергает их бесчисленным бедствиям. Так и священники, если будут пользоваться у вас надлежащею честию, в состоянии будут устроить и ваши дела, как следует; а если вы будете опечаливать их, то ослабите их руки и сделаете то, что они вместе с вами легко будут увлечены волнами, хотя бы они были и весьма мужественны.

Помысли о том, что сказал Христос об иудеях: на Моисеевом седалище сели книжники и фарисеи: все, что они велят вам соблюдать, соблюдайте и делайте (Мф. 23, 2-3). Теперь же нельзя сказать, что священники воссели на седалище Моисеевом; нет, они воссели на седалище Христовом, потому что приняли учение Христово. Потому и святой апостол Павел говорит: мы — посланники от имени Христова, и как бы Сам Бог увещевает чрез нас (2 Кор. 5, 20). Не видите ли, как все подчиняется властям мирским? Хотя подчиненные часто превосходят начальствующих и знатностью рода, и жизнию, и мудростию, однако ж, из уважения к тому, кто их поставил, они не думают ни о чем этом, но чтут определение царя, каков бы ни был тот, кто получил над ним начальство. Таков-то у нас страх, когда поставляет начальника человек! Но когда рукополагает Бог, — мы и презираем рукоположенного, и оскорбляем его, и преследуем безчисленными поношениями, и, тогда как нам запрещено судить и своих братьев, изощряем язык на священников, и какое найдем мы себе оправдание, когда в своем глазе не видим бревна, а с другого с злобным старанием замечаем и сучок?

Ужели не знаешь, что, когда судишь таким образом других, приготовляешь и себе самому тягчайшее осуждение? Говорю это не потому, чтобы я одобрил недостойно проходящих служение священства; нет, — я крайне жалею о них и плачу; тем не менее, однако ж, утверждаю, что и в этом случае подчиненные, и особенно люди самые простые, не имеют права судить их. Пусть жизнь священника будет самая порочная; но, если ты внимателен к самому себе, то не потерпишь никакого вреда в том, что ему вверено от Бога. Если Господь заставил говорить ослицу и чрез волхвов даровал духовные благословения; если, таким образом, и чрез безсловесные уста ослицы,и чрез нечистый язык Валаама Он действовал для неблагодарных иудеев, то тем более для вас, если вы будете признательны, Он сделает со Своей стороны все, что нужно, и ниспошлет Духа Святого, - хотя бы и крайне порочны были священники. Ведь и чистый (священник) не своею собственною чистотою привлекает Духа Святого; но все совершает благодать, ибо все ваше, — говорится, — Павел ли, или Аполлос, или Кифа (1 Кор. 3, 21-22).

Все, что вверено священнику, есть единственно Божий дар; и, сколько бы ни преуспевало человеческое любомудрие, оно всегда будет ниже той благодати. Говорю это не для того, чтобы мы беспечно располагали своею жизнию, но для того, чтобы вы, подчиненные, видя нерадение кого-либо из предстоятелей, не преумножали по этому поводу для самих себя зла.

Но что я говорю о священниках? Ни ангел, ни архангел не может оказать никакого действия на то, что даруется от Бога: здесь все устрояет Отец и Сын и Святой Дух, а священник только ссужает свой язык и простирает свою руку. Да и несправедливо было бы, по причине порочности другого лица терпели вред те, которые с верою приступают к символам нашего спасения.

Итак, зная все это, будем и Бога бояться, и уважать Его священников, оказывая им всякую честь, чтобы и за свои добрые дела и за уважение к ним получить от Бога великую награду, по благодати и человеколюбию Господа нашего Иисуса Христа, с Которым Отцу со Святым Духом слава, держава, честь, ныне и присно, и во веки веков. Аминь.

(Р)

Святитель Иоанн Златоуст, том 8