Публикации

На родине муромских святых

Дата: 08.07.2023

Автор: Маргарита Титова

Все публикации автораВсе публикации автора

Просмотров: 13941

8 июля Православная Церковь вспоминает святых благоверных князя Петра и княгиню Февронию, а вся Россия отмечает день семьи, любви и верности, совсем недавно появившийся в праздничном календаре страны. Предлагаем вашему вниманию впечатления паломницы, посетившей город на реке Оке — Муром.

Муром относится к древнейшим городам Руси, первые упоминания о городе есть в «Повести Временных Лет» в 862 году. Название города происходит от населявшего когда-то эти места финского племени мурома. 

О значимости города свидетельствует также существование такого всем известного былинного персонажа, как русский богатырь Илья Муромец. Кроме этого, с Муромом неразрывно связаны имена и деятельность многих православных святых: князей-страстотерпцев Бориса и Глеба; крестивших жителей Мурома князей Константина, Михаила и Федора; покровителей брака и семьи князя Петра и княгини Февронии.

 Спасо-Преображенский мужской монастырь. Фото: Борис Пучков

Итак, наша паломническая группа остановилась в Спасо-Преображенском мужском монастыре. Главной святыней этого монастыря является чудотворная икона Божией Матери «Скоропослушница» — одна из самых любимых и почитаемых икон в древнем городе Муром. Икона была написана и освящена в прошлые века на Святой Горе Афон в Русском монастыре святого великомученика и целителя Пантелеимона. За свое скорое вспоможение она и получила название «Скоропослушница».  Икона дважды способствовала восстановлению Спасо-Преображенского монастыря. В 1878 году монастырь был полностью разорен, но иноки с Горы Афон прослышали про беды своих братьев и прислали в Муром чудотворный образ Божией Матери «Скоропослушница». Она способствовала скорому восстановлению монастыря.

Второй раз икона спасла монастырь в 1995 году. Тогда с территории монастыря только-только выехала воинская часть, оставив казармы, военный плац и церкви без куполов. Целый год несколько монахов во главе со своим игуменом Кириллом молились в нищете и убогости. В тяжелые времена им была чудодейственно возвращена икона «Скоропослушница». Вскоре на глазах прихожан стал возрождаться из руин Спасский собор, за ним — Покровский. Все это требовало немалых средств. Откуда они взялись? Монахи объясняют просто — помогла «Скоропослушница». Икона хранится на втором этаже церкви Покрова Богородицы. На первом этаже, в храме Всех Святых, находится другая святыня города Муром — частица мощей преподобного Илии Муромца.

Илия Муромец — былинный герой, великий защитник земли Русской. В конце жизни постригся в монашество в Киево-Печерском монастыре. Отошел ко Господу на 45-м году своей жизни 1 января 1188 года. К лику святых он причислен в 1643 году, а его нетленные мощи покоятся в Антониевых пещерах Киево-Печерской Лавры. Пальцы его правой руки сложены в троеперстии, и в этом всякий православный христианин видит знак извечной принадлежности земли Русской к Церкви Православной. В период борьбы со старообрядческим расколом этот факт служил сильным доказательством в пользу трехперстного сложения.

Спасский собор муромского Спасо-Преображенского монастыря

Кроме Покровского храма на территории монастыря расположен Спасский собор. Он появился здесь в качестве исполнения обещания, данного Иваном Грозным перед походом на Казань в 1552 году. Молясь в монастырях Мурома и поклоняясь муромским святыням, он дал обет в случае одержания победы возвести в Муроме каменные храмы. Иван Грозный выполнил данное обещание и одной из возведенных по его указанию церквей стал Спасо-Преображенский собор в Спасском монастыре.

Внимание всех паломников привлекает, конечно же, часовня-костница, имеющая довольно интересную историю.  В конце XIX века в восточной части монастыря сложился некрополь, где погребали городскую знать, богатых купцов, духовенство. В советское время некрополь был уничтожен, на его месте располагался военный плац. После возвращения монастыря церкви на месте уничтоженного некрополя и была установлена часовня-костница, в которой найденные при раскопках кости и черепа аккуратно уложены на полочках.

Также на территории монастыря находится часовня Георгия Победоносца, воздвигнутая в честь погибших на поле брани российских воинов.

В монастыре в настоящее время действует 7 храмов и 7 часовен, православное духовное училище имени патриарха Пимена и православная гимназия имени преподобного Илии Муромца. В 2010 году была открыта музейная экспозиция «Судьбы храмов и духовенства города Мурома XX века. Муромский период Святейшего Патриарха Пимена». В монастыре имеется паломнический центр, хлебопекарня, купальня в часовне «Живоносный источник» с камнем из реки Иордан.

Следующей остановкой нашей паломнической группы стал Благовещенский мужской монастырь. Первая деревянная церковь во имя Благовещения Пресвятой Богородицы была поставлена на этом месте в 1192 году благоверным князем Константином Святославичем Муромским. В этом же храме сейчас и хранятся его мощи, а также мощи его сыновей — Михаила и Федора. В «Повести о водворении христианства в Муроме» (XVI век) говорится, что язычники, не желавшие принимать христианство, убили сына князя — Михаила, и подступили к княжеским палатам. Им навстречу вышел Константин, держа в руках не оружие, а только икону Божией Матери (впоследствии она стала именоваться Муромской иконой Божией Матери). Образ просиял, и пораженные чудом язычники приняли христианство. В настоящее время половина храма закрыта на реставрацию.

памятника Илии Муромцу

На обратном пути мы, конечно же, не могли пройти мимо огромного памятника Илии Муромцу работы скульптора В.М. Клыкова (самая известная его работа — монумент маршалу Г.К. Жукову в Москве). Памятник был поставлен в 1999 году в городском парке, на высоком берегу Оки. Былинный герой изображен здесь в облике богатыря-инока: в шлеме и кольчуге, из-под которой видна монашеская риза. Правой рукой он держит высоко поднятый меч, а левой — крест, прижимая его к груди. Воинственный жест Ильи Муромца не случаен − здесь, на берегу Оки, проходила в древности граница русских земель. 

Свято-Троицкий женский монастырь, г. Муром

Встав рано следующим утром, мы отправились на Литургию в еще один монастырь Мурома — Свято-Троицкий женский монастырь, известный тем, что именно в нем, в Свято-Троицком соборе хранится гробница с мощами святых благоверных и преподобных князя Петра и княгини Февронии. Святые являют собой образец супружеской верности, преданности и любви, которые они сохранили на протяжении всей своей жизни, преодолевая все испытания и искушения.

Кроме того, на территории монастыря находится Церковь преподобного Сергия Радонежского, построенная в 1715 из дерева и без единого гвоздя. Эта церковь была перенесена на территорию монастыря в 1975 году из села Красное Меленковского уезда.

Сам же монастырь основан в 1643 году на месте, которое ранее именовалось Старое Вышнее городище, где в XII веке святой благоверный князь Константин, креститель Мурома, поставил деревянную церковь во имя святых страстотерпцев Бориса и Глеба.

В это утро паломники смогли причаститься Святых Христовых Таин. После Литургии был отслужен водосвятный молебен с акафистом святым благоверным князю Петру и княгине Февронии Муромским.

Следующим пунктом нашей паломнической поездки стало село Карачарово — непосредственная родина Илии Муромца. Легенды говорят, что он вырвал несколько дубов с корнем и внес их на крутую горку, что и стало основанием Троицкой церкви, которая ныне восстанавливается. А под горой от удара копыта коня Илии Муромца забил родник. Там построена часовня с частицей мощей святого и оборудован источник.

Церковь Николы Набережного (иногда ее называют также церковью Николы Мокрого) встречала нас своими куполами в этот же день. Церковь в Муроме была построена в 1700-1717 годах на средства московского священника Дмитрия Христофорова, решившего таким образом увековечить память о своем отце, служившем здесь в деревянной церкви. Сгорела ли эта деревянная церковь или была разобрана за ветхостью — неизвестно. По преданию, прежде на месте храма здесь, на высоком берегу Оки, стоял деревянный дворец Ивана Грозного.

Церковь Николы Набережного, г. Муром

В 1717 году знаменитый муромский иконописец Александр Казанцев написал для храма изображения двенадцати сивилл — пророчиц, предсказавших рождение Иисуса Христа. В настоящее время иконы Казанцева можно увидеть в Муромском историко-художественном музее. Главной святыней Николо-Набережной церкви являются мощи святой Иулиании Лазаревской.

С шестилетнего возраста Иулиания была сиротой, воспитывалась бабушкой и была очень воцерковленным ребенком. Когда ей исполнилось 16 лет, она вышла замуж за богатого и добродетельного человека Георгия Осорьина, зажиточного дворянина, и жила с ним в селе Лазаревском, в 4-х верстах от Мурома. Послушание родителям мужа и ведение хозяйственной деятельности у Иулиании Лазаревской заменили собой монашеское послушание. Она кормила, одевала слуг и не принимала от них никаких услуг. Во время голода и моровой язвы, еще при Грозном, она хитростью выпрашивала у свекрови пищи, будто бы для себя, и раздавала все голодным. Она хоронила умерших, заказывала по ним сорокоусты, а заразных больных, от которых все сторонились, она мыла в бане своими руками, тайно от родителей мужа.

Святая Иулиания Лазаревская

У Иулиании было много детей, но в них она не была счастлива. Она подумывала о монастыре, но муж не отпустил ее, а лишь освободил от обязанностей супружества, и с этих пор она, постелив ему постель, сама укладывалась на печке, подложив под ребра поленья и ключи. Впрочем, обычно она проводила ночи за молитвой, а рано утром спешила к заутрене и к обедне в церковь.

Через 10 лет ее муж умер, и Иулиания смогла спокойно раздавать все их имущество бедным. Она раздавала все деньги и даже занимала еще. Выпрашивая себе у детей денег, якобы на теплую одежду, она ходила без шубы и надевала обувь на босу ногу, подкладывая в сапоги вместо стелек орехи и острые черепки. В эти годы ее благочестие принимало более монашеский характер.

При царе Борисе (1601 — 1602) снова настали голодные годы, каких давно не было на Руси. Люди ели человеческое мясо и умирали во множестве. Но в эти страшные дни в полной мере раскрывается подвиг жизни Иулиании — подвиг любви. Ее амбары давно были пусты, она распродала весь скот, одежду и посуду ради голодных и сама дошла до последней нищеты. Тогда ей пришлось переселиться в свою нижегородскую вотчину, отпустив слуг. Некоторые из них, впрочем, остались и собирали для своей госпожи лебеду и древесную кору, из которых она пекла хлеб, кормилась сама с детьми и слугами, питала и захожих нищих, которых было в то время «без числа». Соседи говорили им с укоризной: «Что вы ходите к ней в дом? Она сама помирает с голоду». Но нищие уверяли, что они нигде не едали такого сладкого хлеба, как у этой вдовы. Брали и соседи для пробы ее хлеба из лебеды и удивлялись: «горазды рабы ее печь хлебы». Так через пять веков Иулиания повторила подвиг печерского монаха Прохора Лебедника.

Иулиании на тот момент было около 70 лет. Разболевшись на Рождество, она причастилась, простилась с детьми и слугами, «поучив их о любви и о милостыне».

Когда через 10 лет у Лазаревской церкви хоронили ее сына Георгия, то нечаянно раскопали ее могилу и нашли ее полной мира. Этим миром мазались больные и получали исцеление. Иулиании Лазаревской молятся о детях.

Полная впечатлений и благодати вернулась наша паломническая группа домой. Дивны дела твои, Господи!