Публикации

Святыни благочиния. Храм свв. бесср. Космы и Дамиана

Дата: 06.08.2018

Автор: Евгения Бальсунова

Все публикации автораВсе публикации автора

Просмотров: 12773

Орловская церковь является самой старинной в черте города Набережные Челны и ведет свою историю с конца XVIII века. Однако в 1844 году она сгорела, и лишь в 1854-1859 годах на средства елабужского купца Ивана Ивановича Стахеева была построена новая однопрестольная каменная церковь, и 14 ноября освященная, как и сгоревшая, во имя святых бессребреников и чудотворцев Космы и Дамиана. Храм был закрыт в 1939 году и в течение долгих лет использовался как склад для хранения зерна, картофеля и даже ядохимикатов и возвращен верующим только 24 года назад — в 1990 году.

За свою почти двухсотлетнюю историю храм собрал в себе горячие молитвы христиан, обращенные ко Престолу Божьему, слезы раскаяния и радости, и, конечно же, частицы мощей многих святых. В Орловской церкви имеются следующие святыни:

Собор оптинских старцев:

Иеросхимонах Лев (Наголкин) (1768-1841) — первый основатель и вдохновитель оптинского старчества. Своими подвигами, непрестанной молитвой и богоподражательным смирением он стяжал обильные дары Святого Духа.

Иеросхимонах Макарий (Иванов) (1788-1860) старчествовал в Оптиной пустыни в одно время с преподобным Львом, а после его кончины до самой своей смерти нес великий и святой подвиг старческого окормления.

Схиархимандрит Моисей (Путилов) (1782-1862) явил удивительный пример сочетания строгого подвижничества, смирения и нестяжания с мудрым управлением обителью и широкой благотворительной деятельностью. Именно благодаря его безграничному милосердию и состраданию к бедным обитель давала приют множеству странников.

Схиигумен Антоний (Путилов) (1795-1865) — брат и сподвижник схиархимандрита Моисея, смиренный подвижник и молитвенник, через всю жизнь терпеливо и мужественно несший крест телесных болезней. Он всемерно способствовал деланию старчества в скиту, которым руководил в течение 14 лет.

Иеросхимонах Амвросий (Гренков) (1812-1891) — великий подвижник земли Русской, святость и богоугодность жития которого Бог засвидетельствовал многими чудесами, а православный верующий народ — искренней любовью, почитанием и благоговейным обращением к нему в молитве.

Схиархимандрит Исаакий (Антимонов) (1810-1894) — приснопамятный настоятель Оптиной пустыни, сочетавший в себе твердое управление обителью и тончайшее искусство пастырского руководства со смиренным послушанием великим Оптинским старцам и высоким подвижничеством.

Иеросхимонах Анатолий (Зерцалов) (1824-1894) — являясь пламенным молитвенником и подвижником, он был для всех приходящих к нему чутким отцом, терпеливым учителем, всегда делившимся сокровищем мудрости, веры и особой духовной радости. Старец Анатолий обладал удивительным даром утешения.

Схиархимандрит Варсонофий (Плиханков) (1845-1913) — скитоначальник, о котором старец Нектарий говорил, что благодать Божия в одну ночь из блестящего военного сотворила великого старца. Не жалея самой жизни, он исполнял свой пастырский долг в русско-японской войне.

Иеросхимонах Анатолий II (Потапов) (1855-1922), прозванный в народе утешителем, был наделён Господом великими благодатными дарами любви и утешения страждущих, прозорливости и исцеления. Смиренно неся своё пастырское служение в тяжёлые дни революционной смуты и безбожия, старец утверждал своих духовных чад в решимости даже до смерти быть верными святой православной вере.

Иеросхимонах Иосиф (Литовкин) (1837-1911) — ученик и духовный преемник преподобного Амвросия, явивший образ великого смирения, незлобия, непрестанной умносердечной молитвы. По воспоминаниям современников, многие ещё при жизни иеросхимонаха Иосифа видели его озаренным благодатным божественным светом.

Иеросхимонах Нектарий (Тихонов) (1853-1928) — последний соборно избранный Оптинский старец, который подвигом непрестанной молитвы и смирения обрел величайшие дары чудотворения и прозорливости, нередко скрывая их под видом юродства.

Благоверные князья Борис и Глеб (в святом Крещении — Роман и Давид) — первые русские святые, канонизированные как Русской, так и Константинопольской Церковью. Они были младшими сыновьями святого равноапостольного князя Владимира и были воспитаны в христианском благочестии. Оба брата отличались милосердием и сердечной добротой, подражая примеру святого равноапостольного великого князя Владимира, милостивого и отзывчивого к бедным, больным, обездоленным. Однако коварный и властолюбивый Святополк, стремясь оградить себя от возможного соперничества брата, на стороне которого были симпатии народа и войска, подослал к нему убийц. Святой Борис был извещен о таком вероломстве Святополка, но не стал скрываться и, подобно мученикам первых веков христианства, с готовностью встретил смерть. После этого столь же жестоко был убит святой князь Глеб, который был коварно вызван Святополком из Мурома и по дороге убит подосланными дружинниками. Князь Глеб уже знал о кончине отца и злодейском убийстве князя Бориса, но глубоко скорбя, все же предпочел смерть, нежели войну с братом.

Святые вифлеемские мученики — 14000 младенцев, которые были убиты царем Иродом. Когда пришло время совершения величайшего события — Воплощения Сына Божия и Рождения Его от Пресвятой Девы Марии, восточные волхвы увидели на небе новую звезду, предвозвещавшую рождение Царя Иудейского. Поклонившись Богомладенцу, они не вернулись в Иерусалим к Ироду, как он приказывал им, но, получив откровение свыше, ушли в свою страну иным путем. Тогда Ирод понял, что замысел его найти Младенца не осуществился, и приказал убить в Вифлееме и окрестностях всех детей мужского пола от двух лет и младше. Он рассчитывал, что среди убитых детей будет и Богомладенец, в Котором видел соперника. Погубленные младенцы стали первыми мучениками за Христа.

Преподобный Сампсон Странноприимец (ск. ок. 530) родился в Риме в богатой и знатной семье. Он обучился врачебному искусству не ради корысти, но чтобы не быть праздным и иметь возможность послужить бедным и нищим. Много внимания святой уделял и воспитанию своей души, прилежно занимаясь чтением Священного Писания и много молясь. По Промыслу Божию святой прибыл в Константинополь, где поселился в небольшом доме и стал принимать странников и больных, ухаживая и служа им. Константинопольский патриарх, узнав о милосердных делах Сампсона, рукоположил его во священники. В то время император Иустиниан тяжело заболел, что даже самые искусные придворные врачи оказались бессильными. Обратившись к Богу с горячей молитвой, Иустиниан во сне получил откровение, что только Сампсон может помочь ему. Молитвой и прикосновением руки святой исцелил недуг императора. Благодарный Иустиниан стал предлагать ему множество золота и серебра, но святой отказался от драгоценностей, попросив взамен построить в Константинополе странноприимный дом и больницу. С радостью император исполнил это пожелание. До глубокой старости продолжал Сампсон свое милосердное служение.

Преподобный Лаврентий Черниговский с детских лет регулярно ходил в церковь, имел прекрасный слух, пел в церковном хоре. Однажды он познакомился с удивительным человеком — бывшим регентом императорского хора, уроженцем этих мест, который сразу оценил способности юноши и стал обучать его регентскому искусству. Нравственная чистота, духовная высота, неистощимая любовь к людям вызывали необыкновенное расположение к нему в каждом, кто хоть раз в жизни удостоился видеть его. Все от него уходили согретые христианской любовью, ободренные, с полным спокойствием на душе. Не единичны были случаи, когда  Лаврентий предотвращал беду, спасал людей от смерти.

Святой благоверный князь Михаил Черниговский был сыном Всеволода Чермного, с детства отличался благочестием и кротостью. После гибели его дяди Мстислава святой Михаил стал князем Черниговским, а в 1225 году он был приглашен на княжение новгородцами. Своей справедливостью, милосердием и твердостью правления он снискал любовь и уважение древнего Новгорода. Вскоре на Русь явились ханские послы, которые сообщили князю Михаилу, что ему нужно отправиться в Орду для подтверждения прав на княжение ханским ярлыком. Видя бедственное положение Руси, благоверный князь Михаил сознавал необходимость повиноваться хану, но как ревностный христианин он знал, что от веры своей перед язычниками не отступит. От духовного отца, епископа Иоанна, он получил благословение ехать в Орду, где стал истинным исповедником Христа и был убит за Его Святое Имя. Михаил Черниговский стал родоначальником многих славных фамилий в русской истории. Дети и внуки его продолжили святое христианское служение, Церковь причислила к лику святых его дочь — преподобную Евфросинию Суздальскую и его внука — святого благоверного Олега Брянского.

Иннокентий, первый епископ Иркутский родился в конце XVII века в Малороссии, в Черниговской губернии в семье священника Кольчицкого — потомка древнего польского рода. Владыка Иннокентий, нареченный епископом Бельским, отправился в страну неведомых хинов в сопровождении двух иеромонахов, иеродиакона и певчих с тремя служителями, где многих людей привел ко Христу. Используя свое архиерейское право рукополагать в священный сан, святитель тем самым восполнял недостаток духовенства за Байкалом. Немногим более четырех лет окормлял он иркутскую паству, но и это короткое по человеческим меркам время употребил он с великой пользой для спасения. Пастырь добрый не только руками трудился, но и ни на мгновение не оставлял главного дела — проповеди Слова Божия. Язычников, во множестве проживавших вокруг Иркутска, он обращал к святой Церкви не только семьями, но и целыми стойбищами. Так, из новокрещенных бурят образовалось целое поселение Ясачное.

Священномученик Константин Богородский в 24 года почувствовал в себе дар миссионерского служения и вступил в Саратовское братство Святого Креста, после чего отправляется в качестве миссионера Братства в родное село Барановку, население которого находилось под сильным влиянием старообрядцев. Отец Константин стал принимать активное участие в жизни заключённых, был избран членом попечительного совета Богородской женской протогимназии. После совершённого переворота 1917 года, отца Константина арестовали, а затем без суда и следствия приговорили к смертной казни. При расстреле убийцы только ранили священника и ещё живого бросили в яму и стали засыпать землёй. Несчастный поднимал из ямы голову и молил добить его, а находящаяся при этом дочь его на коленях с рыданиями умоляла также, чтобы отца не хоронили живым, но ничто не помогало, и злодейство было доведено до конца. Вместе с отцом Константином были расстреляны женщина, бесстрашно его защищавшая, и воин, отказавшийся привести в исполнение смертный приговор.