Публикации

Тройной юбилей

Дата: 01.07.2013

Просмотров: 4849

В какое счастливое и воистину благоприятное для Церкви время мы живем! Рухнуло не так давно семидесятилетнее страшное иго (может потому и рухнуло, что изначально было мертвым и насильно насаждаемым?), потихоньку восстанавливается нормальное, естественное течение жизни и духа. Мы получили возможность без страха, в полную грудь дышать Христовой свободой, отстраивать на родной земле храмы. Отрадно видеть, как взлетают ввысь из золы и земной пыли, увлекая за собой, башенки колоколен, купола и кресты, а в святилищах и алтарях, лежавших в мерзости запустения, снова произрастает лоза нового винограда из садов Божиих.

Восстанавливаются разорванные связи: Бога с человеком, человека с человеком, человека со своим родом, нашего настоящего с нашим отвергнутым и оболганным большевиками прошлым. Взять хотя бы для примера диакона из села Тихоново. Он теперь служит в том же самом храме, в котором служили его предки еще в XIX веке. Выпало, правда, из этой живой цепи священнослужителей два или три поколения, храм во имя святителя Тихона Амафунтского был разрушен, но сменился режим, и жизнь вернулась на круги своя. Потому как все течет, и все меняется, а Бог вечен и не изменен, Бог тот же — что в XIX веке, Он звал к Себе, что во времена святого Тихона (это IV век), что в начале XXI. Так сбывается пророческое слово Давида-псалмопевца: «В началех Ты, Господи, землю основал еси, и дела руку Твоею суть небеса. Та погибнут, Ты же пребываеши, и вся яко риза обетшают, и яко одежду свиеши я, и изменятся. Ты же тойжде еси, и лета Твоя не оскудеют. Сынове раб Твоих вселятся, и семя их во век исправится».

Но давайте подробнее рассмотрим Тихоново и его обитателей. Ведь 29 июня, в день памяти святителя Тихона, там отмечалось сразу 3 юбилея: 150 прошло со времени освящения деревянной церкви, 140 лет исполнилось каменному храму, и 10 лет прошло с тех пор, как в нем возобновилось богослужение.

На бдение в честь престольного праздника наш будничный боровецкий хор попал по старой дружбе с местным певчим Александром. Как и во многих других деревенских храмах, в Тихоново не хватает певчих, а на престол так хочется особой торжественности! Вот он и попросил нас о помощи. Естественно, испросив благословения у священноначалия, мы отправились в путь.

Встретил нас настоятель храма отец Виктор Стребков. Человек очень энергичный, с чувством юмора, что особо понравилось — даже без тени налета чего-либо фальшивого или напускного. Говоришь с ним, и жизнь становится прозрачной и простой. Как он о себе выразился: «самый обыкновенный деревенский поп», совершенно случайно узнавший, что он уже несколько лет, как протоиерей. Отец Виктор рассказал нам, с чего началась реставрация. Алтарная стена была проломлена, через Царские врата ездил трактор. В церкви долгое время варили рыбу и мясо, стоял ужасный запах. Сейчас уже большая часть работ проведена, осталась внутренняя отделка и покраска. Всегда удивлялась священникам, что в деревенской глуши умудряются восстанавливать храмы. Откуда берут средства, где находят спонсоров, когда приход состоит из бабулечек и редкого городского захожанина? Не иначе как из воздуха и Божьих чудес. Совсем добили мои невеселые рассуждения бесплатно совершаемые требы.

— Как, как вы здесь вообще выживаете?

— А… жертвуют. Вот недавно мужчина крестился, положил в несколько раз больше, чем в городе стоит крещение. Я спрашиваю, почему так много. Он ответил, что там он бы заплатил, а здесь пожертвовал. Разница. И вообще, свою деревенскую жизнь я ни на что не променяю. В городе поскребешься к кому-нибудь в дверь попросить чашу воды холодной, никто и на порог не пустит. А здесь весь наш приход — одна большая семья. Любой дом открыт, попросишь пить, а тебя в придачу накормят, спать уложат, баню истопят. Вот так-то!

Удивительный приход, удивительный батюшка! И служба была не менее поразительной. Самые важные тексты богослужения (Евангелие, шестопсалмие) дублировались на кряшенском языке, в этом настоятелю помогает прихожанка Елизавета, которая работает учительницей татарского языка и литературы. В планах у отца Виктора добавить еще и чувашский перевод. Все это делается для того, чтобы было понятнее местному населению, чтобы как можно больше людей приобщить к Евангельской радости.

Но это удивление формой, а само содержание! Пока служили, не оставляло ощущение присутствия и покровительства святителя Тихона. Так, помощью земным друзьям во Христе, приобрели друга из будущих небесных соотечественников. Хотя почему будущих? Царство-то Небесное начинается с земной Церкви, Церкви воинствующей. Она — его филиал и посольство, где мы, скитальцы, райские эмигранты, высланные за Адамов грех, пытаемся получить подданство и гражданство Горнего Иерусалима. Приблизилось Царство Небесное! Просто увидеть его нельзя телесными глазами, оно в чистом верующем сердце. Как у Блока: «И всё так близко и так далёко, что, стоя рядом, достичь нельзя, и не постигнешь синего ока, пока не станешь сам как стезя...». Се время благоприятное!

После богослужения остались на чай с пирогами. Спели песню о Христе и самарянке, пытаясь вспомнить что-нибудь еще подходящее случаю. В ответ нам Елизавета исполнила народную кряшенскую песню о друзьях, приехавших издалека. В голосе, мелодии чувствовалась сдерживаемая мудростью мощь: так величаво, степенно расстилаются ленты полноводных рек по холмам и долинам, так бурлит мирная сила степей. Закончили застолье и нашу поездку духовным кантом «Царице моя Преблагая». Пели все, и в этом единодушии, единогласии был дух Литургии, «общего дела» и общей веры. Мы, толком не знакомые, увидевшие в этот день друг друга впервые, пели как братья и сестры, дети одного Отца Небесного. Так мы и сидели в духе любви и радости: кряшены, русские, святитель Тихон, выходец из кипрского города Амафунта (невидимо), по сути дела, уже в Царствии Небесном, где нет ни эллина, ни иудея. В общем, праздник удался на славу, во славу Христа!

Людмила ПРОМТОВА