Публикации

Евангелие недели. Исцеление бесноватого отрока

Дата: 28.03.2017

Просмотров: 18669

Евангелие четвертой недели Великого поста (Мк. 9:17-31)

Аудио

17Один из народа сказал в ответ: Учитель! я привел к Тебе сына моего, одержимого духом немым: 18где ни схватывает его, повергает его на землю, и он испускает пену, и скрежещет зубами своими, и цепенеет. Говорил я ученикам Твоим, чтобы изгнали его, и они не могли.

19Отвечая ему, Иисус сказал: о, род неверный! доколе буду с вами? доколе буду терпеть вас? Приведите его ко Мне.

20И привели его к Нему. Как скоро бесноватый увидел Его, дух сотряс его; он упал на землю и валялся, испуская пену.

21И спросил Иисус отца его: как давно это сделалось с ним? Он сказал: с детства; 22и многократно дух бросал его и в огонь и в воду, чтобы погубить его; но, если что можешь, сжалься над нами и помоги нам.

23Иисус сказал ему: если сколько-нибудь можешь веровать, всё возможно верующему.

24И тотчас отец отрока воскликнул со слезами: верую, Господи! помоги моему неверию.

25Иисус, видя, что сбегается народ, запретил духу нечистому, сказав ему: дух немой и глухой! Я повелеваю тебе, выйди из него и впредь не входи в него.

26И, вскрикнув и сильно сотрясши его, вышел; и он сделался, как мертвый, так что многие говорили, что он умер.

27Но Иисус, взяв его за руку, поднял его; и он встал.

28И как вошел Иисус в дом, ученики Его спрашивали Его наедине: почему мы не могли изгнать его?

29И сказал им: сей род не может выйти иначе, как от молитвы и поста.

30Выйдя оттуда, проходили через Галилею; и Он не хотел, чтобы кто узнал.

31Ибо учил Своих учеников и говорил им, что Сын Человеческий предан будет в руки человеческие и убьют Его, и, по убиении, в третий день воскреснет. 

Бывают времена, когда цепенеет надежда, оскудевает вера. Что делать несчастному отцу, когда на глазах у него погибает его сын, его отрок? Что делать ему, когда все средства уже испробованы? Когда даже те, кто были совсем рядом со Христом, оказались бессильны?

Слезы отца, приведшего своего бесноватого отрока к Иисусу, понятны нам потому, что и наши дети находятся в постоянной опасности греховного беснования, и их, бедных, как и евангельского мальчика, «многократно дух бросал... и в огонь и в воду, чтобы погубить его» (Мк. 9: 22). Правда, «огонь и вода» двадцать первого века выглядят не так, как две тысячи лет тому назад. Теперь они больше похожи на невинный медицинский инструмент, способный спасти больного и погубить наркомана, на электронное устройство, при помощи которого пытливый ум ученого постигает глубины мироздания, а не менее пытливый ум подростка углубляется в хитросплетения греха. Да, «огонь и вода» нашего века иные, чем в начале христианской эры, однако губят они души детей наших столь же безжалостно.

И вот уже нынешние отцы одержимых бесом отроков в отчаянной попытке исцелить своих чад предпринимают дальние паломничества, отправляются к известным на всю страну старцам. Или приходят в ближайший храм и просят священника отслужить молебен, освятить дом, просто помянуть в церковной молитве страждущего сына. Приходят и в который уже раз свидетельствуют Богу страшную правду: «Говорил я ученикам Твоим, чтобы изгнали его, и они не могли» (Мк. 9:18).

Почему не достигают цели усилия учеников, почему безмолвствует Бог в ответ на отчаяние отцов? Потому что и церковная молитва, и предстательство духоносных старцев и освящение домов не приведут к результату, не станут целительными для беснующихся, если не поймут просящие за детей своих, что без покаяния в собственных страстях, без усилий преодолеть свою собственную греховную немочь они не смогут помочь детям своим.

Если уж «вся тварь совокупно стенает и мучится доныне» (Рим. 8: 22) из-за того, что ее царь и повелитель отпал от Бога, тогда очевидно, что и дети наши стенают и мучаются под гнетом страстей только потому, что отцы и матери их не увидели, не осознали своей вины в этих мучениях, не исповедали этой своей вины так, как сделал это отец из сегодняшнего евангельского отрывка, припав к ногам Господа и покаявшись в собственном грехе неверия.

Священник Сергий ГАНЬКОВСКИЙ