Публикации

Проект «Храмы благочиния». Церковь у подножия города

Дата: 09.10.2015

Автор: Дмитрий Русин

Все публикации автораВсе публикации автора

Просмотров: 10391

Один челнинский поэт писал о Свято-Вознесенском соборе, что это — «церковь у городского виска».

А что же тогда находится, например, у подножия нашего города? Осмотримся? И если мы захотим увидеть, то вот он — в ногах у Набережных Челнов — маленький белый храм святителя Тихона в посёлке Сидоровка.

Дальше, чем заканчиваются трамвайные пути, дальше — на другом конце города от архиерейского подворья, на улице Александра Грина в 1994 году выстроена небольшая кирпичная двухпрестольная церковь (второй престол освящён в честь преподобного Сергия Радонежского).

Настоятелем храма становится отец Сергий Козлов, который набирает бригаду строителей, работающую в городе, и артель рыбаков, промышляющую на Каме — все деньги от продажи рыбы и строительных работ идут на возведение новой церкви, вернее — молельного дома… ведь, всем ныне известный храм в Сидоровке, задумывался сначала как временное помещение. Основную же, большую церковь решено было выстроить на пересечении Казанской трассы и проспекта Мусы Джалиля. Но проект так и остался на бумаге…  хотя камень обозначающий место будущего Божьего дома, до сих пор можно видеть среди редких деревьев возле Казанского проспекта.

«Первая служба состоялась под Рождество. Было сыро, и на полу в храме была вода  мы настелили строительные доски, и так служили» — говорит настоятель.

Начало девяностых. С Церкви сняты все государственные запреты. Маленький храм не может вместить всех желающих присутствовать на службах. Прихожане у дверей церкви — они слушают литургию через колонки, вынесенные во двор.

«Сегодня мы служим каждый день. И даже когда в храме присутствует один человек, то литургия всегда совершается. Вообще церковь пустой не бывает. Особенно много прихожан бывает на Пасху. Молодёжи вот нравится участвовать Крестном Ходе» — улыбается отец Сергий.

При храме была открыта воскресная школа. Первым руководителем её стал Евгений Черепов — человек, которому врачи в своё время поставили тяжёлый диагноз. Но, проработав ещё десять лет при храме, он говорил: «Церковь меня оживила». Школа действует и поныне — занятия в ней ведут профессиональные педагоги, которых в своё время привёл сюда первый директор.

Светлый, солнечный храм изнутри удивляет своим необычным устройством, и оказывается много выше, чем представлялось снаружи. Храм живёт своей жизнью — не всегда заметной случайному прохожему. Но ведь мы для наших церквей не случайные люди...

Я возвращаюсь по дороге мимо Автомеханического техникума, мимо вокзала, и сворачиваю в редкую рощу возле трассы, ведущей к плотине. Я знаю, где находится этот благословенный камень, на месте которого должна была появиться церковь  — вот он, занесённый сугробом, его огибает накатанная лыжня, его обходят прохожие. Вот стою я и представляю своды несуществующего православного храма, гладкий пол, отражающий дрожащие свечи, взгляды русских икон…  А там, где ныне пешеходы проложили себе тропинку — там, как ни странно, художник, скорее всего, изобразил бы Страшный Суд; а вот кресты на куполах были бы выше  деревьев. Всего этого нет и, очевидно, уже не будет. На всё Воля Божья! И радостно знать, что маленькая церковь во имя святителя Тихона, патриарха Московского всё-таки существует на краю города, и верно служит каждому, приходящему с молитвой к Господу нашему Иисусу Христу.