Публикации

Имя его прославил Господь

Дата: 31.12.2016

Источник: Газета «Православный Болгар»

Просмотров: 10459

31 декабря — память святого праведного Симеона Верхотурского

Праведный Симеон, сын благородных родителей, родился в начале XVII века.  Дворянин по происхождению, он презрел все мирские почести, удалился из России за Урал в Сибирь, ибо он избегал мирской суеты и стремился к уединению. Он остановился в селе Меркушино, которое находилось недалеко от города Верхотурья. Часто ходил странником по окрестным селам и деревням или уединялся где-либо на берегах реки Туры, предаваясь различным подвигам и в молитве беседуя с Создателем.

Твердой своей верой в Бога подавал всем пример благочестивой жизни. Он не хотел, чтобы руки его оставались праздными, сам снискивал себе пропитание. За­быв о своем благородном происхождении на земле,  поддерживал свое существование портняжничеством, которому Симеон научился уже после того, как покинул свой родительский кров, и которого потом не оставлял до конца своей жизни. Невзирая на свое благородное происхождение, не пренебрегал проживанием в крестьянских хатах. С особенной любовью он занимался работою на бедных людей, с которых по большей части отказывался брать плату. Он считал вполне достаточным для себя вознаграждением кров и пищу.

Любил Симеон ловить рыбу. Для этого он уходил в уединенное место, размышляя при этом о величии Творца, сотворившего небо и землю. 

Вера христианская во времена Симеона в Сибирском крае была еще только в зачаточном состоянии. Число христиан там было очень невелико. Праведный Симеон нередко вступал с новообращенными христианами в религиозные собеседования и учил слушателей, как надо жить по Христову закону, дабы угодить Богу и спасти свою душу. Иноверцы с удовольствием и большим вниманием слушали эти простые и задушевные назидания праведника и мало-помалу отставали от своих нехристианских наклонностей и обычаев.

Страдая болезнью живота, Симеон скончался молодым, около тридцати пяти лет от рождения. Жители села Меркушино, питавшие глубокое уважение к праведнику, с честью похоронили его останки.

По истечение пятидесяти лет со дня смерти праведного Симеона среди меркушинцев память об угоднике начала уже изглаживаться. Но  в 1692 году гроб праведника с нетленными останками его стал восходить из земли и появился поверх могилы.

Это удивительное восхождение гроба из земли, а также нетление находящихся в нем останков, заставили меркушинцев прийти к заключению, что муж этот праведный и богоугодный; но кто именно этот муж, как имя этого праведника — никто из меркушинцев не знал.

Вскоре от мощей праведника стала истекать благодать исцелений, и это окончательно убедило жителей Меркушино в святости человека, погребенного в явившемся гробе. Например, у здесь же исцеленного казака заболела 15-летняя дочь. Всё лицо ее покрылось струпьями. Тогда он отвез больную в Меркушино, отслужил там над гробом угодника Божия панихиду и отер лицо дочери землею, взятою из могилы. Последняя тотчас же получила исцеление: лицо ее приобрело прежний здоровый вид.

В  1695 году Тобольскому митрополиту Игнатию пришлось отправиться в Верхотурье на освящение тамошнего соборного храма. Путь лежал через село Меркушино. Не доехав до него семи верст, Игнатий со своими спутниками остановился в селении Караульном. Тут игумен Далматовской обители Исаак доложил преосвященному, что в Меркушино восходит из земли гроб праведника. Выслушав это, Игнатий послал в Меркушино священнослужителей. Владыка приказал им открыть гроб и тщательно осмотреть останки, в нем погребенные. По совершении утрени митрополит сам поехал в Меркушино. Между тем игумен Исаак со своими спутниками при открытии гроба почувствовали благоухание и увидели в самом гробе погребенное тело христианина: плоть и кости праведника были совершенно целы, кожа прильнула к костям, истлела только некоторая часть.

Отслужив Литургию, митрополит Игнатий, в сопровождении священников и диаконов, торжественным шествием отправился к гробу праведника. Освидетельствовав святые мощи, владыка окончательно убедился, что в сем гробе почивают останки действительно праведного человека. Указуя на святые мощи, преосвященный произнес: «Это, точно, некоторый новый святой, — он сподобился от Бога нетления!»

После сего митрополит Игнатий подошел к собравшемуся народу и спросил, не знает ли кто имя погребенного здесь праведника, а также житие его. Тут выступил один семидесятилетний старец Афанасий и сказал о праведнике следующее:

«Житие его было доброе, и муж добродетельный, из российских городов отечество его, и дворянской породы, пришельцем странствовал в Верхотурском уезде; ремесло же его было шитье портное; притом послушлив и услужлив, и к Богу прилежен, и в церковь на молитву и службу Божию в обыкновенное время ходил, болен же был чревом, а имени его сказать не упомню...»

Выслушав это, Игнатий предложил собравшемуся народу усердно молить Господа, дабы Он открыл имя новоявленного праведника, обещаясь, что и сам будет возносить моления о том же. Вслед за сим он отправился в Верхотурье. Дорогою Игнатий не переставал молить Господа об открытии имени праведника, и Господь услышал его молитву. Владыка заснул и увидел такой сон: стоит пред ним множество народа, и все рассуждают об имени святого праведника. «Симеоном зовут его! Симеоном зови его!» — от этих слов митрополит проснулся и в великой радости продолжал путь, размышляя о значении сновидения. В Верхотурье митрополита встречали почетные лица города и множество народа. Игнатий остановился в Николаевском монастыре и рассказал свой сон. Выслушав рассказ иерарха, настоятели пришли к тому заключению, что видение сие есть Божие откровение. Владыка повелел именовать новоявленного угодника Божия Симеоном.

Рака с мощами святого Симеона в наши дни, г. Верхотурье

После описанных событий мощи праведного Симеона прославились целым рядом новых чудотворений и исцелений.

И ныне по молитвам святого Симеона Верхотурского Господь являет благодатную помощь, утешение, укрепление, вразумление, врачевание душ и телес, избавление от лукавых, нечистых духов. Бедствующие путники по молитвам святого получают избавление от смерти. Особенно часто обращаются с молитвами к Верхотурскому чудотворцу при глазных болезнях и всевозможных параличах.

(Р)