Публикации

Последние священники Челнов дореволюционной эпохи

Дата: 05.02.2016

Автор: Газета «Челнинские известия»

Все публикации автораВсе публикации автора

Просмотров: 11061

В фондах Музея истории города Набережные Челны есть старинный альбом, в котором хранятся поистине уникальные фотографии челнинских священнослужителей конца XIX — начала ХХ века. К сожалению, большинство фотографий без аннотации — они не подписаны, однако с помощью краеведа Алексея Комиссарова, занимающегося изучением истории духовенства, сотрудники музея попытались восстановить имена некоторых изображенных на фото людей и собрать хотя бы какие-то сведения о них.

Со слов главного хранителя фондов музея истории города Натальи Микрюковой, альбом с фотографиями в музей сдала в 1997 году Авелина Клюева — внучка священника Орловской церкви Алексея Лаврова, который был последним настоятелем этого храма перед тем, как окончательно утвердилась советская власть. Авелина Васильевна в 90-е годы работала в музее младшим научным сотрудником. Сейчас ей 77 лет. Она живет в Челнах вместе с дочерями, внуками и правнучкой.

Известно, что ее дед Алексей Алексеевич Лавров родился в Уфимской губернии в 1874 году. Проходил обучение в Уфимской духовной семинарии, которую закончил в 21 год. Перед рукоположением в священники женился на дочери купца Бекетова — Вере Ивановне, которую прихожане и жители села звали просто — матушка Вера. У них была крепкая и дружная семья. Матушка Вера Ивановна умерла в 1944 году после продолжительной болезни. Батюшка Алексий пережил ее на 13 лет и скончался в 1957 году. Он похоронен вместе с женой рядом с могилой своего брата Евгения на кладбище села Орловка (за 32-м комплексом). Совсем недавно родственники установили на месте их захоронения новое надгробие.

Храм в поселке Орловка до начала восстановления

Старый дом священника стоял недалеко от храма, а новый был ближе к селу Мироновка, в районе современной автозаправочной станции напротив административного здания Челныгорстроя. По воспоминаниям родственников, батюшка Алексий начал служить на дому сразу после того, как был закрыт и варварски разорен храм в селе Орловка, приблизительно в 1939 году. Он совершал таинства крещения, отпевал умерших, оказывал медицинскую помощь, проводил службы по великим праздникам, на Рождество и Пасху. Отзываются о нем, как об интеллигентном, эрудированном человеке, с большим чувством юмора и высокими душевными качествами. Однако в советские времена вместо того, чтобы гордиться таким прекрасным дедом, родственники вынуждены были скрывать тот факт, что он священник. Хотя семью священника репрессии коснулись в довольно мягкой форме — его и жену 2 декабря 1925 года на заседании Орловской сельской избирательной комиссии лишили избирательных прав.

«ДЕТИШКИ АЛФЕЕВЫ»

Пролить свет на жизнь и судьбы священников, запечатленных на фотографиях из альбома семьи Лавровых, помог челнинский врач-психиатр Алексей Комиссаров, уже несколько лет занимающийся изучением истории священства Набережных Челнов и Елабужского района.

Улица Центральная и утраченный ныне Никольский храм

— К сожалению, — сетует он, — восстанавливать информацию о челнинских священнослужителях очень сложно. Челнинские села в начале прошлого века относились к Мензелинскому уезду Уфимской губернии, а в Уфе мало что сохранилось из архивных документов. Поэтому лучший вариант — это воспоминания родственников. В Челнах в свое время служили такие маститые и заслуженные священники, как Алексей Алфеев, Аввакум Ефремов, Алексей Атаманов, Филипп Асанов, Иван Лукин и многие другие. При этом значительная часть из этого священства пострадала во времена репрессий. Теперь приходится черпать скудную информацию о них из адресных книг по Уфимской губернии, а также по книгам памяти.

Дети священника Алексея Алфеева, думаю, как раз и изображены на одной из фотографий альбома Лавровых. На это указывает подпись на фото — детишки Алфеевы. Однако с уверенностью об этом тоже сказать невозможно. Вся сложность в том, что в уезде служило несколько Алфеевых. Как следует из адрес-календаря Уфимской губернии 1917 года, был протоиерей Николай Алексеевич Алфеев в Николаевском храме села Бережные Челны. Так как Орловка, где служил Лавров, была рядом, я склоняюсь к мысли, что это его детишки. Потомки этих Алфеевых неизвестны. Также в селе Мысовые Челны служил священник Петр Васильевич Алфеев.

На этом фото возможно изображены дети священника Алексея Алфеева

Еще на одной подписанной фотографии изображен благочинный Порфирий Петрович Петров, считавшийся маститым протоиереем. Вместе с отцом Алексеем Лавровым он закончил Уфимскую духовную семинарию. В Челны после учебы они были направлены вместе. Всю жизнь Порфирий Петров прослужил в Петропавловском храме села Афанасово. Сейчас этот храм находится под Нижнекамском почти в черте города. Кстати, Петров породнился с Лавровым, женившись на одной из его дочерей. У него было трое детей — девочка и два мальчика, фотография которых тоже есть в этом альбоме. Но дальнейшая судьба его неизвестна. В списке репрессированных его нет.

ОБНОВЛЕНЦЫ И ТИХОНОВЦЫ

Как поясняет Алексей Комиссаров, среди челнинских священников было немного тех, кто имел академическое образование и закончил семинарии, так как многие священнослужители в период гражданской войны ушли из этих мест вместе с частями Белой армии. Церкви опустели, рукоположились новые — из псаломщиков, чтецов, учителей, у которых было горение к служению.

Уничтоженный в советское время Ильинский храм в поселке ЗЯБ

Новая власть активно способствовала внедрению обновленческого движения, которое ставило своей целью демократизацию управления и модернизацию богослужения, а также выступало против руководства церковью Патриархом Тихоном. И у нас в городе очень сильны были эти обновленческие настроения. Один из обновленцев, вокруг которого сплотилось мощное обновленческое ядро, — священник Стефан Матвеев, выходец из села Савалеево Заинского района. Он служил в Никольском храме в Бережных Челнах, которого сейчас уже нет. В 30-е годы 20 века он вынужден был бежать в Москву, там был арестован и умер на исправительных работах в 1942 году. Его потомки живут в нашем городе.

Благочинный священник Порфирий Петров со своим семейством

Антирелигиозная пропаганда и наступление на церковь особенно усилились с началом массовой коллективизации. VII Челнинский кантонный съезд Советов (март 1929 года) прямо поставил задачу: «Усилить антирелигиозную работу путем подбора квалифицированного антирелигиозника, создания кружков безбожников и руководства ими со стороны политпросветработников, снабжения кружков необходимой литературой и руководящими методическими указаниями». Пройдет еще некоторое время, и антирелигиозная работа будет заключаться уже не в пропаганде, а закрытии храмов и массовых репрессиях — по отношению и к обновленцам, и к тихоновцам.

— Это был либо арест, либо ссылка, либо высшая мера, — рассказывает Алексей Комиссаров. — Сопровождалось это наказание полной конфискацией имущества.

Свято-Вознесенский собор до начала восстановительных работ

В Круглом Поле служил священник Алексей Филиппович Атаманов. Он был одним из тех, кто сохранил верность патриарху. В начале ХХ века Отец Алексий Атаманов упоминается в документах как клирик Уфимской епархии. С 1905 года он служил в Никольской церкви села Лебяжье-Пальчиково Мензелинского уезда, а в 1909-м стал священником Богоявленской церкви села Круглое Поле, служению в которой отдал 20 лет своей жизни. 20 февраля 1930 года он был арестован сотрудниками Челнинского кантонного подразделения ОГПУ и заключен под стражу, а потом приговорен к 10 годам исправительно-трудовых лагерей. В 1933-м был сослан в село Николо-Березовка, где скончался спустя пять лет, так и не дождавшись досрочного освобождения.

P. S. Сотрудники Музея истории города очень надеются на то, что благодаря этой публикации отзовутся потомки последних челнинских священников. Восстановить их добрые имена — святая обязанность современников.

Валентина ШИСТЕРОВА