Публикации

Слово о трезвости

Дата: 18.05.2016

Просмотров: 8701

Из книги митрополита Санкт-Петербургского и Ладожского Иоанна «О грехе пьянства и о традиции избавления от него в Русской Православной Церкви», СПб, 1995 г. Публикуется в сокращении.

Возлюбленные чада! Слово Божие в Священном Писании говорит о пьянстве как о страшном пороке и грехе. «Не смотри на вино, предостерегает Премудрый, оно жалит как аспид» (Притч. 23, 32). По словам св. ап. Павла, пьянство лишает человека Царства Небесного: «…Не обманывайтесь … ни пьяницы, ни злоречивые, ни хищники — Царства Божия не наследуют» (1 Кор. 6, 10).

Сегодня вряд ли нужно пояснять, сколь злободневна и болезненна эта проблема для многострадальной России. Разрушенные семьи и брошенные дети, страшные преступления, неумолимая нравственная деградация и, главное, множество загубленных душ таковы сатанинские плоды жестокой страсти винопития.

Борьба с таким пороком — дело трудное и без помощи Божией нелегко страждущей душе высвободиться из губительных оков. Только пламенная молитва верующего человека может снискать заступление и благодать Божию, которая крепче, нежели самая сильная воля и являет собой непреодолимую силу в борьбе с грехом пьянства. Обрести спасительную помощь может только глубоко верующий человек, имеющий в душе надежду на эту помощь и страх Божий. Вера в Бога лежит в основе исцеления от любого недуга, в том числе и от пьянства. Из глубины веков звучат для нас слова Спасителя, обращенные к больной женщине: «…Дерзай, дщерь! Вера твоя спасла тебя!…» (Мф. 9, 22).

Личные усилия молящегося Русская Православная Церковь всегда поддерживала могучей силой церковной благодати. Традиционно в России при храмах создавались общества и братства трезвости, которые ставили своей целью помочь человеку в лоне Церкви Христовой и ее Таинствах обрести спасение от этого зла. При том средства в борьбе с пьянством были различны: прежде всего, литургическая и домашняя молитва, совместное служение молебнов Божией Матери, мученику Вонифатию и другим угодникам Божиим, постоянное слушание и чтение Слова Божия дома и в храме.

Но самым важным, как и в борьбе со всяким грехом, было очищение души через Таинство Покаяния и Причастие.

Таинство Покаяния называется «духовной врачебницей» и является вторым крещением. В нем врачуются духовные болезни человека, снимаются нечистоты души и христианин получает разрешение грехов, которые влекут человека вниз, притупляют его ум, сердце и совесть, ослепляют духовный взор, обессиливают его христианскую волю, уничтожают живую связь с Церковью и Господом Богом. Облегченный от бремени грехов, человек вновь оживает духовно и становится способным укрепляться и совершенствоваться в добром христианском пути. Искреннее покаяние является источником и необходимым условием исцеления от порока пьянства…

Первые церковные общества трезвости появились в 1858 году. Позднее, в 1889 году, Указом Святейшего Синода духовенству было официально предложено заняться организацией таких обществ. Этот призыв не остался без внимания и по всей России стали возникать церковные братства, ставящие своей задачей борьбу с пьянством.

Нужно заметить, что сегодня многие думают избавиться от страсти винопития новомодными способами. Потому повторю еще раз: молитва и пост, воздержание и покаяние — действия, совершаемые в строгом соответствии с многовековой православной практикой — единственно приемлемы для церковного врачевания порока пьянства. На такие, и только такие способы борьбы благословляет Русская Православная Церковь тех, кто решил порвать с губительной страстью.

Нынче многие пытаются совладать со своими пороками, применяя иные средства — медицинские и психотерапевтические. Не вдаваясь в их обсуждение, скажу лишь, что такие методы есть принадлежность человеческого умения и не имеют благодатной церковной силы. Благословение же Церкви низводит на душу страждущего грешника Божественную благодать, небесным, невещественным огнем попаляя терние грехов человеческих. И дай всем нам Бог соделаться причастниками этого негасимого духовного огня! Аминь.

(К)