Публикации

Особый пастырь — священник

Дата: 10.02.2016

Автор: Вероника Вяткина

Все публикации автораВсе публикации автора

Просмотров: 10419

Окончание службы. Люди потихоньку расходятся, кто-то к иконам прикладывается, кто-то еще творит молитву… А рядом с алтарем стоят люди, ждут… батюшку. Каждый со своей проблемой, может желанием взять благословение, а может и каким-то предложением. Мы не знаем. Знакомая приятная картина? Но порой люди даже не знают, как правильно обратиться к батюшке, как подойти, находятся во власти заблуждений. Подобные незнания являются непреодолимым барьером на пути к устроению духовной жизни. Конечно, не все люди делают это из злых побуждений. Наверно, многие из них искренне хотели бы разобраться в том, кто же такой православный священник.

Во все времена, во всех религиях были люди, которых в советских учебниках именовали «служителями культа». Называться они могли по-разному, но главное было то, что эти люди играли роль посредников между человеком и духовными силами. «Служители культа» обращались с молитвой к этим силам и приносили им жертвы. В этом отношении православное духовенство не имеет никакой связи с языческими жрецами, шаманами и т. д. Оно признает свое родство со священством ветхозаветного Израиля, потому что священники, которые вместе с пророком Моисеем вели иудеев в землю Обетованную, поклонялись Тому же Богу, Которому поклоняются и христиане — Богу Библии. Святой Иоанн Златоуст так говорил о священниках: «Мы обязаны пастырям несравненно более, чем нашим плотским отцам, потому что эти рождают нас для мира и для жизни с миром, а те — для неба и для вечной жизни с Богом».

Иногда люди, зайдя в храм, принимают за священников и диаконов, и пономарей. Священник — это священнослужитель второй степени священства, совершающий по данной ему благодати все богослужения и таинства. Он находится в подчинении у архиерея и именуется также иереем и пресвитером. Выглядит его облачение так: подризник, епитрахиль, пояс, поручи и фелонь (или риза), а на груди, поверх рясы или облачений, священник носит иерейский наперсный крест. У слова «священник» существует несколько греческих синонимов. Для белого священства: иерей (священник; от греч. священный), пресвитер (от греч. старейшина), протопресвитер (первый старейшина), протоиерей (первый священник). Для черного священства: иеромонах (монах в сане священника), игумен (настоятель монастыря), архимандрит (старший над монастырем).

Как же обратиться к батюшке? Неофициально священников и диаконов обычно называют отцами: «отец Георгий», «отец Николай». Или просто «батюшка». В официальных случаях диакона называют — «Ваше благоговение», пресвитера — «Ваше Преподобие», протопресвитера — «Ваше Высокопреподобие». Обращаясь к епископу, говорят «Владыка» (Владыка Георгий, Владыка Николай). В Русской Православной Церкви при официальном обращении к епископу, его называют «Ваше Преосвященство», архиепископа и митрополита — «Ваше Высокопреосвященство». К Патриарху всегда обращаются: «Ваше Святейшество». Все эти обращения относятся не к личности человека, а к его служению.

У людей, только начинающих ходить в храм, часто вызывает недоумение по поводу целования руки священника. Прежде всего, обратим внимание, что руку священнику целуют не все и не всегда. Когда это обычно происходит? После окончания службы, когда верующие, по сложившейся традиции, подходят к священнику для целования креста — орудия нашего спасения. Все остальные случаи являются необычными. Однако и в обычном случае руку целуют не все. Некоторые целуют крест и руку. Некоторые крест и обшлага одеяния, на которых вышит опять-таки крест. Во время службы священник символизирует собой Христа. Крест в руках священника символизирует Крест, на котором был распят Господь. Целуя руку священнику, человек просто целует руку Христа, протягивающего нам крест, то есть руку Бога, предлагающего нам спасение. Вот и все.

Отношение мирянина к священнику как носителю благодати, как лицу, поставленному священноначалием пасти стадо словесных овец, должно быть исполнено почтительности. В разговоре со священником верующий человек должен помнить, что через священника может часто говорить Сам Господь. Поэтому-то так внимательны бывают прихожане к словам духовного наставника.

Рассмотрим некоторые распространенные мифы о православных священниках:

Миф 1. Все священники толстые, потому что много и вкусно едят

Откуда взялся этот миф непонятно. Тем более что далеко не все православные священники толстые. Среднестатистический священник старше, чем среднестатистический мужчина, потому что священниками не так часто становятся в молодом возрасте. Очень многие пришли к этому в более зрелом возрасте. А чем мужчина старше, тем, увы, живот его больше. И вообще, если говорить откровенно, отчего на самом деле зависит толщина жирового слоя? От достатка? От изысканности питания? Больше всего она зависит от режима питания и спортивных тренировок. Имея нормированный рабочий день, можно избегать вечернего переедания и уделять время тренировкам в спортзале. У священников же рабочий день ненормированный. В дни богослужений они имеют возможность в первый раз поесть только в три часа дня. К тому же, почти все они — многодетные отцы. По признанию многих батюшек, им даже причесаться зачастую некогда. Куда уж там в спортзал идти для наведения красоты. А сколько у священников еще духовных детей, которым тоже нужно уделять время?

Миф 2. Цель миссионерства  повышение доходов

Вы когда-нибудь делали кому-нибудь добро? Если делали, то знаете, какая это радость. Эта радость — большее вознаграждение, чем любые деньги. И если Вам доступно желание совершать добро, то священникам — уж точно в гораздо большей степени. Это секты выстраивают такую структуру и систему работы, чтобы привлечь как можно больше людей, извлечь из них доход и идти дальше. Православная Церковь — совершенно иное явление. Это как больница, где количество мест ограничено (количеством врачей, то есть священников), и никого из больницы не выбрасывают, чтобы дать место другим.

Миф 3. Все священники ездят на иномарках, потому что у них много денег

А эта тема является особо острой для многих неверующих людей. Почему собственно у батюшки не может быть иномарки? Ввиду кризиса автомобильной промышленности (отражающего кризис власти) в нашей стране большинство людей ездят на иномарках. А так как доход среднего православного священника примерно равен доходу среднего мирянина того же возраста, то стало быть и священники в данном вопросе ведут себя как среднестатистические граждане страны. И стоимость среднего автомобиля священника ничуть не выше стоимости автомобиля среднего жителя страны. Причем нередко автомобиль не куплен на скромные средства священника, а пожертвован этому конкретному священнику кем-то, кто знает личность и труды этого священника и считает такое дарение добрым делом. Ответ протоиерея Константина Островского, настоятеля Успенского храма города Красногорска Московской области: «Судя по себе, я думаю, что людям тяжко видеть, как их батюшка строит себе коттедж и ездит на дорогой машине. Они соблазняются — они не правы. Но апостол Павел писал: «Если пища соблазняет брата моего, не буду есть мяса вовек, чтобы не соблазнить брата моего» (1 Кор. 8, 13). Поэтому, если у меня есть возможность выбирать, то, пожалуй, лучше не иметь дорогих вещей. А если без дорогих вещей не обойтись, то будем ими пользоваться, не заботясь об искушениях людей, но укоряя себя».

Миф 4. Священники обязаны быть святыми, а они такие же грешные, как все люди

Надо понимать, что священники — это обычные люди, которые сделаны в точности из того же теста, что и мы с вами. С получением священного сана страсти сами по себе не отпали от них. Им точно так же как и всем остальным людям приходится побеждать свои слабости. Отличие только в том, то сама профессия отобрала людей, стремящихся к спасению, и сам труд священника, сопряженный с покаянием и молитвой, совершенствует и его собственную душу. Почему-то поступки, которые в обществе уже не считаются предосудительными, когда их свершает священник, становятся широко известной сенсацией. Православная Церковь (в отличие от католической) даже своему патриарху не приписывает автоматической святости, тем более — священникам.

Итак, священник — это не просто проповедник, не просто человек, которому люди исповедуются, не просто общественная фигура. Это, прежде всего, лицо, которое предстоит Богу в молитве — в молитве не только за себя, но и за людей. Человек становится священником не благодаря тому, что ощущает себя достойным, но вопреки своему недостоинству, надеясь на то, что благодать Божия восполнит в нем все то, что в нем недостает, чтобы быть истинным православным священнослужителем.