Публикации

О «непрактической» пользе светского образования

Дата: 16.09.2015

Автор: Юлия Хузиева

Все публикации автораВсе публикации автора

Просмотров: 5484

Задавая себе вопрос: нужно ли православному человеку светское образование, вы, возможно, ответите утвердительно. Куда же без него? Сейчас везде нужен диплом. Да и будущим родителям оно пригодится, когда их чада достигнут школьного возраста. Но пробовали ли вы подумать о том, что светское образование и пребывание в светском ВУЗе может помочь вам в христианской жизни? Вопрос сам по себе звучит странно: как что-то светское поможет в духовной жизни? Не спешите удивляться.

Первая категория людей, кому поможет светский ВУЗ [1] — это семнадцати-восемнадцатилетние неофиты. Неофитское состояние опасно тем, что человек, погруженный в него, не замечает никого и ничего кроме себя. И при этом ему кажется, что он исполняет волю Божию. Наплевать, что папа в обиде из-за того, что футбол приходится одному смотреть, по боку, что мама удручена, когда любимое чадо не ест ее пирог. Сейчас пост и все должны от меня отстать — Я ХРИСТИАНИН! Неофит запалом читает святых отцов, жития, мечтает о чем-то возвышенном, отстраняясь от всего остального мира, который кажется ему мирским, погрязшим в суетном. Может статься, что такой человек оставит верных и преданных друзей лишь из-за того, что невозможно поговорить с ними на духовную тематику.

Со временем формируется сознание следующего порядка: мы, Церковь (и я, конечно же, тоже) без пяти минут святые, а они там в миру грешники, которые ничего не понимают и не на что не годятся. Дальше возникает желание уйти куда-нибудь в келью под елью и страх мира. Если у юного существа окружение сплошь православное, это воспитает излишнюю закрытость и предвзято-высокомерное отношение к не церковным людям. Пребывание в светском обществе поможет увидеть его таким, какое оно есть: неоднозначным и разнообразным. Научит ценить простые человеческие отношения и радости. А наблюдая добродетели не церковного человека, снизится шанс задрать нос. Правда здесь кроется еще одна фобия: страх обмирщания. Довольно надуманный страх, не имеющий оснований. Если ваш путь к Богу искренен и тверд — ни одно общество не в силах будет вас свернуть. Если же воцерковление не серьезно — оно развалится само собой, безо всякого светского общества. А стоять в своей вере перед миром, вовсе не предполагает конфронтацию или войну. Как раз наоборот, христианин должен суметь успешно контактировать со своим светским окружением, отстаивая при этом христианские принципы, а по возможности и проводить миссионерскую работу.

Любой факультет, имеющий в основе фундаментальную научную школу способен воспитать в студенте логическое мышление, которое в свою очередь, окажет немалую услугу любому христианину в будущем. Обычно скептиков в церковном обществе принято ругать, а умения логически думать — бояться как огня. Причиной для опасения служит боязнь потерять «детскую веру». Мол, логики и скептики все подвергают сомнению, и свою веру тоже могут, так что да здравствует благотворное невежество! А надо заметить вам, господа — зря боитесь. Если ваша вера настолько хрупка, то вы ее все равно потеряете и не важно как, если не от образования, то от чего-нибудь другого. Да и атеизм берет свое начало в сердце, а не в разуме [2].

Я же со своей стороны могу сказать, что за восемь лет церковной жизни не видела ни одного православного, который бы был верующим, потом ушел учиться в Университет, закончил аспирантуру и стал неверующим. Зато часто приходится наблюдать, как православный человек, получив светское образование, использовал его на благо Церкви. В чем же позитивность логики? Чтобы понять это, стоит вспомнить, что происходило лет восемь-девять назад. Православное общество охватила ИНН- и паспортофобия, возникшая на пустом месте. А также, скорейшее ожидание прихода Антихриста, завершившееся, к несчастью, расколом. Человеку, который в Церкви недавно, а может быть, и давно было очень сложно определить серьезно все это или нет. И здесь, очень сложно не сорваться куда-нибудь в крайность. Помочь могут две вещи: или очень большая молитвенность, или умение логически мыслить. Первое обрести сложно, второе — много проще [3].

Там, где ваш дух окажется глух, вам может помочь разум. А потому, стоит потрудиться, чтобы воспитать его.


Примечания:

[1] При том, конечно, если это будет по-настоящему серьезное учебное заведение.

[2] Распространение атеизма в XIX веке было связано с неблагоприятной церковно-социальной средой, когда вера и церковная практика вменялась в юридическую обязанность, а не была предметом личного выбора каждого индивида. Да и церковное воспитание детей оставляло желать лучшего. Любой человек, созданный Богом свободным когда-нибудь не выдержит давления и отвергнет то, что ему навязывают.

[3] Господа, я прошу понять меня правильно, я вовсе не хочу сказать, что надо забросить молитву в жертву интеллектуальным упражнениям.

(П)