Публикации

Приоткрывая тайны богослужения

Дата: 01.12.2015

Автор: Юлия Кокорина

Все публикации автораВсе публикации автора

Просмотров: 7157

Герой нашей сегодняшней публикации из серии статей о преподавателях Школы катехизаторов протодиакон Дмитрий Половников. Обладатель яркого баритона, отец Дмитрий в свое время окончил музыкальную школу, Камский политех (ныне ИНЭКА), Автомеханический техникум, Православный Свято-Тихоновоский Гуманитарный Университет и… по сей день продолжает учиться — не боится брать на себя новое и неизведанное. В его сфере ответственности — все церковные лавки собора, на территории и вне его, церковный устав и руководство пресс-службой. Но десятки студентов знают его светлым и улыбчивым человеком, скромным, добрым и мягким преподавателем такого «строгого» предмета «Литургика».

— Отец Дмитрий, чем вызван Ваш личный интерес к предмету?

— Расскажу историю из своей жизни. Предыдущим моим местом работы до моего прихода в Боровецкую церковь, был техникум, где я некоторое время работал преподавателем. Когда же я пришел в церковь, то мне пришлось начать с «самых низов» — в течение полугода я работал дворником, сторожем, но, памятуя о моей прошлой специальности, мне в трудовой книжке сделали запись — уставщик-псаломщик. После этого прошло много времени, — чем я только не занимался на нашем приходе. Но та, первая запись в трудовой была пророческой. В конце концов, пришлось «взяться за ум» и стать тем, кем я должен был быть. А вообще, все пособия по богослужению, которые мне попадались в то время, давали ответ на вопрос, что происходит во время богослужения, но не давали ответ, почему. Вопрос «почему» меня в основном и интересовал. Пришлось искать и самостоятельно складывать «пазл» истории богослужения. Что-то уже достаточно прояснено, что-то еще нет.

— Когда учились в ПСТГУ, предполагали, что будете преподавать?

— Я никак не предполагал, что буду преподавателем, тем более, что буду преподавать Литургику. В это трудно поверить, но в Университете итоговой оценкой по Литургике была «тройка». Какой уж там преподаватель. Хотя постепенно наверстал упущенное благодаря личному интересу.

— А какой предмет еще хотелось бы преподавать?

— Иконоведение, Церковное право.

 — Для чего и кому нужен предмет «Литургика»?

— Богослужение — это вообще тайна за семью печатями для православного христианина. Как вещь сама в себе. Что-то происходит во время службы, царские врата то открываются, то закрываются, периодически священнослужители выходят из алтаря и заходят в него, поются какие-то песнопения, смысл которых часто остается непонятым. Службы отстаивают, как «обязательную программу», порой не зная и не замечая смысл и красоту богослужения. Мне бы хотелось, чтобы результатом моего предмета было приоткрытие тайны богослужения, осмысленное участие в богослужении.

 — Предмет непростой, как Вы стараетесь облегчить восприятие предмета, чтобы студенты лучше усваивали его?

— В нашей программе есть миссионерская Литургия и Всенощное бдение. А для мелких деталей можно найти яркий образ. Сравнить с тем, что было бы понятно слушателю.

— Литургика — не математика, по формулам не просчитаешь. Какой принцип этой науки нужно прежде всего усвоить, чтобы можно было легче запомнить правила построения службы, например?

— Смотреть в книгу внимательно, а не скакать по верхам.

— Каковы особенности преподавания Вашего предмета в разных возрастных категориях?

— Никаких особенных особенностей я не заметил. Молодости свойственно задавать больше вопросов. Но есть и активные ученики в любом возрасте.

 — Каким Вы видите своего «идеального студента»?

— Идеальный студент — это, пожалуй, слишком легко. Этим человеком является практикующий уставщик, работающий в храме. С ним очень легко работать. Но таких студентов крайне мало. Реальным студентам приходится порой объяснять самые элементарные вещи. Мой предмет имеет двухступенчатую систему подготовки. Есть общий курс, читаемый всем студентам, вне зависимости от специализации. А есть спецкурс для желающих узнать гораздо больше о богослужении и самим составлять службы.

— Что пожелаете своим студентам и желающим учиться в Школе катехизаторов?

— Спрашивать. Вопросы помогают в преподавании. Это самая любимая часть занятий.

— Спасибо за интервью! Желаем Вам еще больших успехов и достижений во всех Ваших сферах деятельности!

(Р)