Публикации

На страже своей души

Дата: 28.01.2024

Автор: Дмитрий Русин

Все публикации автораВсе публикации автора

Просмотров: 2581

Сейчас очень важное время в церковной жизни православного христианина — время после многодневного поста. То есть, вот совсем недавно кончился пост Рождественский, а до Великого ещё больше месяца, и все наши постовые усиленные духовные и телесные борения либо позади, либо ещё впереди.

Правильно ли воспринимать это время, как некий отдых? Или всё же стоит немного расслабиться? Скажем, молились мы до Рождества побольше, грешить старались поменьше, а после Рождества, стало быть, немного эту духовную планку опустим? Конечно, это неправильно, ведь под постом Церковь подразумевает некую духовную тренировку человека, а тренировка подразумевает развитие искомых качеств (а нашем случае — добродетелей). Было бы странно, если бы, например спортсмен после каждой тренировки, каждый раз спорт бросал и, опять приступал к тренировкам через пару-тройку месяцев — результат был бы, наверное, нулевым, никакого развития… Так же и с духовной жизнью. На ум приходят слова Господа о сердце человека, из которого бес вышел, но при этом огонь любви к Богу так и не зажегся:

«Когда нечистый дух выйдет из человека, то ходит по безводным местам, ища покоя, и не находит; тогда говорит: возвращусь в дом мой, откуда я вышел. И, придя, находит его незанятым, выметенным и убранным; тогда идет и берет с собою семь других духов, злейших себя, и, войдя, живут там; и бывает для человека того последнее хуже первого…» (Мф. 12, 43-45).

Эти слова вполне можно отнести к христианину, который только во время поста работает над своей духовной жизнью, но, стоит только постным дням закончиться, о духовности и воздержании забывает. Ясно, что с этим что-то нужно желать. Но что? С чего начать?

Стоит, возможно, вновь вспомнить: а от чего в первую очередь предлагала нам Церковь и все святые отцы отказаться на время недавно прошедшего поста? От развлечений, от беспокойств о том, как вкусно поесть, от «традиционной» борьбы с недостатками ближних наших, от всего того, что отвлекает нас от Бога и уводит от Него — от суеты, проще говоря. А получается так: закончился пост, и человек набросился на еду до несварения желудка; закончился пост, и человек бросился скорее к потоку новостей в Интернете, к просмотру сериалов, к той же усиленной работе над «исправлением ближних своих», от которой старался воздерживаться все прошедшие дни. Что это, как не суета? Если обратиться к словарю, то можно так определить это словечко: суета — это всё тщетное, пустое, не имеющее истинной ценности, всё лишнее. И вот ко всему этому пустому мы, получается, возвращаемся? Набрали по мере сил в себя благодати поста и праздника, а пришло время — со спокойной совестью выливаем это всё ради того, чтобы заполнить своё сердце вещами не стоящими ничего, вредными. Так получается.

Может быть, поэтому иной раз кажется, что духовного взросления не происходит? Не уходят греховные наклонности; не закрепляются добрые качества души…

Но, может быть, если мы (для начала) после каждого поста будем стараться быть хоть немного более разборчивыми в том, что пускаем в своё сердце, хоть немного более бдительными — иными словами, хоть немного приблизимся к тому, чтобы всегда оставаться… на посту, на страже перед дверью в свою душу (а не только иногда), то что-то начнёт меняться в нашей жизни? Тогда, вполне возможно, что зло, покинувшее наше сердце, однажды уже не сможет в него вернуться — потому, что встретит там Бога и ангелов Его на страже. Ведь и Господь, и все святые, как один, всегда и везде советуют нам быть бдительными, чтобы не упустить нам своего спасения.

(Р)