Публикации

Господи, оживи меня!

Дата: 26.03.2022

Автор: Дмитрий Русин

Все публикации автораВсе публикации автора

Просмотров: 6432

Сегодня Церковь вновь начинает богослужения Великопостной родительской субботы. Вчера вечером, священники вновь вышли на середину храма, чтобы совершить Парастас — вечернее поминовение усопших. Была прочитана 17 кафизма Псалтири, которая полностью состоит из пространного 118 псалма.

Церковное поминовение усопших само по себе имеет двойной смысл: это и собственно молитва живых о тех, кто отошёл в мир иной, и напоминание самим живым о том, что все мы на этой земле странники, и что неизбежно смерть однажды положит конец этому странствованию каждого из нас. И вот именно с этой точки зрения (что он напоминает живым о смерти) попробуем вчитаться в 118 псалом, занимающий центральное место в вечернем заупокойном богослужении:

«Блаженны непорочные в пути, ходящие в законе Господнем.

Блаженны хранящие откровения Его, всем сердцем ищущие Его.

Они не делают беззакония, ходят путями Его.

Ты заповедал повеления Твои хранить твердо.

О, если бы направлялись пути мои к соблюдению уставов Твоих!

Тогда я не постыдился бы, взирая на все заповеди Твои:

я славил бы Тебя в правоте сердца, поучаясь судам правды Твоей.

Буду хранить уставы Твои; не оставляй меня совсем…»

Это первые восемь стихов данного псалма. Даже, если не читать толкования, видно, что в них описывается человек, который понимает, как важен Господь в его жизни — как важно хранить заповеди Его, как важно следовать этим заповедям, не уклоняясь в различные беззакония. Если будем читать далее, то увидим, что в других стихах описываются ещё и различные ситуации и обстоятельства, мешающие человеку следовать за Богом, но которые, при этом автор псалма всё же старается преодолевать, уповая на помощь Божию. По сути, как видим, перед нами самый настоящий гимн истинно верующего человека, и недаром Церковь издревле подчеркивала особую важность этого псалма!

Однако посмотрим на себя — что же мы видим? Если будем честны с собой, то, конечно, ни мы живые, ни наши усопшие по большей части совсем не подходим под описание того, человека, который говорит: «На пути откровений Твоих я радуюсь, как во всяком богатстве» (Пс. 118, 14) — то есть, «Нет для меня большей радости, чем следование заповедям Божиим». Можно сказать, каждая строка псалма состоит в таком резком противоречии с нашей жизнью, устремлениями и поступками, что не остаётся никаких сомнений в далеко не самой лучше посмертной участи своей. Всё тут не про нас!

«Странник я на земле; не скрывай от меня заповедей Твоих» (Пс. 118, 19) — говорит псалмопевец, имея ввиду, что жизнь на земле временна, а раз так, то нужно найти единственно верный путь в жизнь вечную, и путь этот — следование Заповедям. Часто ли возникают у нас такие мысли? Или вот такая мысль по-настоящему интересует ли нас: «Отврати очи мои, чтобы не видеть суеты; животвори меня на пути Твоем» (Пс. 118, 37)?

Что же тогда нам сказать Господу, если видим такой резкий контраст между читаемым нами псалмом и действительной нашей жизнью? Ответ на этот вопрос дают тропари, которые поются сразу после чтения кафизмы. Приведём один из них (хотя и все они достойны пристальнейшего внимания):

«Святых лик обрете источник жизни и дверь райскую, да обрящу и аз путь покаянием, погибшее овча аз есмь, воззови мя, Спасе, и спаси мя».

Перевод: «Лик святых обрел источник жизни и дверь в рай: да найду и я путь туда через раскаяние, я — потерянная овца. Спаситель, воззови (подай мне голос, найди) и спаси меня».

Вот, собственно и ответ: спасутся те, кто следует заповедям Божиим, но и для грешников есть верная дорога — покаяние. Кстати вспомним, что по учению Церкви покаяние заключается не столько в признании своих грехов, сколько в том, чтобы реально встать на путь исправления. Значит, можем сделать вывод: хотя содержание только что прочитанного псалма совершенно не соответствует нашей жизни, он звучит ныне в храме, чтобы мы, наконец, уже начали к жизни своей его применять — начали уже пытаться соответствовать словам пророческой молитвы.

С осознания глубокого смысла заупокойной службы, который она несёт для живых, начинается и молитва за усопших, ведь нет никого, кто был бы без греха. А, значит, остаётся только одно: начав с осознания своей греховности, просить у Господа помилования всех тех наших близких, которые уже завершили земное странствование.

Таким образом, видно, что память о смерти вообще, а не только об уже усопших, является очень важной составляющей православных заупокойных богослужений, что в свою очередь приобретает особый смысл в дни продолжающего Великого поста. И как нужно нам хотя бы однажды в эти дни посетить такое богослужение чтобы вместе со священником воскликнуть: «По милости Твоей, Господи, оживи меня!» (Пс. 118, 159).

(Р)