Публикации

Путь самурая… к Богу

Дата: 16.02.2019

Автор: Анжела Киселёва

Все публикации автораВсе публикации автора

Просмотров: 9225

Однажды ночью к святителю Николаю, архиепископу Японскому, ворвался самурай. Он настолько ненавидел иностранцев, которые, как он считал, разрушают самобытную культуру и традиции его страны, что хотел просто покончить со священником, проповедовавшим какого-то Христа. Однако состоялся диалог. Потом были еще беседы и еще… Через три года святитель Николай окрестил воинствующего Такума Савабе, дав ему имя Павел — в честь апостола, бывшего до обращения гонителем первых христиан.

В Японии вплоть до 1873 года христианство оставалось под запретом. За исповедание Христа в Стране восходящего солнца полагалась смертная казнь. Вообще, японцы той эпохи крайне осторожно и даже враждебно относились к иностранцам — два с половиной столетия страна жила в режиме самоизоляции от внешнего мира. «Открытие Японии» и конец политики жесткого государственного занавеса пришелся на 1850-е годы, и это был очень болезненный период для государства. За проповедание Христа по-прежнему полагалась смертная казнь. В 1859 году христианские миссионеры получили возможность въезда в страну, однако распространять свое вероисповедание не имели права. В такую сложную и, прямо скажем, небезопасную для верующего человека Японию отправился в 1860-м году иеромонах Николай (Касаткин), будущий святитель Православной Церкви, приравненный к апостолам по понесеннымм трудам.

«Тогдашние японцы смотрели на иностранцев как на зверей, а на христианство как на злодейскую секту, к которой могут принадлежать только отъявленные злодеи и чародеи», — вспоминал позже святитель Николай. Казалось, что миссия в этой стране бессмысленна… Однако Господь не оставил без плодов усердную деятельность святителя.

Такума Савабе происходил из знатного, но обедневшего рода. Его настоящее имя Ямамото Кодзума. Он объездил много городов родной страны, давая уроки по фехтованию, которым владел прекрасно. Приехав в Хакодате, он женился на дочери местного жреца синтоистской кумирни — Савабе, взял его фамилию и жреческий сан. Жизнь молодого Савабе потекла спокойно — в уважении людей, в достатке, с молодой женой и сыном. Но мира в ней не было: Такума состоял в тайном обществе, которое поддерживало императора и решительно требовало выдворения всех иностранцев из страны.

Такума Савабе, будущий священник Павел

Ночью 1865 года Савабе вошел к отцу Николаю с целью убить его. Но прежде чем, самурай успел что-то сделать, святитель спросил его: «За что ты хочешь убить меня?». Услышав ответ японца о том, что христианство — злая вера, а все иностранцы — шпионы и разрушители его страны, священник спокойно сказал: «Как ты можешь судить о христианстве, не зная его…». Савабе, заинтересовавшись, решил выслушать святителя Николая. И он говорил… Говорил талантливо, искренне, с силой и властью, которую Господь даровал всем Своим ученикам, проповедовавшим Его. Речь святителя Николая тронула сердце самурая.   

Затем были еще встречи, разговоры, беседы. Сначала Савабе довольно скептически воспринимал историю Священного Писания, однако постепенно душа, требовавшая истины, обретала веру в Бога. Святитель Николай пишет об этом периоде:

— Какова была моя радость, когда я стал замечать, что слушатель с вниманием стал прислушиваться к изложению нового, неведомого ему учения, и его дотоле горделивая мысль стала смиренно склоняться перед поражающей истиной. Видимо, Сам Бог направил его мысли на истинный путь, — вспоминал он.

Вскоре Савабе на беседы к православному священнику пригласил еще своих близких друзей: Урано, Сузуки, а также доктора Сакаи Токуреи. Формально Савабе продолжал свою деятельность в жреческой кумирне. От посторонних взглядов глубочайшее изменение и преображение души жреческого служителя было сокрыто. Савабе клал на жертвенник Евангелие на китайском языке и читал его вместо языческих молитвословий, постукивая в барабан. Несмотря на огромное желание самого Савабе, русский проповедник не спешил с крещением. Таинство свершилось спустя три года. В апреле 1868 года отец Николай окрестил Савабе, Сакаи и Урано — во святом крещении Павел, Иоанн и Иаков. Они стали первыми японцами, принявшими Православие.

Для новообращенных христиан начался период суровых испытаний и тяжелейших искушений. После крещения Савабе не стал таить от других свою веру, отказался от служения в кумирне, за что подвергся большому осуждению окружающих. Люди, встречавшие его, не скрывали презрения к нему, оскорбляли его. Жена Павла сошла с ума и в безумии сожгла дом, его сын по наследственному праву стал жрецом кумирни. Святитель Николай пишет: «Перед моими глазами совершился процесс рождения человека к новой жизни благодатью Божией, а за моими глазами начинался уже другой процесс — процесс испытания и укрепления сил новорожденного Павла». Несмотря на все несчастья, Савабе и его друзья непрестанно проповедовали, благодаря чему число верующих росло. При этом в Японии еще действовал закон о смертной казни за христианскую миссию.

Первая православная община Японии. В центре нижнего ряда — святитель Николай

Павла Савабе, а также других уверовавших и крестившихся японцев, в том числе детей, власти арестовывают и заключают в тюрьму. От смерти их спасает отмена закона о казни за проповедание христианства. Павла и остальных верующих, немного продержав в заточении, выпускают. Савабе стойко переносил все испытания, и его рвение послужить Христу и Его Церкви только усиливались с каждым искушением. Святитель Николай горячо молился и за своего крестника Павла, и за всю паству. Известно, что все японские верующие, словно раннехристианские мученики, крепко стояли в вере Христовой, не унывая в нашедших бедствиях — нищете и давлении со стороны властей и общества. Однажды получив дар веры, они свято хранили это драгоценное сокровище. На этом твердом основании, положенном святителем Николаем, Господь устроил Православную Церковь в Японии.

С отменой закона о смертной казни христиан, растет число православных общин в Японии. В Токио приступают к строительству храма, возникают православные училища, семинария, регулярно начинает издаваться журнал «Церковный вестник». Благодаря трудам святителя Николая, богослужение в храме проводится на японском языке. Угодник Божий Николай всю свою жизнь положил на то, чтобы Православие стало понятным для японцев. Им переведен практически весь Ветхий Завет, полностью — Новый Завет, весь круг богослужебных книг, катехизис, краткая священная история и многое-многое другое. Более того, он с помощью других специалистов много сил потратил на переводы классики русской литературы с русского на японский язык.

Воскресенский собор в Токио, называемый среди японцев «Никорай-до» в память о святителе Николае

С ростом числа православных христиан встает вопрос о необходимости японского священника. Им становится Павел Савабе — в 1875 году его рукополагают во иереи. Через некоторое время Господь даровал ему большую радость — святое крещение принимает и его сын. Отец Павел Савабе на один год пережил своего духовного отца, просветителя Японии Николая, и скончался в 1913 году.

Удивителен Божий Промысл о людях, о спасении каждого из нас и даже целой страны. Человек, решившийся на убийство и пылающий ненавистью к христианству, самурай, становится священником и несет свет Христов среди сограждан-язычников. Этот свет горит и сейчас. В храмах Японии, пусть немногочисленных, но звучит молитва, проводятся службы, совершаются таинства. Японцы по сей день свято чтут своего первого проповедника из России — владыку Николая, ставшего образом Православия для всей Страны восходящего солнца.

(А)