Публикации

Самая главная находка для нас — это боец

Дата: 26.12.2017

Автор: Лира Даутова

Все публикации автораВсе публикации автора

Просмотров: 5121

Есть в Российском календаре новая памятная дата. Появилась она совсем недавно, в 2014 году. Несмотря на сравнительно короткий срок своего существования она прижилась.

Приходится дата на 3 декабря. День неизвестного солдата. Это память о российских и советских войнах, которые погибли в бою на территории России и за ее пределами. Установление такой памятной даты обусловлено необходимостью увековечения великого бессмертного подвига российского и советского воина, чье имя осталось неизвестным. Кстати, дата выбрана не случайно. 3 декабря 1966 года в ознаменование 25 годовщины разгрома немецких войск под Москвой прах неизвестного солдата был торжественно захоронен у стен Московского Кремля.

Есть среди нас особая категория людей. Они занимаются поисков пропавших без вести бойцов. Для них это не служба, не хобби, не профессия. Для них это поиск. И называют они себя поисковиками. Для них это больше, чем порыв души. Это больше, чем найти желание найти останки пропавших без вести бойцов. Это нечто необъяснимое, говорят они сами. Ими не движет жажда обогащения, или желание стать известным. Да и авантюрой это тоже не назовешь. На голом энтузиазме, исключительно по собственной воле, в любую непогоду и, как правило, за свой счет они «идут на благое дело». Потому что «так велит им их сердце».

В преддверии дня Неизвестного солдата в Музее Памяти Елабужского государственного музея-заповедника была организована интересная встреча. По инициативе заведующей Музеем Памяти Розы Ибрагимовой в Елабугу на встречу с суворовцами был приглашен непосредственный участник поисковых работ под Любанью и Выборгом, руководитель Набережночелнинского поискового отряда «Авангард» при храме святых бессребреников Космы и Дамиана города Набережные Челны Андрей Петрушкин. Незадолго до мероприятия корреспонденту «Вечера Елабуги» удалось с ним пообщаться.

— Андрей, как у Вас зародился интерес к поисковой работе?

— Меня на это дело, если можно так сказать, «подсадили» родные бабушка с дедушкой, которые очень много рассказывали о своих отцах, не вернувшихся с фронтов Великой Отечественной. Во-первых, меня заинтересовали их рассказы о войне. Ну а во-вторых, подтолкнуло и то, что оба моих прадеда пропали без вести. Мне захотелось больше узнать о поисковом движении по стране в целом. А для начала узнал о формировании поисковых отрядов в Челнах.

— Ваша первая экспедиция?

— Это было в 2015 году. С ребятами из прихода мы съездили под Любань, где вела бои 54 армия.

— С ребятами из прихода?

— Наш поисковый отряд сформирован из молодежи, которая помогает в храме святых бессребреников Космы и Дамиана. Наш отряд небольшой — всего 7 человек. Мы — энтузиасты. Оборудование, инвентарь, продукты мы покупаем на свои деньги. Как-то у нас была критическая ситуация. Не было денег на обратную дорогу. Так вот в храме помогли приобрести билеты. И еще откликаются и прихожане: помогают кто чем может. Так, например, одна бабуля принесла нам сапоги болотные большие (видимо муж у нее рыбачил в свое время) со словами: «На благое дело ведь идете, пригодятся».

— Где вы уже вели поиск, помимо Любани?

— В этом году ездили в Выборгский район Ленинградской области. Проводили поиск совместно с поисковыми отрядами из Выборга и Санкт-Петербурга по местам зимних сражений «забытой войны». Это советско-финсая война 1939-1940 годов.

— У вас есть какая-то предварительная подготовка?

— Я не историк. Единственная моя «историческая подгготовка» — это любовь к книгам, которую привил мой дед. Сам я инженер по образованию. Остальные в моей команде — работники КАМАЗа. Но, вот что хочу подчеркнуть, неподготовленому человеку нечего делать среди поисковиков. Будущего поисковика надо готовить морально, физически. Он должен быть выносливым, это ведь работа и в дождь, и в снег, и в грязь. Плюс бездорожье и болотистая местность. Ему обязательно надо знать технику безопасности, все-таки мы исследуем квадраты, где шла война, и здесь могут остаться взрывчатые вещества. Поэтому мы планируем проводить курсы подготовки наших бойцов.

— Ваши самые интересные находки за два года?

— Самая интересная, не в плане материальной ценности — это, конечно же, погибший солдат. Это даже не интересная находка, а самая главная удача поисковика! Большая удача, когда по медальону, наградам бойца можно опознать и перезахоронить. Находим безымянных бойцов и предаем земле так, как это и должно быть.

— Как это происходит?

— Останки всех найденных бойцов очень осторожно «поднимают», собирают каждого в отдельный специальный мешок. Этот мешок нумеруется, передается местным поисковых отрядам, которые уже и проводят церемонию перезахоронения.

— Вы присутствовали на церемонии перезахоронения?

— К сожалению, нет. Мы берем отпуск за свой счет примерно в то время, когда идет «Вахта памяти». Это с 20 апреля по 10 мая. А вот вырваться на церемонию перезахоронения пока еще не удавалось. Но в планах на ближайшее время это есть.

Лира Даутова,

Газета «Вечер Елабуги»

(П)(П)