Публикации

На столетие революции

Дата: 13.11.2019

Автор: Дмитрий Русин

Все публикации автораВсе публикации автора

Просмотров: 7245

Два года назад 7 ноября 2017 года наша страна и Церковь вступили в долгую полосу трагических юбилеев, связанных со столетием революции. А вернее было бы сказать: с этого дня для нынешней России началась одна большая трагичная юбилейная дата длинной… более чем в двадцать лет. Ведь с уверенностью можно сказать, что, начиная с октябрьского переворота 1917 года по 1938 год, страна наша не знала ни одного дня, который бы нельзя было обвести чёрной краской в календарных листках. Хотя, конечно и тридцать восьмым годом страшное время для нашей Родины не закончилось, но самые жестокие гонения на Русскую Православную Церковь всё-таки пришлись на этот период.

Мы вспоминаем революцию, принесшую позорное поражение в I Мировой войне, которое свело до бессмыслицы героизм и любовь к Родине многих верных русских солдат и офицеров — революция предательски зарыла их светлую память глубоко в землю и вытоптала их могилы. Мы вспоминаем революцию, ставшую причиной уничтожения и изгнания миллионов невинных (а под час и лучших) наших сограждан. Мы вспоминаем революцию, заставившую родных братьев поднять друг на друга оружие во время Гражданской войны. Это всё звучит нынче общим местом и, наверное, далеко не каждого трогает — так, «исторический факт»… Но сегодня через 100 лет после тех событий нужно себя заставить задуматься над тем, что произошло.

С 7 ноября 1917 года более 20 лет каждый Божий день совершались на нашей земле неслыханные доселе преступления, которые нельзя забывать. Не прошло и недели после Революции, как уже 13 ноября этого года началось гонение на Церковь — в этот день русскими, крещёными людьми был убит первый русский священник — отец Иоанн Кочуров. Так об этом убийстве писали в газете того времени:

«Несколько винтовок было поднято на безоружного пастыря. Выстрел, другой — взмахнув руками, священник упал ничком на землю, кровь залила его рясу. Смерть не была мгновенной — его таскали за волосы, и кто-то предлагал кому-то «прикончить как собаку».

С этого дня Церковь не знала покоя. Вскоре был убит первый архиерей — митрополит Киевский Владимир; расстреляна царская семья... На сегодняшний день Церковь канонизировала поимённо 1776 человек, пострадавших тогда за веру. А скольких мы ещё не знаем? Сколько неизвестных нам пыльных папок с протоколами допросов христиан лежит ещё на полках архивов? А кто-то и не был расстрелян, но погиб в лагерях, и таковых было ещё больше.

Но каждый день уничтожали не только людей. Разрушались храмы — величественные соборы и деревенские церквушки, построенные благочестивыми купцами, дворянами и просто на деньги бедных, но любящих Бога крестьян. Эти храмы взрывались, в них устраивали коровники, сельские клубы; в храмах проводили расстрелы, выцарапывали глаза святым, изображённым на фресках; а в одном сельском храме большую икону Спаса Нерукотворного кто-то приспособил для рубки на ней мяса. Всё было.

Да не покажется, что только судьба верующих нас волнует! Вспомним, к примеру, печально знаменитый Кронштадтский мятеж, когда балтийские матросы, своими руками «делавшие революцию», подняли в 1921 году восстание против большевиков, в которых горько разочаровались. Вспомним, сколько крови вылилось в Финский залив во время этой короткой, безумной войны революционеров против революционеров.

Вспомним, кстати и одного солдата, который в дни ещё Февральской революции первым из всех лично убил своего командира. «Герой» этот был без суда расстрелян белыми всё в том же 1917 году.

А вот ещё одна из миллиона историй: одного зажиточного крестьянина решили расстрелять, но ничего против него не находили, а односельчане этого несчастного отказывались быть лжесвидетелями против хорошего человека. Тогда революционеры просто взяли первого попавшегося из местных жителей и поставили его «к стенке» рядом с обвиняемым, поднялись винтовки… Испугался человек и оболгал соседа. «Свидетеля» отпустили, а «врага» расстреляли. Но несчастный, купивший жизнь такой страшной ценой, тоже недолго прожил после того случая — скончался, говорят, от тоски в муках совести. И вряд ли это единичный случай.

За 1917 год, за все предательства и преступления, которые этот год породил, наш народ заплатил в годы Великой Отечественной Войны 30 миллионами жизней.

Столетие революции открывает вереницу траурных дат, каждая из которых призывает нас содрогнуться и задуматься над тем, что произошло с нашей Родиной. Есть ли гарантия, что этого не повторится? Как этого избежать? Сразу и не ответишь. Но в любом случае было бы безумием с нашей стороны относиться ко всему этому легкомысленно. Ведь мы и сегодня пожинаем плоды тех лет, самым главным из которых является тотальное неверие большей части жителей страны. Это неверие когда-то и привело Российскую Империю к гибели, как пророчески не раз говорил праведный Иоанн Кронштадтский:

«На почве безверия, малодушия, безнравственности совершается распадение государства. Без насаждения веры и страха Божия в населении России она не может устоять. Скорее с покаянием к Богу! Скорее к твердому и непоколебимому пристанищу веры и Церкви!»

(Р)