Публикации

Кто сможет нас смирить?

Дата: 01.12.2021

Автор: Иерей Александр Ворошилов

Все публикации автораВсе публикации автора

Просмотров: 14079

Сейчас у нас удивительное время, которое называется весной духовной — это Рождественский пост. В пост каждый христианин пытается уничтожить в себе какие-либо грехи, борется с этими грехами и пытается растить в себе добродетели. И это очень важно: сочетать борьбу с грехом и взращивание в себе добродетелей. Ведь добродетели нельзя откладывать на потом, говоря: «Сначала я поборюсь с грехами своими, а уже потом (где-то вдалеке) поработаю над добрыми делами — когда-нибудь потом буду делать добрые дела, когда-нибудь потом буду помогать ближним…  А до тех пор, пока не поборюсь со грехом, все мои добрые дела будут бесполезны и грехами перекроются…» Нет. Когда мы начинаем работать над грехами, убивать их в себе, начинаем их видеть в себе, тогда же нужно начать работу над добродетелями.

Вспомним, к примеру, о такой великой добродетели, как смирение. В Писании сказано: «Бог гордым противится, а смиренным даёт благодать» (Иак. 4, 6). Но как заполучить это смирение? Где его можно купить, ведь в наших магазинах оно не продаётся? Только в сердце своём мы можем смириться. А смирять нас могут люди — точно такие же, как мы: те, кто стоит рядом с нами в храме, кто идёт мимо нас по улице. Любой человек может научить нас смирению. Каким же образом?

Вот простая история: жила как-то в Кесарии Каппадокийской одна очень знатная женщина, и вот в старости захотела она пустынной жизни — монахиней захотела стать, и ушла в монастырь. Игуменья монастыря спросила эту женщину: не хочет ли она, чтоб к ней приставили какую-нибудь девицу, чтобы она ухаживала за ней. Женщина согласилась, и приставили к ней девицу. Через какое-то время игуменья спросила: «Ну как помощница твоя — хороша ли?» На что женщина сказала: «Очень хороша. Только уж больно тихая она и почтительная. А с моей гордыней надо ведь как-то справляться!» Тогда игуменья послала ей другую помощницу, и через какое-то время вновь спросила: «Ну как теперь тебе эта девица?» И на этот раз женщина ответила: «Очень хорошая девица: постоянно обзывает меня — то жирной назовёт, то дурой богатой, то ещё как-нибудь. Вот эта девушка приводит меня к смирению и спасению. Только через это я смогу наконец-то смириться».

Мы забываем, что подчас спасительное смирение вызывается в нас только одним: когда нас ругают, когда нас морально уничтожают. Нам это не нравится, нам этого не хочется, мы огрызаемся, мы начинаем ненавидеть, обижаться. Но на самом деле через обидчиков Господь посылает нам возможность смирения и спасения. Кто сможет нас смирить? Кто сможет ткнуть нас носом в то, чего мы на самом деле достойны? Бывает так, что родителей смиряют их дети; священников смиряют прихожане; патриархов смирят простой народ. Всех кто-то смиряет. Но вот как мы относимся к этому смирению — как к Божией милости, или, как к чему-то, что нам противно — об этом стоит задуматься в эти дни.

Когда мы научимся относиться к тому, что нас смиряют, как к Божией милости, то мы научимся молчать и… прощать. Это очень важно, потому, что когда мы читаем молитву «Отче наш», то произносим: «Прости нам долги наши, как и мы прощаем должником нашим», а ведь мы должны адекватно произносить эти слова — со всем вниманием! Но мы не хотим прощать: мы обижаемся, мы ненавидим, и ещё мы говорим: «Про нас сказали плохое, а это неправда!» Однако Господь говорит: «Какая награда вам, если вас обличили за дело? А вот когда вас будут ругать за то, чего вы не делали — тогда вам будет награда». Вот дорога к смирению. Это тяжело — идти по такой дороге. Но у каждого из нас на груди висит крест. Господь ради нашего спасения взошёл на этот крест. Бог по отношению к нам, как мастер-горшечник по отношению к глиняным горшкам. И вот Он тоже смирился ради нас — Он, горшечник, Творец, ради своих созданий, ради глиняных горшков смирился, и они Его распяли. И нужно сейчас об этом задуматься: о своём смирении и о том, как смирился Христос, ради того, чтобы мы жили.

(Р)