Публикации

Испытания и подвиги крестного хода

Дата: 18.11.2015

Автор: Татьяна Лебедева

Все публикации автораВсе публикации автора

Просмотров: 9725

24 августа, вернувшись из Владимирского крестного хода, который проходил с 26 июля по 22 августа 2015 года от г. Перми до г. Санкт-Петербурга, по милости Божией я отправилась в следующий, уже третий за это лето, крестный ход от г. Ижевска до с. Перевозное в Удмуртии. Дело в том, что желающие идти в этот крестный ход начали записываться ещё заранее, и я молила Бога, чтобы успеть приехать из Санкт-Петербурга и принять участие в следующем крестном ходе, чтобы не подвести наших новеньких крестоходцев.

Этот покаянный крестный ход посвящён Успению Божией Матери и традиционно проходит каждый год с 26 по 28 августа во время Успенского поста. В прошлом 2014 году я была в этом крестном ходе первый раз — ознакомилась с маршрутом, условиями, поэтому нынче смело пригласила с собой и других желающих из нашего Клуба любителей крестных ходов.

26 августа мы впятером рано утром в половине пятого выехали из Челнов. Всю дорогу, пока ехали до Ижевска, стоял густой туман. Наш водитель немного роптал и всё ждал прояснения. Я успокаивала его: «Всё хорошо — это нас благодать Божия накрывает, ведь сегодня начинается покаянный крестный ход, посвящённый Успению Божией Матери».

До Ижевска, как ни странно, несмотря на туман, доехали быстро и, слава Богу, без происшествий. Нынче крестный ход начался от храма в честь Иверской иконы Божией Матери, а прошлом году он начинался от храма св. блгв. князя Александра Невского и мы пешком шли по городу почти целый час.

В пути от Челнов до Ижевска мы были три с половиной часа, успели приехать вовремя, сдали свои лишние вещи в машину, купили небольшие иконки для крестного хода. Торжественный молебен перед началом крестного хода возглавил Викторин, митрополит Удмуртский и Ижевский. По окончании молебна он обратился к крестоходцам, сказав, что крестный ход — это проповедь о Христе: «Видя вас идущих крестным ходом, люди начинают каяться и размышлять про себя: почему же я не могу вот так же встать и пойти этим путём?» Потому недаром этот крестный ход называется покаянным. Перед выходом на крестный путь Владыка крестом благословил всех присутствующих и окропил святой водой.

Крестный ход возглавил настоятель храма в честь Иверской иконы Божией Матери, духовник крестного хода протоиерей Алексий Спасский.

Обычно каждый крестный ход запоминается по-особенному. В этом году, например, покаянный крестный ход проходил в десятый раз и оказался юбилейным. Поначалу всё шло как обычно: шли с молитвой, на привалах останавливались, отдыхали, служили молебны. Отец Алексий, как истинный пастырь и духовник, наставлял нас, говорил ободряющие слова, когда начинали уставать. На удивление погода в эти два дня удалась солнечная, почти без дождей, хотя до этого были сплошные ненастные дни и бесконечные дожди. По этой причине вода в Каме поднялась на ощутимую высоту так, что в Докше, где обычно крестный ход переходил вброд небольшую речку, нам пришлось переходить её через мост.

Далее отслужили молебен под горой перед началом пути по берегу реки Камы. Здесь нам предстоит идти семь километров до с. Паздеры в мужской скит. Из-за подъёма уровня воды в Каме прошлогоднюю дорогу затопило. Таким образом, пройдя небольшую часть пути, мы оказались между водой и крутым высоким склоном, а между ними заросший непроходимыми кустарниками берег. Нам пришлось идти по самому краешку берега, продираясь через эти кусты. В этом были не только минусы, но и плюсы. Мы стали молиться усерднее, да ещё в одном месте набрели на колючие кусты облепихи. На ходу я успела сорвать несколько увесистых веток с ягодами, которые потом ели на привале. Витамины!

Всё бы ничего, если бы таким же макаром потихоньку добрели до скита. Но не тут-то было — дорога закончилась совсем, то есть слева от нас — крутой высокий берег, а справа — вода. По благословению отца Алексия пошли в гору. Подъём был настолько крутым, что местами ребята сверху принимали каждого крестоходца за руку. Особенно было тяжело бабушкам. А тем, кто нёс фонарь, крест, хоругви и икону надо было очень хорошо постараться, чтобы не повредить всё это, поднимаясь вверх и продираясь сквозь чащу и бурелом.

Кто-то из рядом идущих женщин то ли в шутку, то ли всерьёз спросила: «Почему же здесь нет ни одной тропинки, неужели монахи не ходят в лес за грибами?». Вероятнее всего, что там действительно никто не ходил, да и мы забрели туда случайно по необходимости. Я шла впереди почти рядом с батюшкой, мы старались убирать ветки с пути, чтобы идущим за нами было легче переступать. Таким образом, крестный ход передвигался по склону параллельно Каме, пока на нашем пути опять не оказался глубокий овраг. Начались даже разногласия: все усиленно размышляли и предлагали — в какую сторону идти. В таких случаях, я считаю, что всегда надо слушаться батюшку, ведь через него руководит Сам Господь. Так и вышло.

Опять свернули немного влево и вверх. Было время, что мы поняли, что заблудились и не знали в какую сторону двигаться дальше, чтобы выйти из этого бурелома на полянку или в поле. Осложнялось это тем, что на этом склоне были глубокие овраги то вдоль, то поперёк, а с нами шли бабушки и они не могли следовать за нами по такому пути, где не ступала нога человеческая. Мы шли цепочкой друг за другом, чтобы не разбредаться по лесу, временами просто сидели и ждали — пока подтянутся идущие за нами крестоходцы. Устали не на шутку.

Отец Алексий ещё до этих дебрей говорил нам, что мы находимся в крестном ходе и как бы ни было тяжело, но с нами Бог, Матерь Божия и все святые, поэтому с нами не может случиться ничего плохого. А испытания они бывают везде, особенно в крестном ходе, поэтому надо только молиться и верить.

Чтобы выбраться из леса более коротким путём отец Алексий отправил вперёд разведчиков по верху и по низу склона. А мы тем временем по его благословению начали молиться свт. Николаю Чудотворцу. Вскоре сверху нам подали сигнал, что можно двигаться в эту сторону — впереди оврага нет, есть поляна и дорога.

Слава Богу, вскоре мы выбрались из дебрей. Подождали всех. Вышли из леса все, никто не потерялся, только одной бабушке стало плохо — поднялось давление. Среди нас был врач, тут же нашлись таблетки, всё обошлось. Я случайно, а может не случайно услышала разговор батюшки с тем самым разведчиком, который пошёл исследовать дорогу по низу склона. Он сказал, что набрёл на обрыв, а дальше дороги не было — внизу обрыва была вода. Поэтому батюшка всё сделал правильно, что благословил идти крестному ходу только по верху склона, хотя были предложения опять спуститься к реке, чтобы не ходить через глубокие овраги.

Немного отдохнув на поляне, вскоре мы выдвинулись и пошли по дороге. Дойдя до развилки, опять начали гадать: идти до скита по верху или по низу склона. Скит находится под горой, а чтобы идти дальше до монастыря надо опять подниматься на эту же гору. Наш пастырь — отец Алексий сказал, что пойдём по низу, пообедаем, отдохнём и затем поднимемся на гору и пойдём дальше. И тут он не ошибся, потому что на развилке спуск был полегче, чем возле скита. Да и вряд ли все бабушки, уставшие от такого трудного перехода, захотели бы спуститься вниз по крутому склону на обед, а подкрепиться было необходимо для дальнейшего пути. Ведь до монастыря предстояло идти ещё до вечера.

К обеду мы опоздали более чем на два часа. Женщины, которые помогали готовить обед, сильно за нас переживали и молились, чтобы мы дошли благополучно. В скиту в Паздерах на берегу Камы в живописнейшем месте, где река делает поворот почти на 90 градусов, стоит великолепный храм в честь Тихвинской иконы Божией Матери. Во время Владимирского крестного хода мы были и в г. Тихвине, молились перед чудотворным образом Тихвинской Божией Матери. Я возблагодарила Матерь Божию за её помощь, ведь и крестный ход посвящён Успению Божией Матери, поэтому действительно с нами не может случиться ничего плохого.

В скиту есть святой источник. Уставшие путники, после таких испытаний окунулись в этот источник и как будто заново родились. Пообедали, отдохнули, и с новыми силами, поднявшись на гору, пошли до села Перевозное.

Перед входом в с. Перевозное отец Алексий нас остановил, впереди идущие крестоходцы-мужчины переоблачились, чтобы в парадном виде красиво войти в монастырь. А отец Алексий сказал слова глубокой благодарности всем участникам крестного хода за подвиг, за терпение. Особенно он благодарил наших доблестных бабушек за то, что они так стойко переносили трудности и не роптали, подавая молодёжи пример настоящей истинной веры.

Он добавил: «Нынче юбилейный год — крестный ход проходит в десятый раз. И он был особенный, запомнится теперь надолго. Забудутся и усталость и трудности в пути, зато с каким воодушевлением будете вспоминать про этот юбилейный крестный ход: а помнишь … как тогда шли? Спасибо вам за всё!»

В монастыре нас традиционно встретили с хлебом и солью. Накормили ужином, устроили на ночлег.

Утром 28 августа в праздник Успения Божией Матери мы все причастились и после завтрака пошли к автобусам, чтобы поехать обратно в Ижевск.

Пока рассаживались в автобусе, организатор крестного хода Татьяна Николаевна просила у нас прощения за то, что не до конца проверила дорогу по берегу Камы, и нам пришлось идти через дебри. По её словам: в начале и в конце пути по берегу Камы дорога была обычная, поэтому проверять её полностью, как бы не имело смысла — подумали, что дорога везде такая — пройти возможно. Мы ей в ответ сказали, что это даже очень хорошо, что не проверили до конца, нам очень понравилось, надо специально проложить такой маршрут крестного хода через дебри, на деревьях привязать отметки, чтобы знать — как правильно двигаться, минуя глубокие овраги. Татьяна Николаевна обещала, что они обязательно проработают этот маршрут, потому что год на год не приходится — уровень воды в Каме может подниматься. Мы тоже поблагодарили её за необычный, очень интересный крестный ход. Зато сколько впечатлений и воспоминаний! Особая благодарность нашему предводителю крестного хода протоиерею Алексию Спасскому, нашему доброму пастырю, который вел своих овец по верному пути; организаторам крестного хода и нашим бессменным участницам — бабушкам.

Есть такая пословица — «Кто в море не бывал, тот не молился». Я бы от себя ещё добавила — «Кто в лесу не блуждал, тот не молился». Вот такой юбилейный крестный ход получился нынче, очень даже покаянный — все усердно молились от души. Слава Господу Богу, Божией Матери и всем святым! 

(Р)