Публикации

Как любить себя и ближнего?

Дата: 03.03.2023

Автор: Стелла Аванесова

Все публикации автораВсе публикации автора

Просмотров: 20701

Люди, малознакомые с Православием, понимают суть заповеди: «Возлюби ближнего твоего как самого себя» (Мф. 22:39) так: чтобы любить по-настоящему другого, нужно сначала полюбить себя. Но так ли это на самом деле? 

Эта заповедь дана нам Господом Богом еще в Ветхом Завете (Левит 19:18). Но, придя на землю, Господь обрел эту заповедь забытой. Особое значение придает ей Спаситель в своих проповедях: «…возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим и всею душею твоею и всем разумением твоим: сия есть первая и наибольшая заповедь; вторая же подобная ей: возлюби ближнего твоего, как самого себя; на сих двух заповедях утверждается весь закон и пророки» (Мф. 22:37-40). Второе повеление «настораживает». Любить другого как себя — дело великое. Но как его совершить, когда мы не знаем: в чём сущность любви к себе и ближнему? 

Священное Писание говорит, что мы крайне самолюбивы уже с рождения, ибо «нет человека, который бы ненавидел свою плоть» (Еф.5:29). На социальном уровне любовь к своей личности закладывается в детстве. Ребёнок в первую очередь получает знания о себе через то, как к нему относятся родители. Если о нём заботились, любили и воспитывали, то маленький человечек, смотря на старших, учится любить, заботиться и об окружающих. Но этого недостаточно. Православие призывает любить себя, в первую очередь, как образ Божий. Такая любовь спасительна, ибо означает любовь к своей душе, устремлённой в вечность.

Иная история складывается, когда родители ребёнка отвергают. Тогда дети воспринимают мир враждебно (бывают исключения), но, воцерковляясь, они восполняются Божией любовью и благодатью. 

Нелюбовь к себе, с позиции Церкви, означает такой образ жизни человека, который ведёт его духовно и телесно к гибели. Чрезмерная любовь к себе, которая не даёт возможности проявлять её к другим, формируется от излишней родительской опеки, поощрения ими дурных наклонностей, воспитание детей по типу «потребитель», а также установкой самого человека. 

Церковь утверждает, что через грехопадение человек утратил любовь к своему ближнему. Люди стали соперниками, не доверяют друг другу. Каждый ищет для себя лучшего положения, чаще — за счет других. На этом стоит мир. 

Истинная любовь к себе открывается только после примирения с Богом и покаяния. И тогда только человек будет способен проявлять такую же любовь к своему ближнему, видеть в нём образ Господа. 
Подлинная любовь познается по той внутренней боли, которая является в сердце, когда мы узнали о скорби ближнего. Отсутствие любви проявляет себя в равнодушии — тишине мрачного омута, поглощающего живые чувства. 

А как любить ближнего? Одно из объяснений находим у преподобного Аввы Дорофея: «Не делай зла, не огорчай, не клевещи, не злословь, не уничижай, не укоряй. А позже начнешь мало-помалу и добро делать брату своему, утешая его словами, сострадая ему или давая ему то, в чем он нуждается. Ибо мало-помалу, помогая ближнему, ты дойдешь до того, что станешь желать и пользы его, как своей собственной, и его успеха, как своего собственного. Это и значит возлюбить ближнего твоего, как самого себя».

(Р) 

Группа Орловского храма ВКонтакте