Публикации

Бесстрашное путешествие Серафимы

Дата: 19.09.2015

Автор: Дмитрий Русин

Все публикации автораВсе публикации автора

Просмотров: 11262

Честно говоря, на показ нового российского мультфильма «Необыкновенное путешествие Серафимы» я шёл с большим сомнением — не особенно привлекательной казалась мне компьютерная графика и, вроде как нарочитое, излишнее буйство красок. Однако заявлено, что это — мультфильм о Православии. Каким же он будет? Ведь Церковь в России в наши дни — это самый «модный» объект для критики, и многие только и ждут каких-нибудь ошибок со стороны христиан и клира, чтобы их жестоко высмеять или «обличить». Станет ли этот мультфильм очередным удобным поводом для издевательств? Как же обидно будет смотреть на что-то, в самом деле, неубедительное, глупенькое или аляповатое…

Но мои ожидания совершенно не оправдались.

Мультфильм начинается со сцены в храме (и как приятно видеть это бесстрашное, радостное исповедание веры!): на большом экране кинотеатра внезапно разворачивается многолюдный праздник Входа Господня в Иерусалим; священник говорит проповедь; ребёнок во все глаза смотрит то на амвон, то на большую икону Иисуса Христа, въезжающего на ослике в город. И постепенно мне становится понятно, для чего нужна вся эта наивная простенькая графика — как хорошо передаёт она ощущение мира, отражённого в чистом сознании маленькой верующей девочки; как хорошо смотреть на этого безыскусно нарисованного батюшку (отца главной героини), который с чистосердечной улыбкой говорит серьёзные, честные слова о предстоящих страданиях Спасителя.

Серьёзно и честно — так, кратко, я бы охарактеризовал и весь этот по-настоящему добрый мультфильм. Удивительно аккуратно получилось у авторов рассказать о самой сложной и болезненной теме наших дней — о вере и духовности. В путешествии Серафимы вы не найдёте, ни поверхностного неофитства, ни инфантильности, ни оголтелых нападок на противников Церкви, ни назойливого миссионерства, ни излишней серьёзности, ни пустой комедийности. Напротив, здесь и тонко подмеченные исторические факты, и доброе отношение к каждому персонажу, и радость, не имеющая  ничего общего с плоским юмором наших современных американизированных мультиков о «былинных богатырях».

А ещё важным представляется, что мультфильм этот — серьёзное высказывание о России. Вот в одной из сцен со старой чёрно-белой фотографии исчезают фигуры мужчин, женщин и детей, а на фоне, на фасаде старинного здания, остаётся только плакат «Спасибо товарищу Сталину за наше счастливое детство!»; вот давно забывший Бога инвалид-офицер с раздражённой горечью шепчет: «Где же твой Господь, Серафима..?»; вот дети солдат с нетерпением ждут окончания войны…

О многом бы хотелось написать, но это уж будет пересказ сюжета. Скажу только, что после просмотра меня долго не покидала мысль: «Как хорошо и почти невероятно (и от этой сбывшейся невероятности ещё более радостно), что вот сегодня, когда в моде пошлая, тотальная ирония ко всему, вышел на экран такой ясный, трогательный и бесстрашный мультфильм о радости Православной христианской веры». Ведь даже если отбросить православную составляющую, всё равно стоит пойти на этот мультфильм всей семьёй — просто, чтобы насладиться редкостной добротой и нравственной чистотой, которой наполнена эта картина. 

(П)