Публикации

Крестным ходом через Русский Север

Дата: 02.10.2015

Автор: Татьяна Лебедева

Все публикации автораВсе публикации автора

Просмотров: 9774

Своё повествование об этом крестном ходе хочу начать с того, как ведёт Господь каждого человека по неисповедимым путям Своим. Дело в том, что я вовсе не собиралась идти по этому маршруту. Вернее, когда мне в середине июля сообщили о крестном ходе от Перми до Санкт-Петербурга, и ещё вдобавок сказали, что предстоит путь в 2000 км., то я сразу отмахнулась от этой информации — мол, всё равно никто не пойдёт в такой дальний поход. А в это время у меня в кармане уже был билет до Перми — я хотела пойти в Свято-Серафимовский крестный ход, который проходит там ежегодно с 26 июля по 1 августа от Перми до Белой Горы (Уральский Афон). Самое интересное началось потом. Эта новость почему-то не давала мне покоя, каждый день я просматривала дополнительные сообщения. Наконец, как только я решилась-таки с благословения настоятеля идти в этот крестный ход, то душа моя успокоилась. Я поняла, что это был призыв свыше. Не побоюсь этого слова, потому что в дальнейшем я в этом убедилась полностью, пообщавшись в пути с другими участниками крестного хода. Все говорили о том, что их как-будто кто-то позвал и пока они не согласились, то не могли успокоиться. Весь путь с нами прошла монахиня, которой 76 лет. Уже в Кронштадте нас спрашивали о том, как можно решиться на такой подвиг, как это вообще происходит, то матушка прямо им отвечала:

«Должен быть призыв свыше и вы сами это поймёте. Я много лет служу в храме, а тут вдруг почувствовала какую-то пустоту и никак не могла понять: что бы это значило. Как раз в это время я узнала о крестном ходе до Санкт-Петербурга и сразу поняла: вот что мне нужно, мне нужно пройти этим крестным путём…».

Многие крестоходцы узнали о Владимирском крестном ходе будучи участниками Свято-Серафимовского крестного хода, и по прибытии на Белую Гору сразу влились в этот крестный ход до Санкт-Петербурга. Кому-то родственники привезли дополнительные вещи, одежду, кто-то сам, заскочив домой на пару часов, собрался в дальнюю дорогу, а некоторые в чём были, в том и отправились дальше. Собралось нас около 50 человек, то есть один большой автобус — мужчин больше 30 человек, слава Богу, и женщин чуть меньше 20 человек. Что меня ещё удивило, так это сообщение о том, что конечным пунктом нашего крестного пути является Морской собор святителя Николая Чудотворца в Кронштадте. Именно туда мы должны прибыть 22 августа. Опять святитель Николай Чудотворец… Шесть раз я была в Великорецком крестном ходе, который приходит в Николо-Великорецкий мужской монастырь. В прошлом году, уже пройдя весь Серафимовский крестный ход от Перми до Белой Горы, я поняла, что пришли мы в Свято-Николаевский миссионерский мужской монастырь. Нынче значит опять Никольский морской собор. Куда он меня призовёт в следующий раз?..

Теперь всё по порядку. В 2015 году отмечается значимая для всего православного мира дата — 1000-летие преставления святого равноапостольного великого князя Владимира — крестителя Руси. К этому событию по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла, митрополита Пермского и Кунгурского Мефодия и митрополита Санкт-Петербургского и Ладожского Варсонофия был посвящён крестный ход от Перми до Санкт-Петербурга. К этому случаю специально по заказу Пермского землячества в Санкт-Петербурге была изготовлена икона святителя Стефана Великопермского. Если святой равноапостольный князь Владимир крестил Русь, то святитель Стефан Великопермский просветил светом Православия многие народы на севере Руси, в Пермском крае: зырян, вогулов, вятичей и других. Как поётся в тропаре «Божественным желанием от юнаго возраста Стефане премудре, разжегся, ярем Христов взял еси и людей, оляденевшая древле неверием сердца, Божественное семя в них сеяв, евангельски духовне породил еси. Темже преславную твою память почитающе, молим тя: моли, Егоже проповедал еси, да спасет души наша».

Икона свт. Стефана была освящена 26 июля митрополитом Пермским и Кунгурским Мефодием. Уже с этого дня иконы двух просветителей земли Русской — князя Владимира и Стефана Великопермского стали святынями семидневного Свято-Серафимовского крестного хода, то есть Свято-Серафимовский и Владимирский крестные ходы соединились и шли вместе от Перми до Белой Горы. Затем по прибытии на Белую Гору и окончании Свято-Серафимовского крестного хода обе иконы отправились в Санкт-Петербург Владимирским крестным ходом, который начался 1 августа от Белой Горы.

Почему из Перми в Санкт-Петербург? В годы Великой Отечественной войны полтора миллиона жителей Ленинграда были эвакуированы в Пермь, где тогда проживало около трёхсот тысяч человек. Пермское землячество в Санкт-Петербурге организовало крестный ход с тем, чтобы перенести таким образом икону свт. Стефана Великопермского в Морской собор Кронштадта, чтобы у них тоже была икона своего святого. Этот Всероссийский крестный ход должен символизировать объединение русских земель под эгидой Православия.

Придя на Белую Гору 31 июля, с утра 1 августа, в день памяти преподобного Серафима Саровского, мы пошли в скит пешком 5 км. Там на Литургии причастились, вернулись обратно пешком на Белую Гору, отслужили благодарственный молебен возле креста рядом с Крестовоздвиженским собором. После трапезы участники Владимирского крестного хода собрались все вместе, затем в 15 часов погрузились в автобус и поехали в Кировскую область. Первая ночёвка нам сразу запомнилась. В 9 часов вечера приехали в храм свт. Афанасия Александрийского (нач. XX в.) в селе Афанасьево Афанасьевского района. Шёл дождь, но на встречу крестного хода пришли прихожане и даже с детьми. Мы все вместе обошли крестным ходом небольшую территорию вокруг храма, иконы поместили в храме, отслужили молебен.

Поужинали в кафе, всех женщин распределили на ночёвку по домам. Так как шёл дождь, то вещи из багажника автобуса доставать не стали, поэтому запасная обувь на случай дождя и сами дождевики, одежда у нас оказались недоступными. Нас впятером пригласила к себе Валентина, а идти до её дома километра полтора. Улицы тёмные, везде лужи, да ещё с ямами. В общем, пока дошли до дома мы все промокли, да и переодеться не во что. У нас у всех сразу полезли мысли: если уже первая ночёвка такая — с препятствиями, что же нас ждёт впереди? Но мы все понимали, что это крестный ход, что Бог нам пошлёт, то всё — наше, и надо терпеть, смиряться и не роптать. Спасибо Валентине — она нас встретила с баней, и одежду дала и спать уложила, а сама ещё жарче подтопила баньку, чтобы наша мокрая одежда высохла до утра. Рано утром её муж Николай нас отвёз до храма. Прихожане во главе с настоятелем принесли съестных припасов нам в дорогу, очень тепло попрощались и долго махали нам вслед. Дай Бог им всем здоровья и многая лета.

2 августа только выехали от с. Афанасьево у нас сломался автобус — опять препятствие. На литургию в г. Омутнинске мы уже не успели. Это был день памяти пророка Илии, поэтому по приезде в Свято-Троицкий собор (кон. XX в.) г. Омутнинска, мы прочитали ему акафист, потом помолились Божией Матери перед её чудотворным образом «Троеручица». В этом соборе, к удивлению всех, находится Гроб Господень, точная копия Иерусалимской Кувуклии. Мы тоже спускались туда — помолились, приложились. После трапезы экскурсовод нам подробно рассказала историю города Омутнинска. Затем поехали в г. Белая Холуница.

С 3 по 5 августа наш крестный ход влился в Климковский крестный ход (Пламенным младенцам), который проходит в Кировской области от города Белая Холуница. Погода была замечательная, солнечная. Пока ходили крестным ходом через поля и леса, ребята собрали много разных грибов, из которых потом наши повара приготовили вкуснейшие блюда.

После завершения Климковского крестного хода 5 августа вечером приехали в г. Слободской (городу более 500 лет) в Христорождественский женский монастырь. Нам устроили баню, накормили ужином, устроили на ночлег в комнате для паломников.

6 августа на Литургии причастились, помолились перед чудотворным образом Божией Матери «В скорбех и печалех Утешение». Эта икона была принесена монахом с Афона. Нам провели экскурсию по монастырю и по храмам г. Слободского. Были также в красивейшем Екатерининском кафедральном соборе (XVII в.). Вечером переехали в г. Киров в Свято-Трифонов Успенский мужской монастырь (XVI в.) От этого монастыря начинается Великорецкий крестный ход. Иконы свв. Владимира и Стефана поставили в Успенском Кафедральном соборе. Отслужили молебен с акафистом. Затем пошли на святой источник прп. Трифона Вятского — искупались, набрали святой воды. На ночлег поехали в с. Великорецкое в Николо-Великорецкий мужской монастырь, куда мы приходим Великорецким крестным ходом 5 июня вечером, а 6 июня весь день находимся там. Вот уж никак я не ожидала, что за лето окажусь здесь во второй раз.

Хотя уже смеркалось, я благословилась у батюшки сходить на берег реки к месту явления чудотворного образа святителя Николая, объяснив это тем, что здесь знаю все места, могу провести наших крестоходцев. Отец Александр благословил и мы буквально ринулись к реке. Места здесь очень красивые. Обычно в день празднования явления образа на реке Великой 6 июня бывает очень многолюдно и чтобы окунуться в источнике надо стоять в очереди чуть ли не весь день, а тут — никого. Разве можно упустить такую возможность? Воспользовавшись случаем многие искупались в святом источнике, даже те, кто и не собирался окунаться. Все были очень довольны. Я пригласила их прийти сюда в следующем году крестным ходом, чтобы они воочию увидели и прочувствовали сам праздник — какая здесь бывает радость и какая благодать!

Ночевали в специальном помещении для паломников, где на полу были постелены матрацы, натоплена печь, которой мы непременно воспользовались для просушивания мокрой одежды.

7 августа в Преображенском храме монастыря отслужили литургию, на которой мы причастились. Ещё раз сходили на реку Великую. После трапезы выдвинулись в поселок Мурыгино. Это тоже один из пунктов, куда приходит Великорецкий крестный ход. Икону поставили в Крестовоздвиженском соборе, отслужили молебен св. Владимиру и св. Стефану. После полудня крестным ходом направились в сторону пирса. Иконы во главе с батюшкой и десятью сопровождающими отправились водным путём по реке Вятке в город Орлов. Таким образом освящались ещё водные пространства и селения, находящиеся по берегам Вятки. Местные жители выходили навстречу и молились. Тем временем мы ждали иконы в г. Орлове в двухпрестольном соборе Рождества Богородицы. Второй престол посвящён пророку Илии. Поначалу, зайдя в храм, мы растерялись и никак не могли понять — где у них находится главный алтарь, потому что посередине храма был проход, закрытый занавеской, где мы обычно привыкли видеть царские врата. Первый раз видели храм с таким расположением престолов.

Пока ждали иконы с реки, нас успели сводить в местный музей. Вечером пошли на пристань встречать иконы. Отец Александр рассказал нам о том, как они плыли по Вятке с иконами. Оказалось, что у них загорелось судно — потушили, потом сели на мель, в винты забился песок — почистили. Из-за этих препятствий задержались до вечера. Только около 9 часов вечера вернулись крестным ходом обратно в храм. Настоятель отец Николай, который служит более 40 лет, сразу нам запомнился своей интересной проповедью. Он сказал: «Очень хорошо, что вы пришли к нам сюда крестным ходом. А вы знаете, у нас ведь нет Православия, у нас — одно язычество. Люди в храм не ходят. Всё лето копаются в своих огородах, а всю зиму лежат в больницах…Один раз придут покреститься, другой раз — отпевать и всё — настоящие язычники…» Мы стояли в недоумении, как он говорит об этом смело, ничего не утаивая. Мне подумалось, а разве у нас не так же? Ведь большинство людей, считающих себя православными, ходят именно покреститься и отпевать. Чем не язычники?

После ужина на ночлег нас устроили в спортзале. В Белой Холунице две ночи мы тоже провели в спортзале, там места много и нам понравилось, хотя спали на одних туристических ковриках.

8 августа утром пошли на Литургию, желающие причастились. Отслужив молебен, крестный ход пошёл на пристань опять к реке Вятке. В этот раз иконы отправились вплавь до г. Котельнича. Проводив иконы, мы вернулись к автобусу, прочитали акафист пророку Илии, так как небо заволокло тучами, сверкала молния. Мы молились о том, чтобы иконы с батюшкой и сопровождающими благополучно прибыли в Котельнич. Приехав в г. Котельнич вскоре мы крестным ходом пошли на реку встречать наших водных крестоходцев с иконами. В этот раз они приплыли в 6 часов вечера. Оказалось, что на реке они попали под проливной дождь. Как рассказывает отец Александр: «Было удивительное явление в природе: с одной стороны — дождь стеной, а с другой стороны — яркое солнце и огромная радуга на всё небо». В одном месте на берегу их ждали местные жители, там отслужили молебен — все мокрые, грязные, все в глине, но все счастливые. От пристани г. Котельнича иконы крестным ходом перенесли в Никольский собор. Вечером был ужин, а спали мы в храме на полу. Мне нравится спать в храме.

9 августа празднуется память великомученика и целителя Пантелеимона. На литургии мы причастились в Никольском соборе, отслужили молебен с акафистом. Это был последний храм на пути крестного хода в Кировской области. После обеда мы на автобусе поехали в сторону Вологодской области. Вечером в 8 часов приехали в Великий Устюг. Это родина свт. Стефана, поэтому, по словам о. Александра, не побывать в его родных местах мы никак не могли, хотя поначалу Великий Устюг не входил в планы этого крестного хода — уж слишком далеко на север приходилось делать крюк. Но с Божьей помощью мы оказались в этом городе. Здесь нас накормили, устроили спать на двухъярусных кроватях в здании Архиерейских покоев, где находилась также и воскресная школа. К нашей радости, здесь были душевые, стиральная машина. Мы постирали и высушили всю свою грязную одежду. Особая за это благодарность нашей старшей — Ольге.

10 августа утром мы пошли на Литургию в собор Праведного Прокопия (1668 г.) По преданию св. Прокопий попросил людей поклониться отроковице — будущей матери свт. Стефана Великопермского, предсказав, что она будет матерью великого просветителя. После Литургии и молебна крестным ходом пошли от собора Праведного Прокопия до храма во имя святителя Стефана Великопермского на городском кладбище. В 1774 г. в Великом Устюге положено основание первой церкви на городском кладбище. Деревянная церковь была освящена во имя свт. Стефана Пермского. В 1800 г. начато строительство каменного храма. В настоящее время в храме два придела: центральный — с Престолом в честь свт. Стефана Пермского, боковой — с престолом в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость».

После обеда наш автобус выехал в Вологду. Приехали туда в десятом часу вечера. Вологда — ровесница Москвы. После ужина в странноприимном доме монастыря мы отправились на ночёвку в общежитие кооперативного техникума. В этот вечер к нам присоединились ещё два крестоходца из Перми. Они специально приехали в Вологду, чтобы идти крестным ходом до Кронштадта.

11 августа в Спасо-Прилуцком Дмитриевом монастыре в нижнем храме приложились к мощам св. Дмитрия Прилуцкого — основателя монастыря и к мощам других святых. Погода в это время в Вологде была совсем летняя. Нам сказали, что первый день у них такая тёплая погода. Нам повезло — во многих местах, где мы проходили было тепло и солнечно по летнему, хотя, казалось, шли по северу России. По Вологде ходили крестным ходом, заходили в разные храмы, прикладывались к иконам, к мощам многих святых. С нами была экскурсовод Лариса. Она нам подробно рассказывала о храмах, о святых.

Рядом с кладбищем стояла часовня Герасима Вологодского, основателя первого монастыря на севере России в XII веке. Троице-Кайсаров монастырь просуществовал 400 лет до 1612 г. Посетили храм святого праведного Лазаря Четверодневного на кладбище, храм Дмитрия Прилуцкого на Наволоке, храм свт. Николая во Владычной Слободе, где покоятся мощи свт. Антония Вологодского и Великопермского, храм Иоанна Предтечи (1710 г.), церковь свв. Константина и Елены. В Софийском соборе, построенном при Иоанне Грозном, служился молебен. Лариса показала нам в центре города место нахождения деревянного храма «Спас обыденный», который был построен жителями города по обету за один день во время чумы, поэтому и называется «Обыденный». На его месте нынче стоит огромный крест.

Пройдя по Вологде крестным ходом, ближе к вечеру наше шествие выдвинулось в г. Кириллов, прибыли мы в Кирилло-Белозерский монастырь около 9 часов вечера. Кирилл Белозерский, основатель этого монастыря был учеником прп. Сергия Радонежского. Увидев стены и башни монастыря, мы так и ахнули — какая мощь, какие масштабы!!! Я была во многих монастырях, но нигде не видела таких огромных стен и башен, и такой размах. Настоящая крепость, которая построена в оборонительных целях. Так как было уже поздно, то ужин на скорую руку нам приготовили наши же повара. Гвоздём трапезы стало черничное варенье — для нас это вообще экзотика. Очень вкусное!

На ночь мужчин устроили в богадельне рядом с монастырём, а нас повела Светлана в дом отдыха работников какого-то предприятия. Хотя пришлось идти пешком километра полтора, но зато там было по-домашнему уютно. Светлана угостила нас вкуснейшими пирогами с картошкой местного производства. Чай, кофе, сахар, очень вкусное варенье, хлеб — всё это лежало уже на кухне. Ночевали мы здесь две ночи — 11 и 12 августа, поэтому при желании можно было подкрепиться.

12 августа с утра светило солнце, день обещал быть тёплым. Да к тому же у одной из наших любимых певчих был день рождения. Мы с утра поздравили Ольгу. Затем после молебна в храме и после завтрака пошли крестным ходом в Ферапонтов монастырь. Из монастыря нам дали в помощь провожатого, потому что предстояло идти через дремучий лес. Дорога была, конечно, ужасная — после дождей сплошные лужи и грязь. Приходилось идти по обочине, перескакивая через канавы и ветки. А ребята ещё умудрялись как-то нести иконы. Отец Александр нас сразу предупредил, что леса здесь дикие и водятся в них разные дикие животные, звери: лоси, кабаны, медведи, змеи. Отставать и заходить далеко в лес нельзя. Пока передвигались по лесу, кажется, мы сами распугали всех лосей, кабанов, медведей и змей — никто к нам навстречу так и не вышел…

Привал был в заброшенной деревне, где до сих пор сохранились садовые насаждения. Вот уж мы вдоволь наелись смородины, вишни и малины. И каждый старался угостить нашу именинницу. Природа очень красивая. Солнце светит, небо голубое в облаках, в одном месте видели крест на небе. В половине третьего мы пришли к озеру все грязные. Сразу пошли на мостик мыть руки, ноги, обувь. Здесь нас ждали с горячим обедом. После трапезы и небольшого отдыха пошли дальше.

В Ферапонтов монастырь пришли в половине шестого вечером. Приложились к мощам св. Ферапонта, заходили в надвратный храм, где находится фелонь св.пр. Иоанна Кронштадского. Когда-то он здесь служил. Затем по высокому берегу прекрасного озера отправились к деревянному храму Нила Сорского. Мощи его находятся под спудом. В этот день мы прошли около 25 км. Ещё днём нам батюшка сказал, что вечером нас ждёт ресторан. Мы, конечно, не поверили — какой ресторан в крестном ходе? Батюшка любит пошутить, ну и мы подхватили его юмор и добавили ещё от себя — мол, ужин при свечах вечером в ресторане… Мечтать не вредно.

Каково же было наше удивление, когда вечером нас привезли в г. Кириллов к ресторану «Сиверский» (По названию близлежащего озера). Заходите, мол, уважаемые, сейчас будем здесь ужинать. Мы растерялись: «Кто ходит в ресторан в таком виде?» Мы были одеты и обуты — кто в чём. Прошли по такой грязи… и в ресторан? Лично у меня на ногах были галоши. Нынче выпускают такие лёгкие аккуратные галоши с утеплением внутри и с каймой поверху. Да, в галошах я ещё не ходила в ресторан… надо обязательно сходить. Придётся написать рассказ «Как я в ресторан в галошах ходила». Ради этой идеи специально сфотографировалась на фоне ресторана «Сиверский».

Что мне ещё нравится в крестном ходе — так это свобода от предрассудков во всём: спишь там, где упадёшь, только успей подстелить коврик, ешь с удовольствием то, что тебе дадут, одеваешь то, что тебе удобно, ходишь в ресторан в галошах, да и везде ходишь в таком походном виде, вдобавок ещё с рюкзаками да баулами и не чувствуешь вины перед окружающими из-за этого.

13 августа после завтрака в Кирилловом монастыре к нам подошёл глава администрации города. Мы поблагодарили его за тёплый приём, а он в ответ сказал нам удивительные слова: «Спасибо вам за святость». Уж не знаю, что и думать, таких слов я не слышала ранее, может у них так заведено — живут ведь в святом месте.

Добравшись до реки, нам немного пришлось подождать паром с противоположного берега. Переправившись на пароме через реку Шексну, далее мы пошли пешком в г. Белозерск. В этот день почти до вечера шёл дождь — то сильный, то слабый, поэтому пришлось идти в дождевиках. А на привале некоторые даже прятались в машинах ГИБДД и скорой помощи, которые следовали за нами.

В половине шестого вечера пришли крестным ходом до места назначения — г. Белозерск. Здесь недалеко друг от друга стояли два храма: повыше — Успенский храм (XVI в.), а пониже — храм Богоявления (сер. XVII в.). На территории храмов на разных ярусах очень много разных цветов, кругом розы — очень красиво! Пока стояли возле трапезной, я услышала разговор женщин, которые с нами прошли этот отрезок пути крестным ходом: «Такое чувство: как на крыльях пролетела, всё скинула с себя, всё ушло, такая благодать!». После ужина была баня, поэтому в храме Богоявления, где мы ночевали, нам специально включили отопление, так как ночи были уже холодные. 14 августа начинается Успенский пост, поэтому накануне вечером 13 августа прямо в храме устроили общий стол и съели все скоромные припасы — молочные продукты, печенье, булочки. Кстати, надо отметить — в Кировской и Вологодской областях очень вкусные натуральные молочные продукты.

14 августа мы прибыли в г.Череповец в Воскресенский собор, который стоит на территории бывшего Череповецкого мужского монастыря, основанного в 1362 г. Праздничную литургию здесь служил епископ Череповецкий и Белозерский Флавиан. Затем прошёл крестный ход с иконами свв. Владимира и Стефана Великопермского вокруг Соборной горки. На берегу реки Шексны напротив бронзового памятника основателям города — Афанасию и Феодосию Череповецким отслужили молебен. Недалеко от Воскресенского собора в часовне находятся мощи прп. Филиппа Ирапского , которые были обретены в 2000 году. К сожалению, нам не удалось приложиться к мощам пустынника-чудотворца, так как в этот день часовня была закрыта.

После обеда крестный ход выдвинулся в с. Мяксу. Дойдя до чудесного деревянного храма Иоанна Предтечи в с. Мякса пошли до Рыбинского водохранилища на то место, где с 1999 года ежегодно накануне престольного праздника в ночь на 7 июля проходят «Леушинские молитвенные стояния ». Это плач об утраченном затопленном Леушинском монастыре (в начале XX века подвизалось около 700 сестёр), а в его образе и о всех уничтоженных и поруганных храмах и обителях Святой Руси. Мы тоже отслужили молебен возле деревянного креста на побережье Рыбинского водохранилища и вернулись в храм крестным ходом. Затем нам провели интересную экскурсию и беседы в местных музеях, расположенных в двухэтажной деревянной школе прошлого столетия. Нам рассказали немало интересных и поучительных историй из жизни православных жителей, о преподавании в воскресных школах и печальную историю о затоплении огромных земель и населённых пунктов под Рыбинское водохранилище, на память подарили книги: «Народное почитание иконы Божией матери «Аз есмь с вами, и никтоже на вы » и «Леушинское стояние». Вернувшись в храм, поужинали и устроились на ночёвку в классах на полу. На стенах классов висели очень красивые большие фотографии: местный пейзаж, люди, животные…

15 августа после завтрака был молебен в храме. В этот день нам предстояло переехать в Ленинградскую область. Почти весь день мы ехали в г. Тихвин, по пути снова проехали г. Череповец. Обратили внимание на автобус 39 маршрута, на котором было написано: «Не в силе Бог, а в правде. Люби свою Родину, аки матушку родную». Рядом — изображение св.кн. Александра Невского. После полудня во время стоянки в лесу мы напали на чернику так, что нас еле дозвались из леса, чтобы ехать дальше. У нас у всех и руки и губы были сине-чёрные, но зато такие довольные. Как нам показалось — леса здесь более редкие, чем в Вологодской области, видимо, их специально прореживают, чтобы можно было заходить. Рядом с лесом вдоль трассы проложены тротуары так, что можно ездить на велосипедах. Нас это удивило, да и завидно стало немного — вот бы и у нас также сделали…

Ближе к вечеру приехали в г. Тихвин в Успенский монастырь, святыни занесли в Успенский собор (XVI в.). Нас устроили в специальных домиках для паломников. Там было тесновато, но зато тепло и спали на кроватях. Вечером после ужина помолились на всенощном бдении, затем готовились к Причастию. Главная святыня монастыря — это икона Тихвинской Божией Матери. Написана она апостолом Лукой, была в Иерусалиме, Антиохии, Византии. В 1383 г. икона явилась в этих краях. С 9 октября 1944 гг. началось долгое странствование чудотворного образа по Европе и Америке. Кроме святынь в Тихвинском монастыре запомнился хлеб, который здесь пекут сами. Он был настолько вкусным, что мы съели его без всяких добавок, просто запивая водой.

16 августа на воскресной литургии в Успенском соборе причастились. После обеда успели съездить а Антониево-Дымский мужской монастырь, одну из древнейших обителей Северной Руси. Приложились к мощам прп. Антония Дымского (XIII век). По возвращении оттуда отслужили молебен с акафистом перед чудотворным образом Тихвинской Божией Матери в Успенском соборе. Потом крестным ходом пошли до Введенского монастыря, который находится на реставрации. Здесь тоже отслужили молебен и направились в Покрово-Тервенический женский монастырь, которому чуть более 20 лет. Ужинали в трапезной все вместе. Кормили нас везде вкусно, но в этом монастыре как нигде было очень много специй, салатов, овощей и очень вкусное повидло. Вечером по темноте с благословения о. Александра некоторые смельчаки пошли купаться на святой источник и на озеро.

17 августа утром мы тоже успели искупаться в озере. Вода была удивительно тёплая, мы даже не ожидали этого, поэтому купались с удовольствием. После завтрака был молебен в храме, а затем почти целый день шли до Введено-Оятского монастыря. Во время шествия обедали прямо в лесу, вдобавок мы паслись на полянках — наелись черники, брусники, ещё с собой набрали. Отец Александр ещё раз напомнил нам о том, что здесь ходят дикие звери, далеко в лес не заходить. Мы сами видели двух ядовитых змей — медянок, выползших на асфальт навстречу крестному ходу, обошли их и пошли дальше. На привале на меня даже ящерица забралась. Я читала о том, что всякая Божия тварь чувствует и стремится к благодати. Навстречу крестному ходу выходят дикие звери, животные, пресмыкающиеся. Сама лично видела однажды лошадей в загоне. Увидев нас, идущих крестным ходом рано утром (в другом крестном ходе), они заметались по загону, ржали и были готовы перепрыгнуть через забор, чтобы идти за нами. В Великорецком крестном ходе на привале в Горохово во время отдыха на меня тоже каким-то незаметным образом заползла огромная жаба и пригрелась прямо на груди, пока я её не заметила. А собаки там идут весь крестный ход, тоже «молятся» за нас грешных. Всякое дыхание да хвалит Господа! Это я отвлеклась немного.

В половине седьмого вечера пришли в Введено-Оятский женский монастырь. Здесь погребены родители прп. Александра Свирского Стефан и Васса (конец XV в.). Есть чудотворный источник с родоновой водой. После молебна нас накормили ужином, к нашей радости, на столе были разные ягоды. Под самый вечер мы отправились в деревню Надкопанье.

Прибыли в огромный пятипрестольный храм Рождества Христова, обошли его крестным ходом. В храме отслужили молебен. Специально для нас было организовано выступление православной певицы и композитора, лауреата и дипломанта международных и всероссийских конкурсов Лилии Евсеевой. Она даёт концерты, в том числе благотворительные, в разных городах России и зарубежья, на профессиональных сценических площадках, а также в храмах, воинских частях, реабилитационных центрах, в местах лишения свободы, детских домах, интернатах. Лилия (в крещении Лия) является духовным чадом настоятеля храма игумена Антония. Приехала специально из Петербурга, чтобы своим участием подбодрить нас на последнем участке пути по Ленинградской области. Недаром даже в песне поётся: «Последний бой он трудный самый». Для всех участников крестного хода в подарок привезла свои диски под названием «Корабль спасения». Корабль спасения — это тот самый Морской собор в Кронштадте, который является конечной точкой нашего крестного пути. После выступления Лилия подписала нам свои диски. Спаси её, Господи! Да поможет ей Господь в её дальнейших начинаниях!

На ночёвку нас устроили в комнате для паломников на втором этаже, а на первом этаже расположена трапезная. Вечером за чаем один из наших организаторов Леонид Владимирович сказал, что завтра предстоит очень трудный и сложный участок пути, поэтому возьмут туда не всех.

18 августа на завтрак нам дали очень вкусную овсяную кашу. Она мне особенно запомнилась, потому что овсянку я люблю, а давали нам её за всё время пути всего несколько раз. После завтрака пошли до д. Сторожно. На привалах в лесу опять наелись черники, брусники. Дорога была очень сложная — одни ямы. Недаром сказали, что автобус наш туда не пройдёт. Даже легковые автомашины здесь передвигались со скоростью черепахи. Сначала мы пришли в белый каменный храм свт. Николая Чудотворца. Это единственный двухэтажный храм на побережье Ладожского озера (сер. XVI в.), имеет три престола. В нижнем приделе Успения Божия Матери отслужили молебен. Рядышком находится деревянный храм, построенный на месте погребения прп. Киприана Стороженского, основателя Николо-Стороженского мужского монастыря (освящён 2012 г.) На гранитной плите надпись: «На сем месте погребён святыя обители сия начальник строитель преподобный КИПРИАН преставился в лето в 1598 году». Оба храма в д. Сторожно приписнаны к храму Рождества Христова в д. Надкопанье.

Монах Варлаам (Карабашев) всем нам подарил на память свою книгу «Нить Ариадны от времени святого князя Александра Невского» и иконку прп. Киприана Стороженского. На летней веранде нам устроили обед. Перед отбытием мы пошли к Ладожскому озеру, по валунам дошли до самой воды, попробовали на вкус — вода несолёная, умылись. Когда ещё умоешься в водах Ладожского озера?

До д. Сторожно ходили не все участники крестного хода, так как дорога была очень сложная. Они остались в с. Загубье, общались с отцом Александром, настоятелем храма вмч. Пантелеимона на тему семейных отношений. Санкт-Петербургская епархиальная комиссия по вопросам семьи, защиты материнства и детства разработала программу подготовки к вступлению в брак и к Таинству Венчания «Счастье навсегда» и программу для супружеских пар «Семейный диалог», на основе которых проводятся специальные занятия с молодыми людьми и супружескими парами. По словам о. Александра, в скором времени такая программа будет действовать и в Екатеринбурге. Подробности можно узнать в Интернете.

Ближе к вечеру оставшиеся в с. Загубье крестоходцы встретили нас возле чудесного деревянного храма, накормили тушёной картошкой с кабачками, приготовленными на костре. Очень вкусно и необычно. Все были очень довольны: мы — тем, что крестным ходом ходили до побережья Ладожского озера, а оставшиеся в с.Загубье — тем, что беседовали с о. Александром. Вечером все на автобусе поехали в Свято-Троицкий Александра Свирского мужской монастырь. Места здесь очень живописные, рядом находится озеро Рощинское, окружённое лесом, на противоположном берегу озера расположен Пантелеимоновский скит (XIX в.). После ужина на ночлег нас устроили в Преображенском соборе (XVII в.): женщин — наверху на клиросе, а мужчин — на полу. В приделе прп. Александра Свирского помолились, приложились к его мощам, прочитали правило к причастию.

19 августа двунадесятый праздник — Преображение Господне. Утром я встала рано. Над озером был густой туман, посмотрела на восход солнца. Такая красота вокруг! Мы оказались на литургии в престольный праздник, причастились. По традиции в этот день вокруг собора ходят крестным ходом, освящают плоды. После литургии открыли мощи преподобного. Александр Свирский — это единственный новозаветный святой, видевший Бога в Трёх Лицах. Почил он без малого 500 лет назад, но мощи сохранились в необъяснимом наукой состоянии — они сохраняют объём, форму и цвет живого тела. Мы приложились прямо к руке и ноге — они не холодные. Чудеса, да и только!

После обеда Владимирский крестный ход выдвинулся в Старую Ладогу. Старая Ладога — это древняя столица Руси, здесь начали свое правление Рюрики. Пришли крестным ходом в Старую крепость, отслужили там молебен. Затем пошли до Староладожского Свято-Успенского девичьего монастыря и до собора Рождества Иоанна Предтечи. А вечером мы были уже в Новой Ладоге. Ночёвку нам определили в Доме культуры на полу, на занавеске большими буквами было написано «Золотая свадьба». Ну вот, в ресторане мы уже были, теперь ещё и на золотой свадьбе побываем до самого утра. Перед сном мы успели прогуляться до реки Волхов. Там на берегу, прямо на земле стояли два судна, как памятники, а рядом на мемориальной доске высечена надпись: «11 сентября 1941 г. отсюда начала действовать Ладожская коммуникация, связывающая блокадный Ленинград со страной и названная Дорогой жизни. Успешное действие военной трассы обеспечивали корабли Ладожской военной флотилии и суда Северо-Западного речного пароходства».

20 августа в четверг утром пошли в собор Рождества Пресвятой Богородицы. Рядом стоял полуразрушенный храм свт. Николая Чудотворца (XIV в.). До начала службы было ещё время и мы с Татьяной решили подняться по винтовой лестнице к образу свт. Николая Чудотворца, который был прикреплён высоко наверху на внешней стороне стены храма и смотрел прямо на реку и благословлял всех путешествующих. Прочитали акафист свт. Николаю, приложились, попросили благословения на дальнейший путь до Кронштадта.

Литургия служилась в соборе Рождества Пресвятой Богородицы в приделе евангелиста Иоанна Богослова, апостола любви, как принято считать. Именно здесь настоятель храма отец Алексий сказал очень проникновенную проповедь о любви. Он сказал: «Мы все разные — разный язык, разная культура, разные традиции, привычки. Когда все одинаковые — это куча песка, а когда разные — это механизм, организм, тело. Господь сказал: «По тому узнают все, что вы Мои ученики, если будете иметь любовь между собою» (Ин. 13, 35). Нынче особенно ощущается дефицит любви. Самая сложная христианская наука — это сохранять любовь. Любовь поселяется в тихом смиренном сердце, а в гордом бушующем сердце нет ни смирения, ни любви. Мы все Христовы, поэтому должны преодолевать все различия и разногласия и проявлять любовь друг к другу».

После окончания литургии обошли крестным ходом все храмы Новой Ладоги. Первый молебен отслужили перед старинным полуразрушенным храмом свт. Николая Чудотворца (XIV в.), затем дошли до церкви Климента Римского и Петра Александрийского, на колокольне которой уже растут деревья, соответственно службы здесь не проходят. Также помолились перед храмами Спаса Нерукотворного и вмч. Георгия Победоносца. После трапезы поехали в направлении Санкт-Петербурга. Вечером приехали в храм Святой Троицы (XVIII в.) Красного Села. Красное Село имело важное стратегическое значение при обороне Ленинграда во время Великой Отечественной войны. Здесь в последний раз нам устроили баню перед Кронштадтом, накормили, спать устроились в храме на полу. Некоторых крестоходцев прихожане взяли к себе домой, мы вшестером пошли ночевать к Ирине в её дом. Там же помылись, подготовились к причастию. Ирина постирала нашу одежду в стиральной машине. Спасибо ей за всё.

21 августа утром на Литургии причастились. Затем крестным ходом пошли по Красному Селу. Погода была по-летнему очень тёплая. На первой остановке у вечного огня отслужили литию по погибшим воинам. Вторая остановка была у храма св. блгв. князя Александра Невского. Здесь служился молебен. Нас встретили с постными бутербродами крестоходцы из Красного Села, которые прошли с нами пешком от Тервенического до Введено-Оятского монастыря 30 км. пути. Ещё мы узнали, что храм св. блгв. князя Александра Невского никогда не закрывался и наш нынешний патриарх Кирилл, оказывается, в детстве здесь прислуживал своему отцу, священнику Михаилу. После водосвятного молебна у триумфальной Арки Победы крестный ход выдвинулся в Стрельну. Был привал на аэродроме, где неподалёку стояли маленькие самолёты. Сделали остановку в храме св. Андрея Критского. А в храме в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» сделали остановку для молебна.

В 3 часа дня пришли в Свято-Троицкую Сергиеву Приморскую мужскую пустынь, основанную в 1732 г. Иконы свв. князя Владимира и Стефана поместили на втором этаже храма прп. Сергия Радонежского, отслужили молебен. Приложились к святым мощам архимандрита Варлаама, первого настоятеля обители, схимонаха Михаила (Чихачёва), архимандрита Игнатия (Малышева), ставшего настоятелем после архимандрита Игнатия (Брянчанинова). Игнатий Брянчанинов стал настоятелем обители в 1834 г. и управлял ею более 20 лет. Здесь он написал значительную часть своих произведений.

На отрезке пути от Красного Села до Стрельны к нашему крестному ходу присоединились жители Красного Села. На обед всех нас пригласили в огромную трапезную внушительных размеров и всем подарили Псалтирь и акафист св. равноап. вел. кн. Владимиру. Это красочно оформленное юбилейное издание с надписью: «Участнику Крестного хода из г.Пермь в г. Санк-Петербург в память 1000-летия преставления святого равноапостольного великого князя Владимира от Администрации Петродворцового района Санкт-Петербурга на молитвенную память 21.08.2015». После трапезы нам провели экскурсию по монастырю. На ночь поселили в очень уютной гостинице для паломников, где можно было и помыться и постирать. Когда находишься много дней в пути, то возможность помыться и постирать — это для нас второе счастье после причастия. Здесь мы провели последнюю ночь в этом крестном ходе. Со второго этажа гостиницы уже виднелся Финский залив…

22 августа после завтрака в 6 часов утра сфотографировались для общей фотографии во главе с отцом Александром на фоне храма прп. Сергия. Потом поехали в порт. На нескольких небольших кораблях поплыли до Кронштадта по Финскому заливу. На пристани г. Кронштадта крестный ход встретили внутренние войска России, священнослужители Морского собора и горожане. Иконы торжественно крестным ходом перенесли в Морской собор свт. Николая Чудотворца. На якорной площади перед собором собралось около 10 тысяч человек — ведь в этот день было сразу три праздника: присяга юных моряков, день Российского флага и встреча крестного хода из Перми. Божественную литургию возглавил епископ Кронштадтский Назарий, викарий Санкт-Петербургской епархии. После литургии всем участникам крестного хода, которые прошли от Перми до Кронштадта вручили грамоты с надписью «В память о крестном ходе по случаю 1000-летия преставления святого равноапостольного князя Владимира. 22 августа 2015», с печатью Никольского морского собора и подписью настоятеля архимандрита Алексия (Ганьжина). Участники крестного хода на память ещё раз сфотографировались на фоне Морского собора. Икону свт. Стефана Великопермского передали в дар и оставили в Морском соборе. Её на веки установят там с надписью о том, что она была принесена крестным ходом из Перми.

Если вы когда-нибудь окажетесь в этом красивейшем Морском соборе Кронштадта, то знайте, что икона свт. Стефана Великопермского была принесена туда крестным ходом через многие города и веси полями, лугами, лесами, болотами. И по пути шествия многие тысячи верующих встречали её с трепетом и благоговением, проходили под нею, прикладывались. Во всех храмах и монастырях служились перед ней молебны, каждый молился и просил о своём. И кто знает, пройдут годы, вырастут дети, внуки, приедут в Кронштадт в Морской собор, увидят икону свт. Стефана Великопермского и скажут, что вот эту икону в 2015 г. крестным ходом принесли сюда мой папа или моя мама, мой дедушка или моя бабушка, мой прадед или моя прабабушка… И кто знает, те путники, которые встречались на нашем пути, которые видели как крестным ходом идут люди неизвестно куда и неизвестно зачем — может они когда-нибудь уверуют по настоящему и вспомнят и про наш крестный ход, а может вспомнят и имя святого, изображённого на иконе. Ведь крестные ходы — это проповедь евангелия, проповедь о Христе, проповедь о том, что пора менять в своей жизни что-то, что не даёт так же подняться с места и тоже идти проповедовать о Христе.

Преодолен путь в 2000 километров от Перми до Кронштадта, из них около 700 км пройдено пешком. Основных участников крестного хода, которые прошли весь путь, было около 50 человек. Большинство их них были из Пермского края, а также из Республики Коми, Свердловской, Кировской, Вологодской и Ленинградской областей. Из Татарстана нас было двое. Среди нас были и пенсионеры и молодёжь, были монахи и монахини. Самой юной участнице было 14 лет (она шла с мамой), а самой старшей — 76 лет. Свои основные вещи: тёплую одежду, запасную обувь, спальные мешки мы сдавали в наш автобус, а в пеший путь с собой брали только маленький рюкзачок с документами, водой, едой, дождевиком, медикаментами и другими необходимыми принадлежностями. Питание у нас было в основном постное, а с началом Успенского поста — только исключительно постное. Ходили мы всегда строем по 2 или по 3 человека, это зависело от ширины дорог, по которым мы шли. Впереди с фонарём, крестом, хоругвями и иконами всегда шли мужчины, за ними — певчие, а потом — все остальные женщины. В строю шли с постоянной молитвой — сначала пели мужчины, потом — женщины, поочерёдно пропевая Иисусову молитву.

По пути следования в городах и сёлах служились молебны. По благословению о. Александра ещё до начала крестного хода мы написали записки о здравии и упокоении своих родных и близких и молились за них в пути, прочитывая записки на литургиях и на молебнах. Также подавали записки в тех храмах, куда заходили крестным ходом. Каждый молился, как мог, и каждый — о своём. Молились за Россию, за Украину и за мир во всём мире — как и положено в крестном ходе. В крестном ходе  незримо присутствуют ангелы, и молитвами освящается вся земля вокруг.

Что ещё запомнилось и радовало: вокруг всех храмов, куда мы приходили крестным ходом, были посажены декоративные кусты, цветы, и притом — почти везде разные, были даже подсолнухи. Всё радует взор — такая красота кругом! Мы ходили, разглядывали, фотографировали. Любят наши украшать Дом Божий. К нашему удивлению, оказывается, на севере России ещё нет газопровода. Во многих храмах стояли печи, которые отапливались дровами и углём. По дороге тоже во многих местах видели поленницы с дровами. А кошки… Кажется, не было такого храма, вокруг которого не ходили бы кошки. В Череповце наш крестный ход встретили аж пять кошек сразу.

В храмах нас встречали местные жители, затем они тоже присоединялись к нам до какого-то пункта. Так мы и передвигались к конечной цели. Новенькие, не имевшие опыта многокилометровых походов, конечно, быстрее уставали, набивали мозоли, у некоторых от нагрузки начинали болеть суставы так, что приходилось выходить из крестного хода. Отец Александр благодарил всех за понесённые труды во славу Божию: и новеньких крестоходцев, и тех, кто нас встречал, кормил, поил, давал ночлег, и говорил им утешительные слова из Евангелия: «И кто напоит одного из малых сих только чашею холодной воды, во имя ученика, истинно говорю вам, не потеряет награды своей» (Мф. 10, 42). Ведь для кого-то пройти 10 км. ничего не стоит, а кому-то 1 км. и даже несколько шагов даются с трудом, но Господь видит расположение сердца каждого и никого не оставит без награды».

На душе радостно — слава Богу, дошли до конца. Но немного грустно от того, что завершился крестный ход. Скоро мы все разъедемся по своим городам. В моей жизни это первый многодневный крестный ход. Был опыт небольших крестных ходов до семи дней, где в каждом крестном ходе время проживается по-особенному и приобретается свой опыт. Я безмерно счастлива, рада и благодарна Господу, что сподобил меня пройти этим крестным путём, познакомиться с замечательными людьми, побывать во многих храмах и монастырях Русского севера, поклониться мощам многих святых. Всё это даёт возможность увидеть себя со стороны, познать свои немощи, слабости, увидеть бесценный опыт общений между ближними, которых Бог собрал в одном месте не на один, не на два дня, а почти на месяц. В крестном ходе всё как на ладони — все страсти и немощи вылезают наружу. Время нахождения в крестном ходе — это как проживание жизни в убыстрённом, концентрированном, если можно так выразиться, варианте. Если, живя в миру, мы обнаруживаем свои недостатки, прожив какие-то ситуации или потрясения (в том случае, если наблюдаешь за собой и делаешь выводы), то здесь это происходит буквально каждый день и час — только успевай за собой замечать, потому что в крестном ходе каждый час, а то и чаще меняются ситуации, обстоятельства, местность, соответственно — настроение и самочувствие. Здесь как на войне: расслабляться нельзя, иначе не достигнешь цели. Таким образом, приобретается ценнейший опыт в познании себя. А познание себя, своих немощей и своих грехов, по словам святых отцов, это и есть путь к спасению. Тот, кто не видит своих грехов, тот не просит о помощи, не просит Спасителя спасти его, тонущего и погибающего. В этом смысле опыт, приобретённый в крестном ходе, особенно в многодневном, дорогого стоит.

В завершение хочу поблагодарить всех: организаторов крестного хода — Пермское землячество в Санкт-Петербурге; нашего предводителя — протоиерея Александра Петропавловского, который имеет огромный опыт проведения таких многодневных крестных ходов; всё священноначалие, настоятелей и настоятельниц монастырей, прихожан, администрации городов и селений Пермского края, Кировской, Вологодской и Ленинградской областей, которые принимали крестоходцев — кормили, поили, давали ночлег; всех участников крестного хода, которые поддерживали друг друга в трудную минуту, помогали чем могли; всех, кто за нас молился пока мы были в пути; всех благотворителей и жертвователей; всех, кто принимал участие в проведении этого крестного хода. Дай Бог всем здоровья и многая, многая лета! Божьего благословения во всех делах!

Слава Господу Богу и всем святым Его! Святый равноапостольный великий княже Владимире и святителю отче Стефане молите Бога о нас!

(Р)