Публикации

Вавилонский урок

Дата: 07.03.2023

Автор: Иерей Александр Ворошилов

Все публикации автораВсе публикации автора

Просмотров: 16535

Вавилонский плен

Сильный духовный упадок левитов, обилие жертвенников чужим богам, языческие культы, отступление от Завета с Богом, развращенность царей обоих государств народа Божия — все это привело, пожалуй, к самой трагичной странице в истории евреев — разрушение Иерусалима и переселение в Вавилон. Пленение ввело народ избранный в ощущение полной катастрофы всего происходящего. Евреи в одночасье стали изгнанниками из своей страны в земли иных верований и чужих обычаев. Переселение коснулось самого важного пункта в религии ветхозаветного Израиля, поразило его в «самое сердце»: был разрушен Иерусалим, сожжен Храм, а с ним и погибла величайшая святыня богоизбранного народа — Ковчег Завета. Указанные ценности были не просто величайшими святынями — они являлись сердцем Израиля, которое своим существованием и функциональностью знаменовало присутствие Божие. Но в сложившейся ситуации духовная жизнь евреев не только не деградировала, не прекратилась, а наоборот, как это часто бывает, воспрянула в лице пророков, книжников, раввинов, приобретая для себя новые формы.

В сложившейся ситуации перед Израилем появилась двоякая задача: оценить реальную катастрофу плена и её причины, а во-вторых надеяться на то, что Бог не оставил Свой народ, и что возможна дальнейшая жизнь с Богом в невыносимых, тяжелейших условиях чужбины. Первую задачу решали писатели Священной Истории, взявшиеся изложить историю богоизбранного народа от Ханаана до позорного изгнания с земли обетованной. Решение второй задачи возлагалось на пророков плена, бывших плоть от плоти народа, и старавшихся всячески утешить кровоточащую рану Израиля.

Вавилон

Что же представлял из себя Вавилон в период плена народа Божия? Вавилон находился в обширной низине двух рек: между Тигром и Евфратом. Город был одноименной столицей огромного государства, величайший и богатейший на земле в то время. Он имел великолепные и величественные храмы и дворцы. Главный дворец, помимо своего величия и роскоши, имел одно из чудес света — висячие сады. По описанию археологов его размеры вдвое превышали размеры Иерусалима. Главный храм в этом городе богатства был посвящен Бэлу и имел вид огромной башни, напоминающий всем о попытке людей достигнуть Бога с помощью материальных благ и гордыни.

Не стоит упускать и тот факт, что город Вавилон был не только политическим центром, но и религиозным. Так, например, при раскопках была найдена таблица, на которой были высечены надписи, гласящие: «В общей сложности есть в Вавилоне 53 храма верховных богов, 55 храмов Мардука, 300 молелен для земных богов, 600 — для небесных богов, 180 — для богов Нергала и Адада, 180 алтарей богини Иштар, и 12 алтарей, посвященных различным другим божествам». Сам город был огромных размеров для того времени 500 кв. км. Помимо этого город был основательно защищен рвом, шириной 9 метров и стенами, в ширину около 25 метров, в высоту около 50 метров. Чтобы представить ширину стены, скажем, что по ней спокойно могут проехать в ряд бок о бок 11 автомобилей. Также было сооружено 250 сторожевых башен до 30 метров возвышающихся над стенами города. По оценкам современников город считался полностью неприступным, но Премудрый Бог положит конец и этой твердыне, дабы утверждался человек не в земном, но в небесном.

Внешнее и религиозное состояние иудеев

Стоит отметить, что плененный народ чувствовал себя на чужбине довольно фривольно. Большей частью евреи были расселены в самом Вавилоне, где им представлялись отдельные кварталы, наименьшей же частью в окрестных городах. Богоизбранному народу давали тяжелую работу, но это никак нельзя сравнивать с тяжкими работами евреев в Египте (хотя такая гипотеза существует в умах некоторых протестантских и православных исследователей XIX века). Ведь евреи были близки к халдеям как культурно, так и по языковому признаку. Единственное, что их различало, была религия. Однако при религиозном отличии и юридическом рабстве евреев, ничего не помешало им занимать высокие чины, как в придворной, так и в политической жизни Вавилона. Об этом нам свидетельствует книга Есфири, написанная хоть и позже плена (около II века до р.х.), но ясно отражавшая положение еврейской общины того времени.

Иудаизм пережил со времен спокойной жизни Израиля серьезные изменения. Будучи религией народной и коллективной, а при царе Иоссии стал еще и национальной. Иудеи были слишком уверенны, что Бог, у которого местом пребывания служит единственный в мире храм в Иерусалиме, никогда не допустит порабощения народа и разрушения святыни (Иер. 7, 4). Но таковое случается и вместо мести и ненависти к захватчикам, в народе происходит серьезное духовное перерождение. В народе появилось желание внутреннего обновления, «сердца сокрушенного» и «духа правого». Все это свидетельствует о серьезном переосмыслении своего состояния и желание выбраться, с помощью Божией, из тяжелейшего кризиса. В этот момент истории пропадает коллективное верование Единому Богу и появляется новый тип взаимоотношений Бога и человека — личностный.

Развитию и воспитанию в еврейском обществе идеи личностного отношения с Богом способствовал пророк Иезекииль, который напоминал своим слушателям в период плена о том, что перед Богом стоит не толпа, а человек в отдельности. Что не сможет человек спастись праведностью другого (Иезек. 18, 1-20) и потому не может быть судим «за компанию» со всеми. Духовное обновление происходит раз и навсегда и об этом свидетельствует новый сложившийся тип гимнографических псалмов — хокмический (яркие примеры Псалмы 105, 106, 135, 136, 147). Если авторам псалмов прежде открывался закон, необычайной красоты природа или воспоминания исторических событий, то в плену для них наконец-то открылась реальность присутствия Бога, которую они переживали как высшую и главную реальность.

Новый этап развития

Итак, храм разрушен, плен, невозможность совершать жертвоприношения по Закону. Прежде иудеи были народом Божиим лишь постольку, поскольку жили возле своих алтарей. Теперь же народ Божий начал осознавать себя как носителя и хранителя богооткровения, а своё единство — как реальность не только психологическую и культурную, но также и духовно-мистическую. Все это дало толчок новой молитвенной и учебной практике — синагоге, а вместе с ней и раввинату. Возрождение повлекло за собой потребность в оживлении закона и старых преданий. За этот нелегкий труд взялись люди, которые впоследствии будут называться книжниками. Именно они стали собирать разрозненные священные и гражданские книги. Первые были собраны в особый канон или сборник, получивший значение книги Закона Божия для народа. В свою очередь вавилонская культура не могла не оставить своих следов на иудеях. Всего сильнее было влияние ее на язык, который подвергся существенному изменению: древний еврейский язык был забыт и на его место выступил язык арамейский, то есть сирохалдейский, который и сделался народным языком иудеев последующего времени и на котором написаны позднейшие произведения иудейской литературы (Талмуд и другие).

Вавилонский плен имел еще и другое значение. До него иудейский народ, со всем его своеобразным религиозно-нравственным миросозерцанием, жил отчужденно от остального мира. Со времени пленения иудейский народ сделался как бы всемирным: из плена вавилонского возвратилась только незначительная часть иудеев, а гораздо большая их часть осталась в Вавилонской стране, откуда мало-помалу они стали распространяться по всем окружающим странам, всюду внося элементы своей духовной культуры. Эти иудеи, жившие вне Палестины и своими колониями усеявшие впоследствии все берега Средиземного моря, стали известны под названием иудеев рассеяния; они оказали глубокое влияние на последующую судьбу языческого мира, постепенно подтачивая языческое религиозное миросозерцание и таким образом подготовляя языческие народы к принятию христианства.

Извлечь пользу

Подводя итог всему вышесказанному, нам необходимо посмотреть на Вавилонский плен и сделать для себя серьезные выводы. Нам, как христианам, необходимо перестать гоняться за деньгами, машинами, мнимым благополучием (служение чужим богам). Перестать равнодушно относиться к собственной вере, Христу, праздникам церковным, молитве (духовный упадок у иудеев). Перестать надеяться, что свечка, поставленная перед иконой или молитва постороннего человека, без моего участия — поспособствует моему спасению. И все же начать идти путем спасения, вместе с Церковью, с Богом, со Христом. Иначе мы ничем не отличаемся от тех иудеев, которых погнали в плен за их богоотступничество. В нашей истории уже было время, когда Господь дал испытание целой стране, впасть в плен безбожия, в плен мрака греха и мнимого счастья. Так давайте же, вглядываясь в страницы Ветхого Завета, будем находить там не только исторические факты о народе Божием, но сделаем все, чтобы духовные ошибки Израиля никогда не повторились нами.

(Р)