Публикации

О церковных суевериях

Дата: 16.09.2020

Автор: Вероника Вяткина

Все публикации автораВсе публикации автора

Просмотров: 12035

Находясь раньше вне Православия, я и представить себе не могла, что в среде православных могут быть суеверия. «Как можно в них верить?» — думала я. Но, когда пришла в православие, поняла, что не все так просто. Церковные суеверия, верования в нечто тщетное, напрасное, распространяются столь быстро, что не успеваешь за ними уследить.

Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II говорил: «Без настоящей веры человек блуждает в жизни как в потемках и зачастую сам себе создает массу ложных ориентиров: разнообразные приметы, вещие сны, гадания, предзнаменования. Если Богу угодно что-то открыть тебе, Он сделает это так, что ты сразу поймешь. А когда человек сам навыдумывает себе массу каких-то примет и ни на чем не основанных правил, запретов, это чистейшей воды суеверия, даже если случаются они в церковных стенах. Чего только не придумывают! Какой рукой свечку следует передавать. Или — нельзя одну свечку от другой зажигать, чтобы чужую беду не подхватить. И много чего еще в таком же духе. Все это вымысел и никакого отношения к вере не имеет».

Печально то, что суеверия могут сильно отпугнуть людей, только приходящих к Богу. Помню себя, когда только начала ходить в церковь, суеверные люди ко мне так и липли. Всего и не перечислишь, но помню, как одна женщина, как мне показалось, воцерквовленная, сказала мне, что скоро, очень скоро, буквально в ближайшие дни, случится что-то страшное, а может, будет и Конец Света… Неизвестно, скольким людям она поведала свое предсказание, и сколько людей поверило в это.

Часто приходится слышать в нашем храме во время Всенощного бдения, что елеопомазание это и есть миропомазание, хотя последнее — одно из христианских таинств, через которое верующему подаются дары Святого Духа, и совершается оно непосредственно после Крещения. Распространенное суеверие, связанные с таинством Исповеди, известно наверно каждому. Также, по словам священников, люди рассказывают не о грехах, а о проблемах, считая, что проблемы сама по себе должны разрешиться. Совсем недавно после таинства Причащения по окончании службы, когда я начала подходить к иконе, ко мне тут же подбежала женщина и сказала, что после Причастия прикладываться к иконам нельзя. Игумен Тихон на сайте Владивостокской епархии говорит: «Если после Причастия вы запили запивку, то прикладываться можно, иначе тогда ложку за обедом нельзя было бы в рот класть». Касаемо Причастия еще приходилось слышать, что не следует чистить зубы перед этим таинством, так как ничего не должно входить в уста перед Причастием. Вот, что говорит на это протоиерей Дмитрий Смирнов на сайте «Радонеж»: «Вообще по утрам надо чистить зубы, особенно, если идешь в церковь. Даже хорошо бы и причесаться. Не плохо надеть и лучшую одежду, и чтобы она была чистая и выглаженная. А насчет того, что ничего не должно входить в уста -  я такого нигде не читал. Когда мы делаем вдох, разве в наши уста не входит воздух? А с этим воздухом  — вода? Ведь в атмосфере 70%  процентов воды! Ну, а со вздохом мы еще вкушаем и пыль, а вместе с пылью микроорганизмы. Их  вообще-то, можно воспринимать, как некую еду».

Нельзя тут не сказать и о свечах, для многих людей элементарнейший акт возжигания свечей в храме является чуть ли не самым основным в их духовной жизни. Особенно «свечные» суеверия можно встретить во время больших праздников, когда в храме много людей, мало знакомых с православием. Попробуй, передай свечи левой рукой – скорее всего, услышишь обвинение.  А однажды, работая у подсвечника, услышала, как женщина, которая никак не могла закрепить свечку, сказала: «Ох, не любит видно меня Господь, раз не хочет свечку принимать».

Газета «Мир православия» (№6 (87) июнь 2005) пишет: «В списке церковных суеверий на особое место надо поставить геронтоманию — поиск старцев, а если быть точнее — вещунов и волхвов, которые удовлетворили бы жажду духовного рабства, взяв на себя заботу о чужом спасении». Многие люди же почему-то уверены, что священнослужителем человек становится в силу самого факта окончания духовной семинарии, приходилось слышать это и в нашем храме.

Всего, как видите, не перечислишь, но тот факт, что суеверия имеют место быть в церковной среде — не радует. Священник Александр Пикалев в журнале «Самиздат» пишет: «Лучшее лекарство от лжи и заблуждений – это любовь к Богу, к Его святому закону и к Церкви как вместилищу Божественной благодати, а любовь эта достигается через покаяние, осознание собственно греховности. Каждому верующему необходимо понять, что он сам в силу своей греховности является причиной своих духовных и житейских проблем, а не колдунья, живущая по соседству. Вот осознание своей греховности — самое неприятное, но и самое необходимое в жизни христианина. Именно этой неприятности многие бегают как огня. Несомненно, велико искушение превратить христианство в мистический бытовой придаток, но христианство — это религия спасения. Об этом забывать нельзя».

(Р)