Публикации

Призови Меня в день скорби

Дата: 10.10.2014

Просмотров: 6361

Если вы договариваетесь с собой — это эгоизм,

если нет шизофрения

Анекдот

Фабула

Она сидела напротив на краю стула — маленькая, сгорбленная, худая и перебирала тоненькими пальчиками края рубашки. Ее взгляд, устремленный вниз, не отражал движения ее души, был пустой и холодный, вызывающий необъяснимый трепет.

— Я их слышала, — тихо говорила она.

— Кого слышали?

— Голоса.

— Они Вас ругали?

— Ругали, — прошелестела одними губами женщина. — Ругают, ой как ругают! Все не так делаю: руку подниму — ругают, опущу — ругают! Все не так делаю!

— А Вы их видите?

— Не вижу. Только слышу. Голоса слышу.

— Давно у Вас это началось?

Женщина начала отвечать на вопрос, потухшим взглядом сверля пол, а человек в белом халате сидел рядом и аккуратно записывал слова пациентки, но мысли далеко витали от белых стен палаты. Вот перед ним женщина пятидесяти лет, неряшлива, волосы спутаны, лицо осунувшееся — habitus хронического алкоголика, мимика скудная, не контактна, заторможена… Правильные все слова, но за ними не чувствуется живой человек с его проблемами, мыслями и переживаниями. Это для нас она — психически больная, к которой не стоит и относиться серьезно. Однако для самой пациентки ее проблемы и переживания важны и требуют разрешения, потому что она живет в своем, особенном, мире, в котором действуют иные законы, и где именно мы — адекватные, психически здоровые люди — являемся странными и больными.

Душа человека так устроена, что то, что непонятно, странно, необычно, что невозможно объяснить доводами разума, кажется неправильным и неприемлемым. Но все, что связано с мысленной, душевной деятельностью невозможно объяснить научными доводами и аксиомами, несмотря на многие исследования в этой области. Наука пытается объяснить малейшие движения души, старается помочь и исцелить ее, но, отвергнув само существование бессмертной души и ее Создателя, находится в тупике своего развития.

Старая и молодая наука

Одной из научных областей знаний о душевном здоровье человека — психотерапии — посвящена декада октября. С 1992 года по инициативе Всемирной федерации психического здоровья 10 октября во всем мире проводится День психического здоровья.

С 2002 года в этот день мероприятия, посвященные повышению информированности населения о данной проблеме, укреплению психического здоровья, по предложению министра здравоохранения академика Дмитриевой, стали проводится и в России. Закон в последнее время встал на сторону психических больных: к ним применимы те же права и свободы, что и к остальным гражданам: недопустимо насильственное помещение в психиатрическую клинику. В Советской России люди, открыто исповедующие Православие, могли окончить свои дни либо на ГУЛАГе, либо в психиатрической больнице под строгим наблюдением врачей. Но сейчас иное время — этих больных не преследуют, не издеваются над ними, но до сих пор среди некоторых распространено предвзятое мнение о них: их не любят, боятся, избегают. В православной среде доводилось слышать мнение, что все психически больные — поголовно бесноватые, находящиеся под властью демонов, а психотерапевтов ставят на одну параллель с экстрасенсами.

В 2000 году Юбилейный Арихиерейский Собор определил правильное отношение к данной категории больных. «Церковь рассматривает психические заболевания как одно из проявлений общей греховной поврежденности человеческой природы…Представляется одинаково неоправданным как сведение всех психических заболеваний к проявлениям одержимости, что влечет за собой необоснованное совершение чина изгнания злых духов, так и попытка лечения любых духовных расстройств исключительно клиническими методами. В области психотерапии оказывается наиболее плодотворным сочетание пастырской и врачебной помощи душевнобольным», — сказано в Социальной концепции РПЦ.

Психиатрия — довольно молодая наука, ее становление относят к концу XIX — началу XX веков. Можно уверенно утверждать, что она немало позаимствовала из пастырства и духовного врачевания, а первый этап ее становления именуется монастырским. Со всей Руси именно в монастыри свозили душевнобольных и бесноватых.

Психиатрия — наука, изучающая психические заболевания, их лечение и профилактику. Психическое здоровье — это состояние благополучия, в котором человек реализует свои способности, может противостоять обычным жизненным стрессам, продуктивно работать и вносить вклад в свое сообщество, то есть адекватно реагировать на внешние раздражители. А психиатр — специалист, который воздействуя на волю человека, его разум и эмоции, помогает преодолеть болезнь или ее последствия.

О психиатрии можно говорить бесконечно: по Международной классификации болезней в этой области медицины выделяют более ста различных заболеваний и отклонений. Причины заболеваний самые разнообразные, нельзя утверждать, что больной человек — обязательно одержимый злыми духами.

Причины заболеваний

Среди психиатров распространена такая горькая шутка, что психически здоровых людей не бывает, а при детальном обследовании, пожалуй, в каждом можно найти какие-нибудь отклонения. Господь создал так человека, чтобы в нем главенствовал дух, который управлял бы душой, а она бы, в свою очередь, телом. Но после грехопадения человек расстроился, его душа изначально уже не может быть здоровой, о чем свидетельствовал еще апостол Павел в своем послании к римлянам: «Ибо знаю, что не живет во мне, то есть в плоти моей, доброе; потому что желание добра есть во мне, но чтобы сделать оное, того не нахожу. Доброго, которого хочу, не делаю, а злое, которого не хочу, делаю. Если же делаю то, чего не хочу, уже не я делаю то, но живущий во мне грех». Действительно, невозможно представить преподобного Сергия Радонежского или Серафима Саровского, страдающих шизофренией или одним из видов неврозов, потому что там, где святость и духовная чистота не может развиться психическое заболевание.

Причинами психических заболеваний могут быть и греховные привычки: хронический алкоголизм почти всегда приводит к алкогольным психозам, если человек до них доживает. Через несколько дней после прекращения приема алкоголя больной вдруг начинает видеть насекомых, животных или странных ужасающих существ, которые ругают его, внушают ему унылые мысли и нестерпимый, жгучий страх. Вспоминается одна женщина, рассказывающая о существах, которые ее ругают за малейшее движение, чем очень ее мучают. Существуют так же зависимые состояния, некоторые из которых считаются вполне нормальным и приемлемым делом в современном обществе: работоголизм, шопоголизм, аддикция упражнений (когда тело для человека становится смыслом жизни). Все эти психические отклонения возникают в результате греховных страстей человека, не работающего над своей бессмертной душой.

Согласно одной из причин возникновения психических заболеваний, большое значение имеют индивидуально-биологические свойства человека. О соматической природе некоторых психических расстройств писал святитель Григорий Нисский. Преподобный Антоний Киево-Печерский три года ухаживал за монахом, больным кататонией (одной из форм психозов), рассматривая его состояние как болезненное. Архимандрит Киприан (Керн) в книге «Православное пастырское служение» указывает, что существуют состояния души, которые трудно определить категориями нравственного богословия, они принадлежат не к аскетической области, но к психопатологической, развивающиеся от природы человека. Архиепископ Иннокентий Херсонский утверждал, что на фоне душевных болезней разрушается тонкая нервная ткань, образуются пустоты, через которые душа становится более уязвима к бесовскому воздействию. Так возникшая от естества болезнь как бы обнажает душу, поэтому некоторые психопатологические проявления напоминают поведение одержимых. Преподобноисповедник архимандрит Георгий (Лавров) четко определял причины душевных нестроений, и в некоторых случаях, наладив духовную жизнь человека, рекомендовал сходить к психиатру или, наоборот, брал людей от врача на духовное окормление.

«Мостик» к Православию

Особенно следует остановить внимание на одной удивительной встрече с женщиной. Она сидела уверенная в себе, красивая, ухоженная и рассказывала о себе, еще не понимая до конца, что она — психически нездорова. Женщина училась в Москве в школе одного известного белого мага, где развивала свои, как ей казалось, паранормальные способности, и через некоторое время ей выдали диплом об окончании курсов. Она начала принимать людей, помогать им в тяжелых жизненных ситуациях и лечить их. Один молодой человек-скептик попросил рассказать ему об его здоровье, женщина сказала, что у него удален аппендикс и есть проблемы с печенью и ошиблась во всем. Она рассказывала о чакрах (которые ей там открыли и так и не закрыли), словно гипнотизируя аудиторию, и в конце ее рассказа все слушатели начали верить ей. По словам специалиста она страдала шизофренией, но люди, приходящие к ней на лечение, об этом даже не могли догадываться. Мораль этой истории проста: прежде, чем лечить тело, следует подумать о бессмертной душе.

На сегодняшний день в психотерапии существует несколько сотен методов лечения души, которые не способны, к сожалению, излечить человека до конца. Душа — как аморфный объект лечения — требует мягкого, аккуратного подхода, потому что это — самое прекрасное, что только существует в несовершенном мире. Совершенно недопустимо применение гипнозов и любых вторжений в свободную волю человека, в его сознание. Православные психотерапевты так же утверждают, что нельзя применять в лечении психически больных медитации, аутотренинги (самовнушения) и подобные методы, через которые психотерапевт действует на подсознание пациента. В остром периоде необходимо применение медикаментозной терапии, которую может назначить только врач. При некоторых заболеваниях, вызванных естественными причинами, достаточно применение лекарственных препаратов, но в любом случае только психотерапевт может назначить правильное лечение. Верующий человек, страдающий психическим заболеванием, должен прибегать к Таинствам Святой Церкви, молиться Господу и святым и помнить, что психическое заболевание — такая же болезнь, не лучше и не хуже других, и ее тоже посылает Бог для пользы человека.

По мнению православного психотерапевта Дмитрия Авдеева, психотерапия, когда это возможно, должна стать «мостиком» к Православию. «Я искренне радуюсь, — делится доктор, — видя некоторых из числа своих бывших пациентов в храме. Впоследствии, если они и заходят в кабинет к психотерапевту, то чаще всего только в гости, ибо обретают их души Всемогущего Целителя — Господа Иисуса Христа». Известному врачу XX века святителю Луке (Войно-Ясенецкому) принадлежат следующие слова: «Психотерапия, состоящая в словесном, вернее, духовном воздействии врача на больного, — общепризнанный, часто дающий прекрасные результаты метод лечения многих болезней».

Психические больные часто проявляют агрессию по отношению к окружающим, поэтому их не любят, боятся, обходят стороной, а если человек, хоть немного отличается мышлением или поведением от принятых норм, ему сразу ставятся ярлыки: «Шизофреник! Псих! Ненормальный!» Но даже специалисты ставят подобные диагнозы только после тщательного обследования и, в любом случае, каждый человек — создание Божье, имеющий свободную волю и изначально прекрасную душу, которая после грехопадения обветшала и почернела в бесчисленных согрешениях. Как говорил схиигумен Савва (Остапенко): «Нервы — это грехи. Перестань грешить — и нервные заболевания пройдут». Стараясь поставить «штамп» человеку, отличающемуся от привычных норм, следует помнить, что и за этого странного, неприятного, назойливого человека умер Христос, и для него открыто Царствие Небесное.

Евгения БАЛЬСУНОВА