Публикации

«Не ужасайтесь, ибо этому надлежит быть прежде»

Дата: 30.06.2022

Автор: Диакон Алексей Шаманин

Все публикации автораВсе публикации автора

Просмотров: 6429

В самых разных точках мира временами образуются трещины. Между народами начинаются войны, идет кровопролитие… Какие-то страны захватывают террористические акты, в каких-то часть населения, жаждущая изменений в той или иной области, начинает войну с другой частью, которая не желает ничего менять, а в каких-то дискриминация по религиозному или национальному признаку приобретает характер всемирной.

Порой войны касаются не всего народа, а лишь нескольких семей или даже двух человек. Что делать в таких ситуациях? Чем мы можем помочь себе и другим? Как остановить войну?

Быть воином — грех?

Никто из святых никогда не считал само по себе воинское дело греховным. Преподобный Исидор Пелусиот писал о том, что военная служба делает людей игрушкой смерти. Но говорил он не о краткосрочной службе, не о защите Родины, но о выборе жизненного пути. О тех людях, которые посвящают жизнь свою не Богу, а исканию смерти чужой и бегству от своей.

Священство всегда благословляло войска на защиту родной страны, на защиту своих близких и своей веры. В истории встречались даже исключения, когда и священнослужители и простые монахи участвовали в войне. Преподобный Сергий Радонежский благословил двух своих монахов на участие в Куликовской битве, а преподобный Афанасий Афонский — своего послушника на ратное дело ради спасения страны от нашествия арабов.

Намного важнее духовный настрой воина. Святитель Иннокентий Херсонский указывал на то, что «истинный ратник Христов тот, кто кроме оружия земного имеет и оружие Божие — веру живую, упование твердое, любовь нелицемерную к правде и смирение христианское».

Если ты идешь на войну, чтобы спастись от нее, то делаешь ты благое дело. А если воюешь ради войны, ради смерти или наживы — согрешаешь.

Ответить ли на войну войной?

В ситуациях войны между семьями или несколькими людьми, священноисповедник Роман (Медведь) утверждал, что «нам нет никакой выгоды воевать с людьми, хотя бы они постоянно осыпали нас всякого рода ударами и поношениями… Воевать с людьми —  это значит становиться на их ложную позицию».

Оскорбили? Необходимо стремиться к кротости духа. Кротость и состоит в том, чтобы при оскорблениях от ближнего, без смущения и искренно о нем молиться, — говорит преподобный Иоанн Лествичник.

Обокрали? Еще одна добродетель —  милосердие. «Если ты истинно милосерден, — пишет преподобный Исаак Сирин, —  то, когда неправедно отнято у тебя твое, не скорби внутренно, и не рассказывай об ущербе посторонним. Пусть лучше ущерб, нанесенный обидевшими тебя, поглощен будет твоим милосердием».

Обидели? Становись умнее. «Быв кем-либо обижен, поруган, или изгнан, думай не о том, что с тобой произошло, но о том, что из этого [последовало и] последует, и увидишь, что обидчик стал для тебя причиной многих благ, не только в настоящем, но и в будущем веке», — учит преподобный Марк Подвижник.

Оклеветали? Молись. «Насколько ты молишься от всей души за оклеветавшего тебя, настолько Бог открывает правду тем, кто поверил клевете», — наставляет преподобный Марк.

И непременно необходимо прощать обидчику согрешения его, ведь если не простим, то и Отец Наш Небесный не простит нам согрешений наших.

В случае же крупной войны лишь защита может быть оправданием для воюющих. Отечество, жены, дети, старики и, самое главное, вера — это то, что мы можем и должны защищать.

Как относиться к врагу, ведущему войну против нас?

«Люби грешников, но ненавидь дела их», — говорит преподобный Исаак Сирин. А ведь каждый, начавший войну и ведующий ее во зло — грешник. Поэтому и к каждому воюющему нужно относиться, как к грешнику.

Преподобный Силуан Афонский писал: «Если увидишь грешащего человека и не пожалеешь его, то благодать оставит тебя». Молитва за врагов — венец райский. «Лучше с благоговением молиться о ближнем, нежели обличать его во всяком согрешении» (прп. Марк Подвижник).

Однако не во всех случаях нужно молчать. Человек, увлекаемый греховными мыслями, ослепляется ими, и действия греха в себе видит, причины же этих действий видеть не может, говорит преподобный Марк. Кто наставит его, кто откроет глаза ослепшему? «Кто со страхом Божиим вразумляет и наставляет согрешающего, тот приобретает себе добродетель, противоположную греху».

Если же враг ослеп настолько, что не в состоянии более увидеть? На это сказал Христос: «Не давайте святыни псам и не бросайте жемчуга вашего перед свиньями, чтобы они не попрали его ногами своими и, обратившись, не растерзали вас» (Мф. 7, 6). «Наихудший род греха — не признавать, что ты грешен» (св. Кесарий Арльский).

Если война — гонения за веру.

Христианин не должен страшиться и мучиться в напастях, колеблясь в надежде на Бога, но ему надо быть смелым, потому что с ним Господь, с ним Дух Святой, говорит святитель Василий Великий. Уподобиться Самому Христу, исповедовать свою искреннюю веру — что может быть выше для христианина?

Бояться же и страшиться не нужно. Страшись более Бога и мук вечных, нежели людей и кратковременного озлобления, — говорит священномученик Киприан Карфагенский.

Для поддержания духа, для того, чтобы не впасть в уныние во время гонений душеполезно христианину читать жития и страдания святых мучеников.


А тем, кто далеко от войны, но слышит ее отголоски остается подбадривать своих братьев, поддерживать в них веру и укреплять их дух.

Но чаще всего должны раздаваться в наших сердцах слова Христа, так выразительно и ясно передающие то, что случалось десятки и сотни раз после Его Воскресения на земле:

«Когда же услышите о войнах и смятениях, не ужасайтесь, ибо этому надлежит быть прежде; но не тотчас конец. Тогда сказал им: восстанет народ на народ, и царство на царство; будут большие землетрясения по местам, и глады, и моры, и ужасные явления, и великие знамения с неба. Прежде же всего того возложат на вас руки и будут гнать [вас], предавая в синагоги и в темницы, и поведут пред царей и правителей за имя Мое; будет же это вам для свидетельства. Итак положите себе на сердце не обдумывать заранее, что отвечать, ибо Я дам вам уста и премудрость, которой не возмогут противоречить ни противостоять все, противящиеся вам. Преданы также будете и родителями, и братьями, и родственниками, и друзьями, и некоторых из вас умертвят; и будете ненавидимы всеми за имя Мое, но и волос с головы вашей не пропадет, — терпением вашим спасайте души ваши» (Лук. 21, 9-19).