Публикации

Сокровищница Русской земли

Дата: 27.06.2017

Автор: Евгения Бальсунова

Все публикации автораВсе публикации автора

Просмотров: 9678

Я осную здесь такую обитель Мою, равной которой не было, нет и не будет никогда во всем свете:

это четвертый жребий Мой во вселенной. И как звезды небесные и как песок морской умножу Я тут служащих Господу Богу 

и Меня, Приснодеву, Матерь Света, и Сына Моего Иисуса Христа величающих:

и благодать Всесвятого Духа Божия и обилие всех благ земных и небесных,

с малыми трудами человеческими, не оскудеют от этого места Моего возлюбленного!

Из Летописи Серафимо-Дивеевского монастыря

Первое мое знакомство с Православием началось несколько лет назад в Свято-Троицком Серафимо-Дивеевском монастыре, расположенном в Нижегородской области. Дорога до этого святого места была трудной, запутанной, долгой и, думалось, этим бесконечным лесам и полям не будет конца, а обитель казалась недосягаемо далекой. Но вот долгожданные ворота в монастырь, и глаза просто ослепила небесная красота сего места. Паломников встречает величественный и прекрасный собор в честь Пресвятой Троицы, нежно-зеленого цвета, достигающий будто самого Неба. Именно здесь находится одно из главных сокровищ Православной России — мощи преподобного Серафима Саровского, чей духовный опыт стоит примером для многих его последователей — и монахов, и мирян.

Однако эта любимая обитель Божией Матери, Ее четвертый удел, славится многими угодниками Божьими, а Церковь 27 июня установила в честь них особое празднование. В апреле 2008 года по благословению Патриарха Московского и всея Руси Алексия II на следующий день после дня памяти основательницы Дивеевской обители преподобной Александры (Мельгуновой) был установлен день памяти всех, кто трудился здесь во славу Имени Божьего на Дивеевской земле. Только в Церкви и в Господе возможно такое соединение времен: от XVIII до прошлого века.

Александра Дивеевская — схимонахиня, первоначальница Дивеевского монастыря. В миру Мельгунова Агафия Семеновна, родом из дворян, владелица поместий. Овдовев, в Киеве приняла тайный постриг. Сподобилась явления Божией Матери, повелевшей ей стать первоначальницей Своего четвертого удела. Около 1760 года по пути в Саровскую пустынь она остановилась в селе Дивеево, где ей явился ангел и известил, что это и есть место, указанное Богородицей. Через 3 года заболела и умерла ее десятилетняя дочь, Агафия отпустила на волю своих крестьян, продала имения, вырученные средства вложила в церковное строительство (построила и возобновила 12 церквей) и раздала бедным, и с четырьмя послушницами стала подвизаться под руководством саровских старцев. Занималась тяжелым физическим трудом: чистила хлевы, ухаживала за скотиной. Перед кончиной приняла постриг в схиму с именем Александра. Скончалась 13 июня 1789 года, в 2004 году определением Архиерейского Собора была причислена к лику общецерковных святых.

Преподобная Марфа (Милюкова) из семьи благочестивых крестьян Нижегородской губернии. Сам преподобный Серафим избрал ее для служения Богу в святой обители, и с 13 лет она начала вести подвижническую жизнь, превосходя по суровости подвига даже сестер общины. Она была почти молчальница, и батюшка Серафим особенно нежно и исключительно любил ее, посвящая во все откровения свои о будущей славе обители и в другие великие духовные тайны, заповедуя не говорить о том до времени, что и выполняла она свято, невзирая на просьбы и мольбы окружающих сестер и родных. После ее смерти в 1829 году преподобный Серафим открыл дивеевским сестрам, что он постриг ее в схиму.

Преподобная Елена (Мантурова) была из дворянского рода и проживала недалеко от Саровской пустыни. Она была веселого нрава и о духовности не имела никакого понятия. Но неожиданное происшествие полностью переменило ее жизнь. В уездном городе Княгинине Нижегородской губернии ей явился огромный страшный змий. Он был черен и страшно безобразен, из его пасти выходило пламя, и пасть казалась такой большой, что ей показалось, будто змий поглотит ее. Змий спускался ниже и ниже, Елена Васильевна уже ощущала его дыхание, и тогда она закричала: «Царица Небесная, спаси! Даю Тебе клятву, никогда не выходить замуж и пойти в монастырь!» Страшный змей тотчас взвился вверх и исчез. После этого Елена Васильевна совершенно изменилась, она стала серьезная, духовно настроенная и стала читать священные книги. Мирская жизнь была ей невыносима, и она жаждала поскорее уйти в монастырь и совсем затвориться в нем, но батюшка Серафим предрек ей, что она выйдет замуж. Три года ездила Елена к преподобному, и только потом благословил он ее послужить в Дивеево. Она смиренно и просто трудилась наравне со всеми, несмотря на то, что ей было всего лишь 20 лет от роду, и непрестанно молилась. Она скончалась накануне праздника Пятидесятницы, 28 мая 1832 года, двадцати семи лет от рождения, пробыв в Дивеевской обители всего семь лет. На другой день, в саму Троицу, во время заупокойной литургии и пения Херувимской песни, воочию всех предстоящих в храме покойная Елена Васильевна, как живая, три раза радостно улыбнулась в гробу.

Блаженная Пелагея (Серебренникова), о которой предрек сам преподобный Серафим, что она «будет великий светильник». Она родилась в богатой купеческой семье в городе Арзамасе. Вскоре после вынужденного замужества Пелагия Ивановна побывала у преподобного Серафима в Сарове, после чего и взяла на себя подвиг юродства Христа ради. Пелагия Ивановна стала несуразно одеваться и странно вести себя в общественных местах, вызывая пересуды и оскорбления, которые искренно радовали ее душу, презревшую все блага мира сего. Живя на улице, блаженная днем бегала по городу и безумствовала, а ночи проводила в молитве на паперти церкви. Муж, как и родственники, не понимавший великого пути жены, подвергал ее побоям и истязаниям, морил голодом и холодом, сажал на цепь. Только благодать Божия подкрепляла ее и давала силы переносить все мучения. Пелагию Ивановну привезли в Дивеево. Первая ее келейница так била Пелагию Ивановну, что и смотреть нельзя было без жалости. И в монастыре она вела себя более, чем странно: день проводила в монастырском дворе: сидела или в яме, наполненной всяким навозом, или же в сторожке в углу, летом и зимой ходила босиком, становилась нарочно ногами на гвозди, прокалывала их насквозь и всячески старалась истязать свое тело. К святой стекалось множество людей, испрашивая вразумления, помощи и совета. В 1884 году Господь забрал эту чистую, светлую душу в Свои Небесные Обители.

Святая блаженная Пелагея закончила своим подвигом XIX век, начался век двадцатый — жестокий, страшный, многострадальный для обители и всего православного мира. У алтаря Троицкого собора Дивеевского монастыря находится могила блаженной Параскевы, скончавшейся в 1915 году в возрасте 120 лет. В миру святая носила имя Ирина и была из семьи крепостных крестьян. Когда девице минуло семнадцать лет, господа выдали ее замуж за крестьянина Федора, и девица стала примерной женой и хозяйкой. После смерти мужа через восемь лет, Пелагея претерпела множество несправедливых мучений и страданий: обвиненная в краже, бежала в Киев, где скрывалась у старцев. Дважды по заявлению помещика ее находили, заключали в острог, а затем отправляли обратно в поместье. Во время второго побега Ирина тайно приняла постриг с именем Параскева и получила благословение старцев на юродство Христа ради. Вскоре хозяева сами выгнали девушку. Около 30 лет жила она в вырытых ею пещерах в Саровском лесу, проводя время в молитве. Временами ходила то в Саров, то в Дивеево, и в 1884 году навсегда осталась в Дивеевском монастыре. В 1903 году ее посетили император Николай II и императрица Александра Федоровна. Блаженная предрекла им скорое рождение долгожданного наследника, а также гибель России и царской династии, разгром Церкви и море крови. Царь не раз обращался к предсказаниям Параскевы. Незадолго до своей кончины блаженная часто молилась перед его портретом, предвидя скорую мученическую смерть государя. Умирала блаженная тяжело и долго. Кому-то из сестер было открыто, что этими предсмертными страданиями она выкупала из ада души своих духовных чад.

Первыми власть Советов приговорила к смертной казни в 1919 году мучениц Евдокию, Дарию, Дарию и Марию. Евдокия (Шикова) родилась в крестьянской семье, жила у тети и дяди, у них училась благочестию. Она носила вериги, которые у нее были поясом, и никому не разрешала касаться этого места. Рубаху Дуня не меняла, пока та не истлеет, меняла раз в год и тогда всех, кроме двух девушек, высылала. Келья была дырявая, предлагали ей ставить новую, но она не захотела. На послушании у святой были три сестры: Дария Тимолина, Дария Сиушинская и Мария, которые остались с ней до самой мученической кончины. Освидетельствование мощей подтвердило, что солдаты, прежде чем расстрелять, сильно избивали подвижниц. Убийцы неоднократно стреляли им в голову, а одну из них добили штыком в голову. Исследовав мощи, ученые пришли к выводу, что блаженная старица Евдокия могла ходить. А это значит, что она добровольно приковала себя к постели. Лишь в области колен кости оказались деформированы, потому что святая подолгу молилась, стоя на коленях.

Священномученики Иаков и Михаил (Гусевы) выходили из священнической семьи и являлись потомками первого священника обители — протоиерея Василия Садовского, которому преподобный Серафим Саровский препоручил «дивеевских сирот». Отец Иаков постоянно терпел притеснения и аресты со стороны властей. В 1937 году батюшку Иакова арестовали прямо в храме, в этот же день расстреляли его младшего брата — протоиерея Михаила, не пожелавшего отречься от сана. В записке, оставленной Михаилом жене, было всего лишь несколько слов: «Не плачь, не ропщи — тому времени быть. На нас сбылись слова Спасителя...».

 Преподобномученицы Пелагия и Марфа (Тестовы) родились в бедной крестьянской семье. Пелагея поступила в Дивеевский монастырь в четырнадцати лет, где и подвизалась почти три десятилетия. Ее сестра пришла в обитель намного позже — в 21 год, однако подвиги ее были не меньше, чем и у Пелагеи. В 1937 году их арестовали и назначили заключение сроком на восемь лет. Год не прожила монахиня Пелагея до своего освобождения: в 1944 году накануне празднования Казанской иконы Божией Матери инокиня Пелагия умерла в лагерной больнице и была погребена на лагерном кладбище у поселка Жартас. Инокиня Марфа же прожила в заключении три года. В декабре 1940 года она поступила на лечение в больницу, где и скончалась в 1941 году от декомпенсации сердечной деятельности.

Преподобноисповедница Матрона (Власова) родилась в крестьянской семье. Шестилетней она осталась сиротой и была отдана на воспитание в Серафимо-Дивеевский монастырь. У отроковицы обнаружились способности к рисованию, и живопись стала ее послушанием. В течение всей жизни святая претерпевала заключения и лишения за Имя Христово. Инокиня Матрона мирно скончалась в 1963 году. Ее похоронили на сельском кладбище слева от могил мучениц Евдокии, Дарии, Дарии и Марии.

Жития Дивеевских святых показывают пример современникам, что ни образование, ни наследственность и благородность рода не имеют значения там, где исчезают земные рамки, и нет уже «ни эллина, ни иудея». «Днесь Церковь Русская ликует и прославляет собор всех Дивеевских святых, во времена различна во обители поживших, во всяцем чине и звании подвиги добрыми подвизавшихся, знаемых купно и незнаемых ихже имена написашася в книзе жизни». Сейчас Дивевские святые молятся за род человеческий Господу и Его Пречистой Матери, заповедовавшей изобилие Божьей благодати от этого святого места. А обитель не пошатнется, не рухнет под вражеским наветом мира сего и будет встречать каждого добрым и любящим приветствием: «Радость моя, Христос воскресе!»

P.S. совсем недалеко от нас, в селе Коноваловка Мензелинского района, в храме Покрова Божией Матери находится икона с частицами мощей преподобных жен Дивеевских: основательницы обители Александры, Марфы, Елены, блаженной Пелагии, Параскевы, Марии и последней святой — Матроны, а также покровец с мощей Серафима Саровского и земелька с Канавки Божией Матери. В день памяти Собора святых не каждый может приехать Свято-Троицкий Серафимо-Дивеевский монастырь, но теперь есть удивительная возможность помолиться и приложиться к мощам преподобных в Татарстане.

(Р)