Публикации

Не пошел против Бога

Дата: 09.09.2019

Просмотров: 11531

Предлагаем вашему вниманию рассказ Аполлинарии Михайловны Сковородкиной, родившейся в 1938 году. Она прислала письмо в редакцию газеты «Боровецкий вестник», издаваемой в приходе Свято-Вознесенского собора. Женщину заинтересовало название села Боровецкое сходное с Боровецкой волостью Вологодского уезда, где прошло детство Апполинарии Михайловны.

Мой отец, Гришеев Михаил Николаевич, родился в 1900 году в семье старинного крестьянского рода хлебопашцев, проживающих в деревне Перевоз Боровецкой волости, в которую входило 43 деревни, Вологодского уезда. Деревня стояла на берегу реки Сухоны, впадающей в Двину. При Советской власти это был уже новый административный район с центром в рабочем поселке Сокол, то есть деревни Перевоз Свердловского района Вологодской области. В этой деревне стояла часовня, и жители соседних деревень приходили сюда к Богу.

В 1918 году большевики опубликовали декрет об отделении Церкви от государства и школы. С этого момента начался религиозный геноцид против Православия. Эту часовню закрыли и ходили слухи, что ее разберут и бревна увезут куда-то. Так вот, рискуя своей жизнью и семьями, под покровом ночи некоторые верующие люди спасали иконы из часовни, в том числе мои дед и отец. Иконы эти были старинные, написанные маслом на дереве, очень огромные, некоторые в рост небольшого человека. Хранил их папа на чердаке нашего дома (дом-пятистенок) и часть в сеновале в деревянных ящиках, закрытых сеном, высоко под крышей. Нам же, шести детям, было строго-настрого наказано не болтать и никому не показывать эти иконы, и объяснялось, что нас ждет потом в случае беды. И только после смерти Сталина в 1953 году, а может 1954-ом, папа съездил в Вологду, встретился с настоятелем одного храма и поведал о сокровищах. Однажды зимним вечером приехали на двух лошадях на дровнях и увезли иконочки, и страх нас покинул.

В трех верстах от деревни Перевоз стояла добротная кирпичная старинная Боровецкая Воскресенская церковь, которую тоже закрыли, а потом приняли решение о сносе ее в 1937 году. О том, что церковь была добротная, я понимала, потому что фундамент и обломки стен стояли уже, когда окончила десятилетку и уехала на работу и учебу. В это время отец работал бригадиром плотников, и эту бригаду молодых ребят послали ломать эту церковь. Мой папа не пошел против Бога, не смог. Остальные мужчины пришли, выносили иконы, книги в костер, рушили и крушили все по молодости. Все эти парни и мужики из его бригады потом погибли не своей смертью. Об этом много раз говаривал нам отец уже взрослым, что Бога нужно почитать. Папа, кто и как погиб. Но я ни одного имени не запомнила, а вот как они погибли, засело в памяти. Кого-то переехал паровоз, другие перевернулись на рыбалке в лодке, кто-то в драке на гулянке погиб, кто-то просто зачах, упал с высоты. Отец же мой дожил до 81 года, прошел Отечественную войну, пришел домой на костылях в конце войны, дойдя до Европы с победой. В деревню вернулись с войны только 3 мужика из 120 домов. 

Другая Боровецкая

Историческая справка

Приходская Боровецкая церковь Воскресения Христова (по данным И.В.Степановского «Вологодская старина. Историко-археологический сборник» Вологда, 1890.) была построена Дионисием Глушицким «за 18 верст вниз по реке Глушице, на большой реке Сухоне» около 1430 года в селе Воскресение (ныне улица Возрождения, г. Сокол, Вологодская область). 
До половины XVIII столетия все церковные строения на Глушице были деревянные. Каменная церковь была построена в 1786 году, в ней было четыре престола, храм поражал всех своим великолепием и красотой. Воскресенская церковь была главным украшением села, центром духовности и просвещения, у церкви существовала паромная переправа. Православная община объединяла не только прихожан села, но и тех, кто жил в окрестных деревнях.

В 1922 году власти провели конфискацию церковного имущества, а 1935 — начали рушить Боровецкую Воскресенскую церковь. В 1950-х годах храм был разобран на кирпичи до конца пленными немцами. Кладбище при церкви сравняли с землей бульдозером, могильные плиты разбросали.