Публикации

О посте постящихся и молитве молящихся

Дата: 19.03.2016

Источник: Великий пост 2016

Просмотров: 10098

«Прииде пост, мати целомудрия, обличитель грехов»
Стихира первой седмицы Великого поста

Пост — древней­шее установле­ние Церкви. О нём упо­минается в книге Бытия, он заповедуется Христом и апостолами и является камнем преткновения сластолюбцев всех вре­мён, замечает протоиерей Вик­тор Гурьев. Пост, наравне с молитвой, средство стя­жания благодати Святого Духа, но, к сожалению, многими воспринимается по-разному, и ни одно мнение не соответствует его истинному значению.

Одни считают, что пост — это самоцель. Они «фарисейски» соблюдают каждую деталь и считают, что тяжко грешат, оско­ромившись раститель­ным маслом или варёной пищей. У таких людей в пост не то, что конфет, белого хлеба на столе не увидишь, да и в храме они стоят с армейской вы­правкой, а подойдёт кто-нибудь с вопросом: «Куда свечку поставить?» — не только безбожником на­зовут, да ещё и из храма вытолкают. Таких людей, конечно, мало, но они, всё же, есть.

Других можно назвать «неохристианами», это самая многочисленная категория. Для них пост — диета, полезная и не­обходимая для организма. Молитва же не должна отягощать ум, а значит, «правильце Серафима Саровского» — самое то. В храме таких людей можно увидеть крайне редко потому, что «глав­ное — верить в душе» и «все попы — сребролюб­цы и алкоголики».

Остальные пост и мо­литву воспринимают про­сто как церковное уста­новление, и, не сильно возражая, исполнять их всё-таки не торопятся, оправдываясь «житей­скими нуждами» и «не­мощью человеческой». Рассмотрим теперь пост и молитву с точки зрения православного учения.

Молитва

Молитва — средство богообщения, своего рода разговор с Богом. Здесь человек просит Бога о милости и благодарит о благодеяниях, изливает скорбь и сетует на несча­стья, то есть имеются все атрибуты разговора. Объ­ём молитвенного пра­вила сугубо индивидуа­лен. Молитвы утренние, вечерние, перед едой и последование ко прича­щению обязательны, а на всё, что сверх этого, бе­рут благословение духов­ника, дабы не упасть под тяжестью непосильного бремени. Господь Иисус Христос, предупреждая Своих учеников о крат­кости молитвы, говорит: «Молясь, не говорите лишнего, как язычники, ибо они думают, что в многословии своем будут услышаны» (Мф. 6:7). В Православии же идеалом является молитва Иисусо­ва — умосердечная, когда не только уста, но и ум, и сердце, и все чувства поглощены богообщением. Она не должна быть рассеянной и холодной. Потому что рассеяние на молитве — нарушение заповеди о произнесении имени Божия всуе. Холод же — ложь и лицемерие перед Богом, ведь сердце должно гореть любовью к Нему. По той же причине молитва не может быть и «механической», «по при­вычке», ибо «мерзость пред Господом — уста лживые, а говорящие ис­тину благоугодны Ему» (Прит. 12:22). Каждая молитва должна быть новым, неповторимым, живым опытом встречи души с Богом, подобно таинству церковному, когда сходит благодать, преображающая и освя­щающая всего человека.

Напрямую от молитвы зависит и пост, поскольку даже самая искренняя и живая молитва, отягощённая сластолюбием, теряет свою силу и действен­ность.

Под постом Церковь подразумевает сознатель­ное и добровольное огра­ничение духовное и теле­сное. По длительности он бывает временным (одно­дневные и многодневные посты) и постоянным (установленный Церко­вью запрет или принесён­ный обет воздержания на всю жизнь).

Постоянный духовный пост призван на борьбу с грехами: многоядением, леностью, гневом, осуж­дением, пустословием и другими. Без этого любые молитвы и любое воз­держание телесное будет бессмысленным. Посто­янный запрет установлен святыми апостолами и на такие вещи, как удавленина, кровь, мертвечина, идоложертвенное, а так­же на любую внебрачную близость (блуд).

И есть пост времен­ный, в духовном плане он выражается в воздер­жании от увеселительных мероприятий, приёмов и посещений гостей и др. В телесном отношении запрет распространяется на вкушение определён­ных видов продуктов в конкретные дни, и, как правило, на супружескую близость (по обоюдному согласию). Следует за­метить, что нарушение поста не просто прояв­ление немощи, а созна­тельное противление воле Божией, разумеется, при отсутствии внешних препятствий (нахождение в больнице, путешествие, болезнь и др.), но это нисколько не умаляет греха, а лишь напоминает человеку о его немощи и смертности. Выражаясь ветхозаветным языком, продукты, запрещённые для вкушения в тот или иной день, являются не­чистыми, т. е. употре­бление их равносильно удавленине, идоложертвенному... пост необхо­дим, поскольку человек, не могущий управлять своим чревом, не спосо­бен ни к чему доброму, а многие страсти и по­роки берут своё начало и заканчиваются в чре­воугодии.

В любом случае, стро­гость поста должна со­ответствовать высоте молитвы и духовного воздержания: чем уси­ленней молитва, тем строже пост. Излишнее усердие в воздержании, без соответствующей духовной и молитвен­ной подготовки ведёт к повреждению здоровья, или истончает грань между духовным миром, позволяя беса принять за ангела света.

Священник Сергий МОЛЧАНОВ, г. Агрыз
Источник: газета "Православный Болгар", 
№2 (145) март-апрель 2014