Публикации

Условия Богоугодного поста

Дата: 02.03.2014

Просмотров: 4457

Евангелие от Матфея 6: 14-21

Ибо если вы будете прощать людям согрешения их, то простит и вам Отец ваш Небесный, а если не будете прощать людям согрешения их, то и Отец ваш не простит вам согрешений ваших.

Также, когда поститесь, не будьте унылы, как лицемеры, ибо они принимают на себя мрачные лица, чтобы показаться людям постящимися. Истинно говорю вам, что они уже получают награду свою. А ты, когда постишься, помажь голову твою и умой лице твое, чтобы явиться постящимся не пред людьми, но пред Отцом твоим, Который втайне; и Отец твой, видящий тайное, воздаст тебе явно.

Не собирайте себе сокровищ на земле, где моль и ржа истребляют и где воры подкапывают и крадут, но собирайте себе сокровища на небе, где ни моль, ни ржа не истребляют и где воры не подкапывают и не крадут, ибо где сокровище ваше, там будет и сердце ваше.

Греческий глагол, переводимый обычно как «прощать», «оставлять», имеет и такие значе­ния, как «освобождать», «оправдывать по суду». Это освобождение нами наших ближних от их грехов против нас, это оправдание их на нашем внутреннем суде ставится Господом как условие для прощения нас самих от грехов наших.

Чин прощения

Чин прощения

В самом деле, пока мы не простили сполна всем согрешившим против нас, всем огорчившим нас, наконец, всем просто не воздавшим нам якобы «должных» уважения или хоть просто внимания, до тех пор мы не в праве обращать­ся к Богу с просьбой о прощении нас самих. И дело тут, думается, не в том, что Бог подводит некий бухгалтерский учет, некий баланс прегре­шений наших и совершенных против нас, долгов отпущенных и неотпущенных, а в том, что, не «отпустив на свободу» (Лк.4: 18) другого, мы наносим вред в первую очередь не ему, а самим себе. Мы сами постоянно подводим внутри себя эгоистичный счет наших обид и раздражений, тем самым отделяя самих себя от ближних, а по­тому — и от Бога.

И тут важно помнить, что прощение — это не формальное произнесение слова «прощаю», хотя и одного этого уже очень немало, а изменение на­шего настроя по отношению к обидчику, измене­ние сердца нашего, нас самих. Простить — значит перемениться, сменить горечь обиды на радость встречи с согрешившим, рассмотреть тот Образ Божий, по которому сотворены и обижающие и обиженные.

Часто бывает, что мы не можем простить ближ­нему какой-то грех, мы представить себе не можем, «как он мог», наше чувство справедливости не по­зволяет простить. Но давайте вспомним: каждый раз когда мы сами совершаем любой грех, неважно малый или большой, мы ведь не думаем, «как бы нам гадость какую сделать, зло какое-нибудь со­вершить». У нас всегда есть «причины» и «оправ­дания» нашего греха. Вот только причины чужих грехов мы видеть, как правило, не способны.

И для того, быть может, мы и входим сейчас во время поста, чтобы попытаться приложить усилия к прощению друг друга, чтобы хоть в настоящем времени от сердца сказать: «...и остави нам долги наша, якоже и мы оставляем должником нашим».

Священник Глеб КОЗЛОВ
Источник: журнал "Великий пост", №4