Публикации

Великопостное чтение Евангелия

Дата: 09.03.2023

Автор: Протодиакон Дмитрий Половников

Все публикации автораВсе публикации автора

Просмотров: 42185

Откуда пошла традиция Великим Постом читать Евангелие на часах?

Евангелие — нет более ценимой книги для христианина. Четыре книги, написанные апостолами Матфеем, Марком, Лукой и Иоанном Богословом, описывают жизнь, учение, смерть и воскресение Господа нашего Иисуса Христа. И в богослужении Православной церкви чтение Евангелия занимает особенное место. Богослужебное Евангелие, обычно богато украшенное, всегда лежит на Престоле, и только иногда выносится для поклонения верующим. Чтение Евангелия всегда приходится на смысловые вершины богослужения. Главное место чтения Евангелия — это Литургия. Для удобства понимания, обычно Литургию делят на три части, вторая часть, начинающаяся с возгласа священника: «Благословенно Царство Отца и Сына и Святого Духа» и до отпуста оглашенных: «Елицы оглашенные изыдите», называется Литургией оглашенных, или Литургией слова. В древней церкви на этой части Литургии разрешалось присутствовать кающимся и не крещенным, но готовящимся принять крещение (оглашенным). Вершиной этой части Литургии является чтение Священного Писания Нового Завета (Апостол и Евангелие). Данные чтения и следующая за ними проповедь назидала как церковную общину, так и людей, готовящихся в нее войти. Евангелие читается и на воскресной утрени, и на праздничной утрени, когда совершается полиелей. Чтение Евангелия на утрени может быть необычным: вспомним последование 12 Страстных Евангелий, которое у нас обычно совершается в Великий Четверг вечером. Но бывают и другие случаи, когда Евангелие читается на менее важных службах, и тогда его чтение ставит эти службы в совершенно особое положение. Например, Евангелие может читаться и на вечерне, но это редчайший случай: вечерня первого дня Пасхи, вечерня в Великий Пяток. Конечно, это дни совершенно особые, имеющие исключительный богослужебный устав.

Есть еще более удивительный случай — чтение Евангелия на часах. Часы — это самая скромная служба, но три раза в год совершается особое последование, которое в Русской церкви получило название Царские Часы. Эти необычные часы совершаются в Навечерие Рождества и Крещения, а также в Великий Пяток. Но, называя эти часы Царскими, церковный устав полагает их совершение накануне самых великих праздников. Читают Евангелие на часах и в первые три дня Страстной седмицы.

Не всегда современный верующий человек может посещать великопостное богослужение. Если ходить в храм Великим Постом только по воскресным дням, то сложно почувствовать великопостные особенности богослужения, посредством которых сообщается нам дух Великого Поста. Служба в выходные, по крайней мере, ничем не отличается от обычной. Но, если побывать на службах в будние дни, то возникает некое недоумение — на службах не читается Евангелие. Да, на вечерне и на шестом часе читаются паремии — особые Ветхозаветные чтения из книг Бытия, Премудрости Соломоновых и пророка Исайи. Но привычного чтения Евангелия, по крайней мере в первые недели Великого поста, нет. В этом есть особый духовный смысл. Великий пост — время не для обычной человеческой радости о земном. Постом мы отказываемся от скоромной пищи и увеселений и покаянием и постом готовим себя к празднику праздников — Святой Пасхе. А это имеет прямое отношение к чтению Евангелия. Евангелие — это непременная радость, благая весть, так переводится название этих книг на русский язык. И Церковь мудро рассудила, что Евангелие, как и совершение полной Литургии, возможно только в субботу и воскресенье Великого поста. Но все же, мы начинаем слышать Евангелие на часах в будние дни поста. В разных храмах это происходит по-разному. Где-то только с шестой седмицы Поста, где-то по средам и пятницам, начиная со второй седмицы, а где-то мы слышим Евангелие на часах почти весь Великий пост.

Типикон, предписывает вычитывать всех четырех Евангелистов (Евангелие от Иоанна вычитывается не до конца) на часах понедельника, вторника и среды Страстной седмицы. Данная традиция, появилась в XI веке и постепенно распространилась по всему православному миру. Страстная седмица имеет ярко выраженный изобразительный характер, и этим сильно отличается от богослужения других дней церковного года. Каждая служба обозначает какое-то событие в истории Страстей Господних. К примеру, Литургия Великого Четверга изображает Тайную вечерю, утреня 12 Евангелий и часы Великой Пятницы — события ночи и утра Страстей и Распятие Господа, а евангельские чтения вечерен Великих Понедельника и Вторника повествуют о поучениях Христа, произнесенных Им на Елеонской горе, то дневное время первых трех дней Страстной седмицы оставалось лишенной какой-либо конкретной символики. Поскольку из Евангелия известно, что в эти три дня Господь днем учил в Иерусалимском храме, то в качестве воспоминания этих событий и было избрано чтение священником (изображающим, таким образом, Самого Христа) Евангелия (как Слова Христова) в храме (указывающем на Иерусалимский храм) в течение всего долгого дневного времени понедельника, вторника и среды (для этого Евангелие и читается целиком).

Наполнение чтений часов не имеет значения, в отличие от Евангелий Утрень и Вечерен, где конкретные зачала говорят о конкретных событиях Страстной. Традиция чтения Евангелия на часах первых трех дней Страстной седмицы исторически — сравнительно поздняя; но в сознании людей она превратилась в обязательный элемент, причем произошла и некоторая трансформация: многие теперь уже думают, что нужно не просто изобразить проповедь Христа в храме, а обязательно вычитать все Евангелия от начала и до конца. Поскольку сделать это за первые три дня Страстной — трудновато, так как придется провести в храме очень много времени (хотя в этом именно и состояла мысль тех, кто ввел эту практику: изобразить проповедь Христа в храме от утра и до вечера, изобразить предельно буквально), то Евангелия многие начинают вычитывать заранее, до Страстной седмицы, в течение рядовых великопостных седмиц. Такая практика широко распространена сегодня в России. Но, конечно, вычитывание Евангелия вне Страстной седмицы придает будним великопостным службах несвойственную им по Уставу торжественность. Лучшим вариантом сокращения, но с сохранением исключительного места в часах лишь Страстной седмицы, является практика вычитывания лишь одного Евангелия от Иоанна Богослова. Так делают в некоторых духовных школах Русской Православной Церкви.